Григорий Бояджиев: приоткрывая занавес в мир театра

Григорий Бояджиев: приоткрывая занавес в мир театра
 Григорий Бояджиев

Григорий Бояджиев

В 1834 году в приложении к журналу «Телескоп» — газете «Молва» — была опубликована первая основательная критическая статья Виссариона Белинского, с которой и началась его плодотворная литературная деятельность.

В статье, получившей название «Литературные мечтания. Элегия в прозе», автор знакомит читателя с русской литературой в ее историческом развитии. Белинский, безусловно, не обходит стороной и театр. Вот что он пишет: «Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств?».

Такое же восторженное отношение к театральному искусству, без сомнения, испытывал и Григорий Нерсесович Бояджиев, советский театровед и театральный критик. Все окружавшие его люди признавали в нем талант педагога. Доктор искусствоведения, театровед Видас Силюнас вспоминал о Бояджиеве: «Если он и завещал что-то — в первую очередь — любить своих студентов. Идешь к студентам, чтобы и себя показать, потому что — это артистическая профессия, но и на них посмотреть. И замечательно, что ты можешь с людьми, за которыми будущее, говорить о вечном искусстве».

Григорий Нерсесович Бояджиев родился в 1909 году в Нахичевани-на-Дону (ныне пригород Ростова-на-Дону) в армянской семье. Уже с юного возраста, после окончания школы, печатался в местных газетах. В 19 лет стал преподавать на рабочем отделении педагогического института.

В 1930 году Бояджиев окончил литературное отделение педагогического факультета Ростовского государственного университета. В период учебы, еще будучи студентом, он увлекся театром. Тогда, в 1926 году, труппа Московского художественного театра гастролировала в Ростове-на-Дону. Бояджиев был потрясен игрой Михаила Александровича Чехова, племянника Антона Чехова, в постановке пьесы шведского писателя Августа Стриндберга «Эрик XIV».

Григорий Бояджиев погрузился в театральную жизнь. Он участвовал в работе Театра рабочей молодежи, играл и ставил спектакли.

В 1937 году из Москвы в Ростов-на-Дону перевели Театр-студию под управлением Юрия Завадского. Познакомившись с Бояджиевым, Завадский пригласил его на работу — заведовать литературной частью. Надо сказать, что первая встреча с новым работником произвела на него впечатление: «…на обсуждение пьесы местного драматурга Ф. Готьяна „Тигран“ пришел хрупкий, восторженный юноша с сияющими глазами — Бояджиев. Он произнес зажигательную речь в защиту „Тиграна“, поразил нас темпераментом, прекрасным чутьем театра и назавтра… стал завлитом нашего театра». Упомянутая пьеса «Тигран» Федора Сергеевича Готьяна была поставлена в 1938 году на сцене театра им. Горького Юрием Завадским.

Спустя время труппа Завадского вернулась в Москву. С ней же и уехал Григорий Бояджиев. В 1938 году Бояджиев учился в аспирантуре ГИТИСа. Там он начал читать курс по истории западноевропейского театра на кафедре Алексея Карповича Дживелегова, также уроженца Нахичевани-на-Дону. Дживелегов привлек одаренного ученика в соавторы «Истории западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» (1941).

Без названия.jpg

Во время войны Григорий Бояджиев работал завлитом в Центральном Театре Красной Армии.

После войны возглавил кафедру зарубежного театра в ГИТИСе, но был изгнан из института — его обвинили в «антипатриотизме» (дело «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» 1949 года). Впоследствии Бояджиев вернулся в ГИТИС, где работал всю оставшуюся жизнь. В 1958 году он защитил докторскую диссертацию по драматургии Мольера. Был членом худсовета Театра на Таганке.

Плодотворными для Бояджиева были 1960-е годы. Выходят его книги «Поэзия театра», «Театральный Париж сегодня», «Шесть рассказов об американском театре» в соавторстве с Александром Аникстом.

В 1965 году Бояджиев подготовил полное собрание сочинений Мольера со своей вступительной статьей и примечаниями. Бояджиев хорошо знал русское театральное искусство, особенно любил А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.

В 1969 году выходит в свет его книга «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров», в которой он живым языком и в форме непринужденной беседы вводит юных читателей в удивительный мир театра. Он рассказывает о лучших постановках, начиная со времен Античности и заканчивая серединой XX века. Книга приобрела большой успех — выдержала несколько изданий.

В предисловии к третьему изданию профессор, доктор искусствоведения А.Г. Образцова пишет: «Г.Н. Бояджиев писал об истории, будь то Мольер, Шекспир, Лопе де Бега или Расин, точно так же, как и о современности, — темпераментно, образно, будто все случилось на его глазах и сам он был не только очевидцем, но и заинтересованным участником происходящего. Эта способность максимально сближать историю и современность и породила единственную в своем роде книгу „От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров“».

Источники:

1. Образцова А.Г. Театральные уроки Г.Н. Бояджиева ‖ Г.Н. Бояджиев «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров». 3-е изд. Москва : Просвещение, 1988.

2. Сто лет со дня рождения Григория Бояджиева ‖ tvkultura.ru.

3. Бояджиев, Григорий Нерсесович ‖ www.krugosvet.ru.

Григорий Бояджиев: приоткрывая занавес в мир театра