«Руки и только руки творят чудеса»: в день рождения фокусника Арутюна Акопяна

«Руки и только руки творят чудеса»: в день рождения фокусника Арутюна Акопяна

100 лет назад в городе Цолакерт, который ныне носит турецкое название Ыгдыр, в семье кузнеца родился мальчик Арутюн. В будущем он — добрый «маг и волшебник». Имя Народного артиста СССР Арутюна Амаяковича Акопяна прославится далеко за пределами страны, а его удивительные фокусы-чудеса будут радовать и изумлять зрителей.

В 1918 году, спасаясь от геноцида, семья с шестимесячным младенцем на руках покидает родной город у подножия Арарата. Они бегут в Восточную Армению. Родным для Арутюна стал Ереван.

В 1935 году, окончив хореографическое училище, Арутюн Акопян идет в ансамбль народного танца. Следуя советам отца, Арутюн поступил в строительный техникум, по окончании которого работал на «Армстрое». В 1937 году его в числе лучших строителей командировали для продолжения образования в Москву, где он поступил в институт землеустройства.

«У манипулятора — в отличие от иллюзиониста, который имеет дело с аппаратурой, — секрет в полном смысле слова в руках: в необычайной ловкости, развитости рук. Однажды за рубежом мне не поверили, когда я манипулировал одной рукой двумя колодами карт, и попросили показать, нет ли у меня каких-нибудь скрытых приспособлений на ладонях или на запястьях. Народный артист Болгарии Евстати Христов, широко известный публике как мистер Сенко и посвятивший иллюзии полвека, недаром говорит: „Магии как таковой не существует. Магия — это знание и умение. Весь секрет — в технике и остроумии“»

В Москве на эстрадном концерте Акопян впервые увидел артиста-фокусника. С того момента все свободное от занятий время в институте он стал посвящать репетициям фокусов. «Когда я приехал из Еревана в Москву и уже поступил в институт инженеров землеустройства, то попал однажды на концерт в Театре миниатюр, где меня буквально поразил один номер. Я смотрел, затаив дыхание и широко раскрыв глаза, на те чудеса, которые творил невысокий, невзрачный с виду человек. Он назывался — я тогда впервые услышал это слово — иллюзионистом».

Окончив институт, Арутюн Акопян уехал домой в Ереван. А мысли о фокусах ему всё не давали покоя…

Арутюн Акопян с сыном Амаяком

Одновременно с самостоятельным изучением навыков профессии иллюзиониста Акопян поступил в кружок художественной самодеятельности при клубе им. Е. Кухмистерова.

В 1942 году Арутюн Акопян поступил по конкурсу в «Мосгосэстраду» (впоследствии «Москонцерт») и стал артистом-профессионалом. С 1965 года он выступал с сольными концертами. За время работы на эстраде подготовил около 1000 номеров, трюков-фантазий.

«Я побывал более чем в восьмидесяти странах. Особенно памятен мне Париж 1959 года. Туда съехались фокусники из двадцати стран, в том числе США, Японии, Франции, Индии, Италии, Австрии… Я завоевал Гран-при — Большую золотую медаль с изображением Роббера Гудэна, основоположника иллюзионизма во Франции».

В годы Великой Отечественной войны Акопян часто бывал на передовой. На его счету — тысяча шестьсот выступлений на фронте. В 1950 году он был удостоен звания Заслуженного артиста Армянской ССР, в 1961-м — звания Народного артиста Армянской ССР, а в 1982-м — звания Народного артиста СССР.

Арутюн Акопян был известен тем, что почти полностью отказался от обычного в своем жанре сценического реквизита и стал иллюзионистом-манипулятором. Уследить за движением его рук было невозможно. Секрет его фокусов — тайна. «Я предпочитаю выступать без реквизита, когда руки и только руки творят чудеса, удивляющие зрителей».

Французская газета «Пари жур» в 1959 году писала: «Номер иллюзиониста Акопяна — это чудо. Это великий мастер манипуляции». В 1961-м об Акопяне написала брюссельская газета «Ле суар»: «Акопян, манипулятор изумительной ловкости, поразил публику. Он извлек из куска материи миниатюрный спутник, послушно занявший свое место на орбите, и доказал тем самым, что пропаганда нигде не теряет своих прав».

«Руки и только руки творят чудеса»: в день рождения фокусника Арутюна Акопяна