Артур Варданян. И грустно, и смешно.

Артур Варданян. И грустно, и смешно.

Армянский музей Москвы ранее представлял вам литературное творчество Артура Варданяна. 

 Режиссер, писатель Артур Варданян. (из личного архива)

Режиссер, писатель Артур Варданян. (из личного архива)

Артур Эдуардович Варданян. Родился 17 декабря 1974 года в Ереване. Окончил Ереванский педагогический институт, факультет культуры. Специальность «Режиссура кино и телевидения».

14 лет преподавал режиссуру  в Ереванском педагогическом  институте.В 1995 году на Арменфильме снял курсовой фильм ''Весы''.  Фильм был представлен на международных кинофестивалях. Вне конкурса был показан на Каннском молодежном кинофестивале. В 2005 снял фильм ''Люди ночи'' с участием заслуженных артистов Армении Анаит Гукасян и Ишхана Гарибяна.Трилогию короткометражек завершил фильм ''Свет''.  Был автором многих телевизионных проектов. Как клипмейкер снял более 200 клипов. Был режиссером и продюсером телевизионных фильмов и сериалов. 

Ноги спускались по бесконечной лестничной клетке: он жил на последнем этаже многоэтажки и никогда не пользовался лифтом. Спускался,  углубляясь в себя и в свое прошлое, словно пытаясь найти какой-то ответ на темном дне души. Эхо шагов отзывалось в ответ как метроном,  разносясь тревожными волнами в  безлюдной площадке подъезда. Сквозь  окно вливался полуденный промежуточный  свет,   высветляющий  его ранюю седину и напоминающий нимб.  Каждый  день он уходил на работу в городе, где ничего не менялось.

 Артур Варданян. "В молодости, в Болливуде" (из личного архива писателя)

Артур Варданян. "В молодости, в Болливуде" (из личного архива писателя)

Вдруг он остановился. Уступая двум юношам поднимающихся вверх по лестнице (облаченных в костюмы клоунов): сердце метронома на мгновение стихло и снова забилось. Он продолжал спускаться. Как слепорожденный, несмотря под ноги, зная наизусть каждую ступеньку: после каждой одиннадцатой- лестничный пролет, где гуляют сквозняки от узких окошек с разбитыми стеклами. Вдруг стало темно, автоматически отключился свет  "с датчиком движения", но он продолжал спускаться. В темноте пахнуло духами и женщиной.

 "Джинджер и Фред" - кинофильм Федерико Феллини, снятый в 1986 году.

"Джинджер и Фред" - кинофильм Федерико Феллини, снятый в 1986 году.

Он прислушался к мраку:  послышался лязг перебираемой в руках связки. Наконец нужный ключ был найден, поворот ключа в замочной скважине и дверь открылась, полоской света обозначая контурами женскоe телo, наряженное в костюм клоуна. Женщина-клоун (клоунесса) поздоровалась, и поспешно закрыла за собой дверь. Mетроном продолжал звучать в обычном режиме до следующего пролета, где в полумраке курил мужчина в костюме клоуна  (шорты-комбинезон,полосатые цветные гольфы, ненужная футболка, крупный галстук, рыжий парик и красный нос). Мужчина-клоун поздоровался, выдыхая при этом дым сигареты, он ответил незначительным кивком головы, продолжая спускаться по лестнице. Дверь подъезда открылась и он, выйдя на улицу прищурил глаза, от обильного дневного света. В песочнице играли дети. Строили замки из песка и лепили куличики. Неподалеку на скамейке сидела бабушка-клоун, и вязала полосатый чулок, сине-красно-оранжевый.

Автобусная остановка была немноголюдна, там стояли плотного телосложения усатый старик-клоун, полненькая (живая) женщина-клоун с зонтиком, и очкастый интеллигентный мужчина-клоун. Он посмотрел на часы, достал из кармана сигареты, но не успел прикурить, ибо из-за поворота показался автобус.

За толстым стеклом в окне автобуса проносился город. Улицы, дома, рекламные щиты, баннер с кандитатом в депутаты (солидный мужчина-клоун с задумчивым взглядом), и ниже надпись "Я тот, кого вы лайкали". Автобус был забит пассажирами-клоунами. Водитель-клоун сбавил скорость, а после и вовсе остановил автобус. Дорога была перекрыта полицейскими-клоунами с малиновыми щитами, и розовыми дубинками в руках. Пришлось пойти в обход. Где-то играла свадьба. Жених-клоун горько целовал клоунессу-невесту. Где-то на заседании в верховном суде судья-клоун читал приговор обвиняемому-клоуну. В больнице доктор-клоун спасал жизнь больного-клоуна. У входа в метро было много народу (инженер-клоун, студент-клоун, архитектор-клоун, политик-клоун, токарь-клоун, бизнесмен-клоун, учительница-клоун, скрипач-клоун, портной-клоун, режиссёр-клоун, клоун-клоун: и все в разноцветных одеяниях с париками и красными носами. Автобус остановился, он вышел и направился к зданию с веселой вывеской "Цирк".

Вошел через служебный вход, прошелся по длинному коридору и остановился перед дверью с надписью «клоун». Открыл дверь, и скрылся в бесконечности своей гримерки. Яркие лампы огромного зеркала  освещали комнату,  погружая  ее в таинственный полумрак. Он снял свой серый пиджак и повесил на изящную деревянную вешалку в углу. И, переодевшись в «клоуна», уселся напротив зеркала, а через мгновение на лице появилась нарисованная улыбка и красный нос. Грустные глаза улыбнулись. Он был готов. Ведь это его призвание – быть клоуном!

Артур Варданян

Артур Варданян. И грустно, и смешно.