«Армянский Декамерон». Как в древности боролись с эпидемиями?

«Армянский Декамерон». Как в древности боролись с эпидемиями?

Эпидемия коронавируса добралась и до Армении, создав для правительства, системы здравоохранения, силовых структур и всего населения множество неудобств, впрочем, вполне объяснимых и оправданных — опасность болезни, действительно, сложно переоценить. Отметим, что данная эпидемия в истории древнего армянского народа не первая. Как правило, болезни средневековыми армянскими историками, фиксировавшими их, воспринимались не иначе, как «кары божьи» и достаточно редко описывались в отрыве от других бедствий — войн, вражеских разорений, голода. Эпидемии всегда соседствуют в источниках вместе с другими напастями. Именно в качестве наказаний за грехи виделись средневековым церковным хронистам хвори, которые врачевали христианские армянские святые (к примеру, Григорий Просветитель, исцеливший якобы превратившегося в кабана царя Трдата III), а само врачевание было ничем иным, как борьбой против «бесов» и прочих злых сил. 

Святой Григорий Просветитель исцеляет царя Трдата от поразившего его за грехи «животного» недуга.Миниатюра хранится в Вене, в библиотеке Мхитаристов. Источник: pinterest.com

Святой Григорий Просветитель исцеляет царя Трдата от поразившего его за грехи «животного» недуга.

Миниатюра хранится в Вене, в библиотеке Мхитаристов. Источник: pinterest.com

Почему в Средние века возникали вспышки эпидемии?

Что же касается эпидемий, неизменно уносивших тысячи жизней, то они, не выходя за рамки указанного исторического контекста, в основном были связаны с осадой городов либо блокадой целых регионов. Это неудивительно: замкнутое пространство небольшого по территории и даже в мирное время не самого чистого древнего или средневекового города, скопление на этом пространстве огромного количества людей — гораздо большего, чем то, на которое этот самый город рассчитан, создавало благодатную почву для болезней. Дело в том, что во время осад за городские стены стекалось все окрестное сельское население, как правило, сильно превышавшее по численности горожан — такая кучность населения способствовала максимально быстрому распространению широко известных в Средние века чумы, проказы, холеры и прочих напастей средневекового человека. А ведь в это время в городе скапливалось и колоссальное количество незахороненных покойников, поскольку кладбище традиционно располагалось за городскими стенами. Так появлялись болезни, разносимые затем собаками, грызунами и самими людьми по всему городу. Лечили в те времена эпидемии плохо, и покаяние во грехах, инициированное церковью, зачастую было единственным, что можно было «сделать». 

Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти». XVI век

Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти». XVI век

Наказание за грехи

Примечательным и очень ярким примером такой «священной» городской эпидемии стала болезнь, поразившая жителей Аршакавана — последнего эллинистического города Армении, построенного царем Аршаком II (70-е гг. IV в. н.э.).  Когда восставшие нахарары (крупные феодалы) по настоянию католикоса Нерсеса вместе с персами осадили этот город, там разразилась страшная хворь. Что это была за болезнь конкретно, установить не представляется возможным. Предполагается, что речь идет о холере. Так или иначе, зараза выкосила практически все взрослое население города, который в итоге стало некому защищать. Когда нахарары и персы ворвались в Аршакаван, там практически не было защитников. Причины болезни, по традиции, увиделись армянскими церковными историками в грехах жителей города и основавшего его царя Аршака.


«Аршак стал творить великие злодеяния: построил город, собрал там всех преступников и заявил, что правосудие не свершится над тем, кто, сотворив злое дело, попадет туда. Насадил в городе беззаконие и назвал его Аршакаваном», — пишет об этом хронист XIII века Киракос Гандзакеци.


И, действительно, в Аршакаване царь предоставлял убежище бежавшим от хозяев (тех же упомянутых нахараров) закрепощенным крестьянам, слугам и рабам, а также скрывавшимся от кредиторов должникам. В этой связи «праведный гнев» феодалов и церкви (в общем тоже феодала, но более сильного и коллективного) понятен и объясняется, как мы видим, достаточно приземленными причинами. 


«Видя неправедные дела Аршака, он [католикос Нерсес] проклял Аршакаван; и вскоре население его стало гибнуть лютой смертью, и многолюдный город стал необитаемым», — продолжает церковный историк, не упоминая, впрочем, об ужасах осады одного из самых крупных городов региона своего времени.

Михаэль Свертс. «Чума в Афинах»

Михаэль Свертс. «Чума в Афинах»


Интересно, что при этом выжили младенцы и совсем маленькие дети. Их эпидемия не тронула по неизвестным причинам. К ним, к слову, победители проявили изрядный для тех суровых времен (напомним, это IV век) гуманизм — детей собрали буквально с колыбелями и поручили тому самому католикосу Нерсесу. Он приказал отправить их в один из построенных им и находившихся на его попечении приютов. Однако католикос не забывал о своем проклятии, распространявшимся на всех аршакаванцев, и всё-таки отказался в итоге благословить своих новых подопечных. 

Интересно, что неудачи в лечении зараженных инфекционными заболеваниями также связывались армянской средневековой историографией с праведностью — в таких случаях, якобы, недостаточной или ложной. К примеру, тот же Киракос Гандзакеци описал случай неудачного лечения людей — прокаженных и увечных — лжеотшельником Давидом-обольстителем в XIII столетии, который вместо исцеления просто обещал им отпущение грехов либо по неумению калечил несчастных, также прикрывая свое «врачевание» божественным промыслом. 

