Вселенная души: как прошел фестиваль дудука в Москве?

Вселенная души: как прошел фестиваль дудука в Москве?

6 и 7 октября в большом зале Московского планетария проходил 5-й ежегодный фестиваль дудука.

Музей Урании

Планетарий выбрали не просто так, а по случаю Всемирной недели космоса. Это сделало фестиваль по-настоящему невероятным событием.

Перед началом концерта зрители могли прогуляться по Музею Урании, экспозиция которого погружает в историю астрономии. А само действо разворачивалось в большом зале с огромным белым куполом, на который проецировались космические пейзажи, сменявшиеся видами Армении. Мимо проносились звезды, планеты, целые галактики, причудливые фигуры, возникавшие на куполе, напоминали то ли кристаллы, то ли сложную конструкцию хазарашенка. Из космоса зрители переносились на Землю, пролетали над Арменией, а затем вновь наблюдали жизнь галактик. Если добавить сюда звуки дудука в сопровождении других музыкальных инструментов, то и вовсе возникало ощущение сакрального действа, будто мы присутствовали при зарождении жизни.

Видео для создания проекции записывали в Армении с помощью дронов. Ради этого команда фестиваля во главе с Суреном Багдасаряном объехала всю республику в поисках самых захватывающих пейзажей. Выбрать Планетарий в качестве площадки — настоящая находка организаторов. Полнокупольное шоу превратило музыкальный концерт буквально в космический опыт.

На дудуке играли народный артист Армении, профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса Геворг Дабагян, лауреат международных конкурсов, победитель Вавилонского фестиваля Мартин Казарян, солист ансамбля Ереванской государственной филармонии Арутюн Чколян, солист армянского народного ансамбля «Акунк» Армен Ованнисян, лауреат международных конкурсов, музыкант Государственного оркестра народных инструментов, основатель ансамбля «The Birds Band» Норайр Гапоян.

Звучание дудука дополняли камерный хор «Озарение», многоголосый хор «Тамзара», современные композиторы и музыканты: Андрей Танзю (рамочные барабаны, рик, перкуссия), Геннадий Лаврентьев (скрипка, табла, безладовая гитара), Иван Муралов (индийский ситар), Паата Чакаберия (безладовая бас-гитара), Дмитрий Лосев (клавишные, электроника). Свою новую программу представила Сати Казанова, которая, по собственному признанию, «всегда мечтала вплести звучание дудука в свое творчество».

Музыканты и организаторы фестиваля

Перед началом концерта удалось немного пообщаться дудукистами. Мы поговорили о том, как описать звучание дудука, почему этот инструмент стал так популярен за пределами Армении, а также в чем секрет успеха московского фестиваля дудука.

Признанный мастер Геворг Дабагян считает, что звук дудука передает целую гамму чувств: «Звук дудука — это голос души, в его звучании есть любовь, грусть, смятение, радость, мятежность. Все, что заключает в себе любовь. Дудук — это и есть любовь». Есть в нем и солнце, которое дает жизнь нашему миру. По мнению Дабагяна, именно дудук выражает своеобразие армянской души. В то же время это общемировой инструмент.

На вопрос о том, почему именно дудукисты стали так популярны за пределами Армении, Геворг Дабагян ответил, что для жителей республики этот инструмент привычен, а для иностранной публики он становится откровением, новым миром, космосом. Звук дудука облагораживает человека, внушает ему любовь к жизни и очищает от зла. «Богатство и сила дудука — в его простоте», — добавил музыкант.

Слева направо: исполнитель на дхоле Камо Хачатрян, дудукисты Арутюн Чколян, Геворг Дабагян, Мартин Казарян, Норайр Гапоян, Армен Ованнисян

Геворг Дабагян отметил, что именно армянам часто звук дудука кажется грустным, потому что навевает воспоминания о трагических страницах истории, а иностранцы, которые осваивают этот инструмент, не слышат грусти, для них это космическая молитва. Ведь дудук способен напоминать не только о трагедиях прошлого, но и дает надежду и будущее. Как и все прекрасное — и в музыке, и в искусстве.

Мартин Казарян уже много лет живет в Иркутске, где часто выступает с концертами и преподает игру на дудуке. Еще в детстве его покорило бархатное звучание инструмента. Поэтому он решил обучаться игре на этом инструменте. Первой выученной мелодией стала знаменитая «Дле яман».

«Живя уже двадцать лет в России, я что понял: звук этого инструмента — особенный, бархатный. Он проникает в душу человека», — говорит музыкант.

Когда российская публика слушает исполнение на дудуке, она непременно представляет себе Армению и ее пейзажи. Популярность инструмента можно объяснить большим вкладом в популяризацию дудука, который сделал Дживан Гаспарян, а также тем, что дудук способен завоевывать сердца людей, добавляет Мартин Казарян. Дудук — простой инструмент, но богатое звучание и разнообразие эмоций, которые он передает, — все это уже зависит от мастерства исполнителя.

Успех фестиваля, по мнению Казаряна, объясняется большой работой, которую проделали организаторы. В своем городе, Иркутске, он проводит сольные концерты, выступает с органом, организует концерты армянской музыки. Гастролирует и по другим городам России.

Арутюн Чколян отметил, что для многих людей, которые слышат дудук впервые, он звучит как космическая мелодия. Более того, существует точка зрения, что его звучание максимально близко звучанию человеческого голоса, поэтому публика всегда встречает его очень тепло.

Игру армянских дудукистов отличает особенное чувство, через которое раскрывается национальная история. «Если я не могу что-то объяснить по-английски или по-русски, я смогу это передать игрой на дудуке», — сказал Армен Ованнисян. Он также добавил, что популяризация дудука — огромная заслуга Дживана Гаспаряна, который превратил его в особый армянский бренд, знаменитый по всему миру.

Норайр Гапоян добавил, что перед каждым концертом музыканты проделывают огромную работу, много репетируют, но важно и эмоциональное состояние, правильный настрой, который музыкант передаст слушателям.

Анаит Багдасарян

Фотографии предоставлены организаторами.

Вселенная души: как прошел фестиваль дудука в Москве?