Об армянской душе, о которой не написал Освальд Шпенглер
 Фото Айка Мелконяна

Фото Айка Мелконяна

Армянской духовной традиции посвящено много исследований. Среди них - труды выдающегося философа Костана Заряна. В 2006 году журнал "АНИВ" посвятил его личности и размышлениям очерк "Странник" (автор Рачья Арзуманян). Армянский музей Москвы еще вернется к этой теме. Приведем лишь его цитату: "По Заряну одно из принципиальных отличий армянского и европейского миров заключается в том, что Армянский мир не замирает, завороженный неизбежностью смерти, а преодолевает ее идеей возрождения". 

Итак, в этом очерке - лишь попытка обозначить некоторые особенности армянской Души и Духа. 

ОБ АРМЯНСКОЙ ДУШЕ, О КОТОРОЙ НЕ НАПИСАЛ ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР

Не знаю, может быть, уже родилась какая-нибудь теория - антиШпенглер. Сдается мне, законы, открытые им, касающиеся античной, западной и арабской душ, универсальны. То, что сегодня произошло смешение душ, не умаляет значение "Заката Европы", где немецкий ученый не описал их синтез. А значит, чем больше апполоновская, фаустовская и магическая будут смешиваться, тем больше будет востребован Шпенглер.

В свое время Комитас выполнил похожую миссию. И отделил армянский мелос от заимствований.

АЙК.jpg

В конце концов, души, культуры, народы смешивались всегда. И тут победа будет за той душой, которая станет доминантой. Шпенглер описал нам те общества, где происходило наложение, и тут происходило следующее: 
"Народы с крепкой внутренней формой накладываются на более многочисленное, но бесформенное население, а все дальнейшие изменения народов, языков, рас зависят от сплетения очень многих обстоятельств". 
Можно также набраться исторического оптимизма и верить в то, что сегодня происходит в Европе, будет трансформироваться в ее новое качество. Негуманно рассматривать пришельцев-варваров как удобрение, но свою роль в обновлении крови они выполнят. То, что это не случилось целомудренно, в альковах Версаля, очень жаль, но не так ли татары смешивались с русскими?

Нас в этой истории больше интересует другой аспект.

 Освальд Шпенглер (1880-1936)- немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор труда "Закат Европы". по убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обречённой на гибель.

Освальд Шпенглер (1880-1936)- немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления, автор труда "Закат Европы". по убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обречённой на гибель.

В главе "Мир форм экономической жизни" Шпенглер пишет о фаустовской технике, которая мощно вторглась в природу, чтобы ее покорить. "Здесь и только здесь подразумевается связь проникновения в глубины знания и использования его результатов" . Далее следуют комментарии, где философ пишет о том, что в китайской культуре были сделаны почти все западноевропейские открытия (компас, телескоп, кногопечатание, порох, бумага, фарфор), но китаец пытается выпросить что-то у природы, а не насилует ее. Он прекрасно осознает выгоды своих знаний и использует их, но не допускает при этом их безумной эксплуатации. 

Далее Шпенглер пишет, что этот же самый дух (что был у Фауста) отличает деловую хватку евреев, персов, армян, греков, арабов от западноевропейских народов. 
Что же, армяне не в плохой компании. Заметим, что среди них и представители тех народов, что являются несовместимыми с тюрками. Именно персы, армяне и греки для тюркского мира как бельмо в глазу. Не смотря на то, что тюрки не против жить на их исторических землях, уничтожать те артефакты, достижения, которые они не могут адаптировать к своей культуре. 

Заметим, что среди них и представители тех народов, что являются несовместимыми с тюрками. Именно персы, армяне и греки для тюркского мира как бельмо в глазу. Не смотря на то, что тюрки не против жить на их исторических землях, уничтожать те артефакты, достижения, которые они не могут адаптировать к своей культуре. Пожалуй, из этого ряда только тюрки и персы смогли во многом ассимилироваться. Тюркизирован не только северный Иран, но и восточный, и почти все его города имеют тюркское население.
Пафос не в этом, а в том, что Шпенглер отделяет армянский дух от западноевропейского. А душа Фауста, используя религиозный пыл, пошла отвоевывать у Бога и природы знание.

 А душа Фауста, используя религиозный пыл, пошла отвоевывать у Бога и природы знание. во многом ее провоцировал Сатана

А душа Фауста, используя религиозный пыл, пошла отвоевывать у Бога и природы знание. во многом ее провоцировал Сатана

Причем, во многом ее провоцировал Сатана. Насилие над природой западного европейца привела, по свидетельству, Шпенглера к фабричным трубам и буровым вышкам. Насилие, рычаги, винты, природа-рабыня Фауста, лошадиные силы - вот ключевые понятия. Именно Фауст разорвал природу и науку. Поэтому армянская душа, не описанная Освальдом, с моей точки зрения, приближена к китайской. Армянин никогда не насиловал природу по разным причинам. Одна их них то, что приход христианства не стал отрицать древних богов, те, что управляли мирозданием язычников. 
Как мы знаем, было предположение, что рядом с Гарни есть небольшие запасы нефти. Армянин отказался взрывать эту землю, скорее всего, не по причине малого профита, а потому что это нарушает его мышление и дух.

Западноевропеец бы мог взорвать этот клочок только из научного интереса. Вот почему ситуация с Симфонией Камня так болезненно отзывается в армянской среде. Армянину будет просто необходимо в самое ближайшее время осознать, что он никогда не будет жить по законам Фауста. Тем и спасется.

 

 

 Древность и юность вечной Армении. Фото Айка Мелконяна

Древность и юность вечной Армении. Фото Айка Мелконяна



 

Об армянской душе, о которой не написал Освальд Шпенглер