История, описанная Аракелом Даврижеци

Шах Аббас I. Источник: moydom.media

Шах Аббас I. Источник: moydom.media

Еще один случай страшной эпидемии описан историком XVII века Аракелом Даврижеци. На этот раз речь идет об армянах (а также грузинах), переселенных в город Фахрабад персидским шахом Аббасом из опустошенной им Грузии. Переселенцы оказались неприспособленными к новым климатическим условиям — прежде всего, к сырому, смрадному и удушливому воздуху, из-за чего в их среде стали распространяться смертельные заболевания. По свидетельству хрониста, из десяти жителей новой колонии выживал лишь один, но даже оставшиеся в живых были истощены и не годились для какой-либо созидательной деятельности. Они не могли даже трудиться для удовлетворения собственных элементарных потребностей. Эта история также имеет религиозный оттенок, ведь, по свидетельству Аракела Даврижеци, шах пообещал переселенцам продукты и всю возможную поддержку, в обмен на принятие теми ислама, что они в итоге и сделали. 

Эпидемии ХХ века

А в более близкие к нам времена, в начале XX столетия, настоящим бичом Армении стал тиф. Эпидемия сыпного тифа, разразившаяся в Первой Республике Армения с 1918 года, стала одним из факторов падения этого государства. Болезнь унесла тысячи человеческих жизней по всей стране. Причем, если в Ереване или Эчмиадзине только в 1918 году было зафиксировано несколько сотен умерших от тифа, то Сардарапат, Камарлу и Игдыр оказались им буквально опустошены. Количество умерших там было столь велико, что их даже не было возможности быстро похоронить. Целые городские кварталы полностью лишились жителей. Гнившие прямо на улицах трупы, в свою очередь, становились источниками новых болезней. По данным министерства внутренних дел Армении, к лету 1919 году от сыпного тифа страна потеряла 192 тысячи человек.  И это — на фоне голода и непрекращающихся войн с Турцией, Азербайджаном, Грузией. 

1918 год. Эпидемия испанки. Маски на светских львицах. Источник: city-moscow-city.ru

1918 год. Эпидемия испанки. Маски на светских львицах. Источник: city-moscow-city.ru


«Голод и эпидемия, болезни царят в нашей стране; слабые умирают, и сильные слабеют, чтобы умереть», — так характеризовал то страшное время член Бюро АРФ Дашнакцутюн (и в будущем — последний премьер-министр Первой республики) Симон Врацян. 


Успехи советской эпидемиологии

И, несмотря на то, что в итоге, уже после советизации Армении, тиф удалось, пусть и не без потерь, победить, его вспышки фиксировались и намного позже. К примеру, мощная эпидемия тифа, а также малярии, разразилась уже в советской Армении в 30-е гг. XX века. На их ликвидацию были брошены значительные медико-санитарные силы не только местного, но и общесоюзного значения, в итоге добившиеся успеха. 

«Госпожа Пенициллин». Выдающийся советский эпидемиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева. Источник: yandex.com

«Госпожа Пенициллин». Выдающийся советский эпидемиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева. Источник: yandex.com

Какой опыт можно вынести из истории эпидемий?

Большая часть смертельных эпидемий прошлого, как мы видим, постигали Армению вкупе с множеством других несчастий. «Беда не приходит одна» — именно этой пословицей можно охарактеризовать ужасные последствия чумы, холеры, тифа и других страшных инфекционных заболеваний для армянского народа, всегда, помимо них, имевшего дело с завоевателями, голодом и природными катаклизмами. Тем не менее, Армения и армяне неизменно выстаивали, выходя из этих страшных испытаний воли, духа и сознательности еще более сильными, чем ранее. Люди учились быть стойкими и сострадательными, а специалисты получали бесценный профессиональный опыт, который позволял в будущем спасти жизни целых поколений.

Эти истории могут стать достойными и мотивирующими примерами для нас, столкнувшихся с новой эпидемией на современном этапе. На этот раз коронавирус.

Санитарная обработка во время эпидемии холеры в XIX веке. Источник: twitter.com

Санитарная обработка во время эпидемии холеры в XIX веке. Источник: twitter.com

Вместе с тем, на данный момент Армения не обременена, как ранее, какими-то сопутствующими эпидемии бедствиями, а ее правительство, система здравоохранения и силовые структуры имеют достаточно сил, ресурсов и навыков для противостояния заразе. Изменилось и общество, с пониманием относящееся к принимаемым мерам и больным, и не приписывающее инфекцию, как ранее, последствиям «греховной жизни» инфицированных и «божьей каре». В этой связи хочется пожелать армянскому народу здоровья и силы духа, а также неукоснительного выполнения требований и предписаний врачей и руководства страны, и в итоге — скорейшей победы над болезнью.

Эпидемиологическая обработка. XXI век. Источник: belizv.rbsmi.ru

Эпидемиологическая обработка. XXI век. Источник: belizv.rbsmi.ru

Антон Евстратов, кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews, специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована картина художника XVI века Якопо Тинторетто «Святой Рох, исцеляющий чумных». Источник: nevsepic.com.ua

«Армянский Декамерон». Как в древности боролись с эпидемиями?