Финский кантеле и армянский канон

Финский кантеле и армянский канон

Удивительное сходство между карело-финским щипковым музыкальным инструментом кантеле и армянским каноном. Оба инструмента — родственники гуслям, относятся к группе дощечных цитр.

Кантеле

Карело-финское кантеле

Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти.

Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

Сам музыкальный инструмент, как и слово, его обозначающее, был заимствован прибалтийско-финскими народами у славян.

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х – 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института Виктора Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году Гудков организовал Государственный ансамбль КАССР «Кантеле». В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.

В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840–1841 годах.

Армянский канон

Щипковые многострунные инструменты под названием «канон» существуют с глубокой древности. Инструмент встречается в арабском мире и Турции, его разновидности можно найти на Балканах и в Армении. Различают арабский канун (персидский ганун), армянский канон. Канон известен армянам ещё с раннего Средневековья.

В Азербайджане еще в середине XX века этот инструмент был редкостью. В это же время в Армении инструмент был весьма распространенным явлением.

В 1939 году американский этнолог Сидни Куоэл во время полевых исследований в армянской общине калифорнийского города Фресно, для Архива народной культуры Библиотеки Конгресса, задокументировала армянскую и армяно-турецкую музыку, исполняемую Бедросом Арутюняном на кеманче и каноне. В 1951 году, в Берлине, композитор и канонист Хачатур Аветисян получил 1-ю премию на Международном конкурсе музыкантов-исполнителей 3-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Спустя три года он же написал «концерт для канона и малого симфонического оркестра».

В 1978 году, армянский канон впервые попал в программу всесоюзного этнографического показа проводимого в СССР. В 2010 году профессор Ереванской консерватории им. Комитаса Асмик Лейлоян, считающаяся новатором классической школы армянского канона, была приглашена на седьмой международный музыкальный фестиваль в Абу-Даби, где, играя на каноне, выступила вместе с армянским камерным ансамблем «Камертон». В столице Арабских Эмиратов она исполнила классические произведения Хачатряна, Спендиарова, а также композиции Комитаса, Саят-Новы и армянские народные произведения. Спустя год она участвовала фестивале «Шёлковый путь». Асмик Лейлоян написала книгу «Концертная программа для канона (переработки и переложения)», кроме этого, с целью сделать инструмент хроматическим, она пытается его усовершенствовать. В конце 2012 года Асмик Лейлоян приняла участие в музыкальном фестивале в Бахрейне, где она изданием «Gulf Daily News» была названа королевой кануна. В 2012 году в Вене, на конкурсе Евровидение для молодых музыкантов, армянский музыкант Нарек Казазян, играя на народном инструменте — каноне, занял третье место.

Преподавание игры на каноне ведется в Армении ведется в Ереванской консерватории ми. Комитаса на факультете народных инструментов. Руководит курсом игры на каноне, канонист профессор Алвард Мирзоян.

Финский кантеле и армянский канон