Как появилась армянская община Москвы

Как появилась армянская община Москвы

Церковь Григория Армянского в ансамбле Собора Василия Блаженного ǁ liveinternet.ru

Советский историк-славист Михаил Тихомиров в одной из своих последних работ, посвященных истории России XIV–XV веков, отмечал, что «видное место в международной торговле, происходившей на волжском пути, принадлежало армянским купцам. Колонии их с древнего времени существовали в Великих Болгарах, надгробные плиты с армянскими надписями найдены в Великих Болгарах и в Казани. В Москве также была армянская колония».

Торгово-экономические связи были определяющим фактором русско-армянских отношений в Позднее Средневековье. Этим и объясняется образование постоянной армянской колонии в Москве.

Основание армянской колонии в Москве Михаил Тихомиров относит к началу XV века: «Можно считать несомненным и существование в Москве более или менее постоянной колонии армян, которые жили на посаде в начале XV века». Но еще в 1390 году, как об этом свидетельствуют русские летописи, в посаде Москвы находилось подворье «Авраама Арменина».

С каждым последующим веком укреплялись не только экономические, но и культурные связи русского и армянского народов. Таким примером могут служить работы приглашенного в Москву армянского художника Богдана Салтанова, хранящиеся сегодня в Кремле и музее-заповеднике «Коломенское».

В 1555–1561 годах повелением царя Ивана Грозного в Москве был возведен  Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву). Посвящен он успешному завершению Казанских походов. В 1552 году русские войска взяли Казань, территория бывшего Казанского ханства присоединилась к Русскому царству.

При взятии Казани немалую помощь оказали царю местные армяне, отказавшись стрелять в русских, а также личный армянский полк пушкарей государевых.

Один из приделов Собора Василия Блаженного был освящен во имя Григория Просветителя. Его память отмечается 30 сентября (13 октября — по новому стилю). В 1552 году в этот день была взята Арская башня города Казани.

Иконы с ликом армянского первосвященника были и в других православных храмах, в частности, Смоленском Успенском кафедральном соборе.

С каждым столетием торгово-экономические связи армянского купечества Ирана с Москвой укреплялись и приобретали новые формы. Москва постепенно превращалась в один из центров торговли со странами Европы и Востока.

Использованная литература: 

1. Базиянц А. Над архивом Лазаревых (Очерки). — Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

2. Базиянц А., Мартиросян Р. Обелиск. — Ереван : Издательство «Армянский открытый университет», 1993.

Как появилась армянская община Москвы