Во имя созидания новой жизни: «Летят журавли» Михаила Калатозова

Во имя созидания новой жизни: «Летят журавли» Михаила Калатозова

60 лет назад — 18 мая 1958 года — были подведены итоги 11-го Международного Каннского кинофестиваля, который по заведенной традиции и сегодня приходится на весенние майские дни.

Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» (1957)

Победитель того киносмотра — военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Эта культовая картина стала единственным советским фильмом, отмеченным «Золотой пальмовой ветвью», главным призом Каннского фестиваля (с формулировкой «За единство и высокое качество всех его художественных компонентов и гуманизм»).

Фильм, изменивший ход дальнейшего развития отечественного кинематографа, покорил сердца миллионов зрителей в СССР и за рубежом. Среди них был и Пабло Пикассо, который перед демонстрацией ленты в Каннах сказал исполнительнице главной роли Татьяне Самойловой: «Уверен, после показа Вашей картины Вы станете звездой», — а после просмотра фильма назвал его гениальным.

«Летят журавли» — рассказ о войне без единой батальной сцены. За весь фильм мы не увидим ни одного врага, ведь у него нет лица. Враг — это сама война. Безжалостная и страшная.

В центре сюжета — история любви Бориса и Вероники. В начале фильма перед зрителем предстает рассветная Москва. Всю ночь перед воскресеньем 22 июня 1941 года влюбленные гуляли по городу. На улицах почти никого. Мир словно кружится вокруг них. Как сказал отец Вероники, «любовь — это взаимное головокружение». Действительно, многие сцены картины вовлечены создателями фильма в круговорот. Например, где Борис бежит по лестнице за Вероникой, чтобы узнать, когда они встретятся в следующий раз. Вновь он «взбежит» по ней перед смертью: в голове вспыхнет образ несостоявшейся свадьбы…

На рассвете, возвращаясь по домам, они увидели пролетающий в небе журавлиный клин. «А журавлики-кораблики летят под небесами и серые, и белые, и с длинными носами», — глядя на птиц, вспомнила Вероника детскую считалочку.

Вскоре молодые узнают, что началась война… Война, которая, вторгшись в их жизнь, разлучила их навсегда…

…спустя время Вероника найдет записку от Бориса, ушедшего на войну добровольцем. В ее слух врывается его голос. «Уйти от тебя трудно. Но что же делать, иначе нельзя. Война. Это необходимо. Нельзя жить прежней жизнью, веселиться, когда по нашей земле идет смерть. Мы еще будем счастливы…»

В «Летят журавлях» достойно восхищения всё — сюжет (в основе сценария положена пьеса Виктора Розова «Вечно живые»), игра актеров, труд режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, применившего новаторские методы работы.

Во время создания фильма Урусевский использовал различные приемы съемки, а также экспериментировал с техническими приспособлениями для камеры, которые сам же и сконструировал. Так, для того, чтобы снять эпизод, когда в начале фильма герой Алексея Баталова бежит по лестнице, был создан специальный механизм, поднимавший и закручивавший оператора на высоту нескольких этажей. Для съемки же сцены гибели Бориса Урусевский придумал специальные круговые операторские рельсы, не имевшие ранее аналогов.


Весьма сильная и яркая сцена — проводы добровольцев. Вероника пробивается сквозь толпу в поисках своего любимого, и благодаря динамичной камере Урусевского мы оказываемся в самой гуще событий совместно с главной героиней. Напряжение усиливает марш «Прощание славянки», который играет оркестр. Сцену снимали около школы в Армянском переулке. Уместно, здесь действительно в июне 1941 года формировался истребительный батальон Куйбышевского района, и отсюда солдаты уходили на фронт.


Счастье Вероники и Бориса не состоялось. Их судьба трагична. Но несмотря на это, конец фильма излучает свет. «…мы не забудем тех, кто остался на полях великих битв. Пройдет время. Люди отстроят города, деревни. Зарубцуются наши раны. Но никогда не угаснет лютая ненависть к войне. <…> Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни».

Снова в мирном небе над Москвой пролетают журавли, издавна в народе считающиеся символом всеобщего счастья и радости.

Источники:

1. Почему фильм «Летят журавли» — культовый? ǁ kinopoisk.ru.

2. АНДРЕЙ ПОРТНОВ. Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли» ǁ parusmoscow.ru

 

Во имя созидания новой жизни: «Летят журавли» Михаила Калатозова