Мариам Асламазян расклеивала антифашистские плакаты на улицах Ленинграда

Мариам Асламазян расклеивала антифашистские плакаты на улицах Ленинграда

Во время Великой Отечественной войны многие армянские художники талантливо реализовывали себя в жанре плаката. Военный плакат был особенным — он должен был вдохновлять советский народ воевать с врагом, терпеть невзгоды и работать в тылу. С этой непростой идеологической задачей великолепно справилась Мариам Асламазян — художница-армянка, известная нам как автор панно в павильоне Армения на ВДНХ в Москве и на факультете землеведения МГУ.

Источник: dvaveka.ru

Источник: dvaveka.ru

Слова на плакатах звучали как молитва

Внимание к наглядной агитации проявилось ещё в самом начале Великой Отечественной войны. Уже в декабре 1941 года была открыта первая выставка военного времени «Армянские художники — Великой Отечественной войне». Нападение Германии на СССР без предупреждения создало особое, исполненное драматизмом настроение первых месяцев войны во всех республиках СССР. Драматизм этот отразился и в плакатном творчестве Асламазян.

В январе 1942 года были выпущены первые листы «Окон АрмТАГа», газетные строки получали в плакатах броский, запоминающийся облик — люди заучивали наизусть слова, написанные на плакатах, словно молитву. Уже в августе 1942 года состоялась выставка плаката, посвящённого военной тематике. Плакат «Кровь за кровь!» Мариам Асламазян, наряду с графикой «Не пропустим!» и «Отомстим» Мгера Абегяна были признаны самыми яркими работами этой экспозиции.

Во время войны Мариам Асламазян уделяла советским антифашистским плакатам очень много внимания. Чуткая художница свои военные плакаты [«Заменим ушедших на фронт», «Отомстим», «Восстановим», «За Родину в решительный бой». — Прим. ред.] собственноручно расклеивала на улицах блокадного Ленинграда — города, в котором провела часть войны. Это был и её город тоже — она окончила ленинградский Институт пролетарского изобразительного искусства, где её мастером был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Там же поступила в аспирантуру.

Плакатная графика военных лет Асламазян отмечена открытой и яркой экспрессией. В этом жанре всегда есть текст, с помощью которого страна напрямую обращается к народу. По сути, художники создали собирательный образ героя‐защитника Родины — смелого, непримиримого, готового на любые жертвы ради спасения своей страны. «Опираясь на традицию плакатов времён революции, плакат военных лет обращается к газетной сводке, он „бьёт впрямую“, и это понятно: к листам плаката в те годы люди обращались за поддержкой, им был нужен „боевой карандаш“ художника», — пишет исследователь армянского искусства Нонна Степанян в статье «Искусство 1941–1960 годов в Армении». 

Кроме плакатов, Мариам Асламазян написала ряд великолепных картин на военную тему. В годы Великой Отечественной войны в Ереване были проведены две большие выставки: «Героика Красной армии» и выставка, посвящённая 25‐летию Октября. Последняя была задумана ещё до войны как юбилейная, но из-за известных событий превратилась в выставку, посвящённую Великой Отечественной войне. Среди 150-ти выставочных работ присутствовала и знаменитейшая картина «Возвращение героя» Мариам Асламазян.

«Возвращение героя»

«Возвращение героя». Источник: mygallary.ru

«Возвращение героя». Источник: mygallary.ru

Среди картин Асламазян о войне особенно выделяются три различные по сюжету, но объединенные общей темой произведения. Это «Возвращение героя» (1943), «Песня героя» (1944) и «Свадьба героя» (1945). Они прослеживают судьбу простого солдата. Дух этих работ — оптимистичный, экспрессивный. Кажется, что привнесённая художницей радость жизни на этих картинах противостоит духу войны.

Исследователь творчества Асламазян А. Сарабьянов полагает, что работа над картиной «Возвращение героя» началась с этюдов, в которых Асламазян еще и исследовала интерьер армянского дома, быт и национальную одежду.

«В картине все подчинено одной идее, одному чувству. Это радость и ликование. Тут господствует экспрессия. Динамика мазка и, казалось бы, хаотическая работа кисти подчинены ритму движения фигур, композиционному ритму. Герой и женщина с ребенком, охваченные единым порывом, воспринимаются как композиционный и смысловой центр картины.

Эмоциональное воздействие „Возвращение героя“ настолько сильно, что картина воспринимается мгновенно: создается впечатление, что и написана она на „одном дыхании“. Лишь чуть позже глаз начинает присматриваться к скупому интерьеру, но ни одна деталь не привлекает слишком много внимания. Оно должно быть целиком направлено на происходящее событие», — пишет Сарабьянов в работе «Мариам Асламазян».

По мнению искусствоведа, «Возвращение героя» принадлежит к тем редким для Асламазян картинам, в которых цвет полностью подчинен композиции и сюжету, а не наоборот. «Ритмика мазков, распределение цветовых пятен по холсту — все служит тому, чтобы показать состояние взволнованности, напряжения физического и эмоционального. Энергичная, легкая, почти эскизная манера письма и лаконичный выразительный язык полностью отвечают целям художницы».

«Песня героя». Источник: mygallary.ru

«Песня героя». Источник: mygallary.ru

Исследователь видит в «Возвращении героя» некую утрированность движений персонажей и приводит в пример старуху, взбивающую масло в деревянной бочке. Сарабьянов стилистически сравнивает работу Асламазян с европейским экспрессионизмом, говоря о «преувеличенной экспрессии, упрощённости форм и характеров, которые выступают здесь как художественный прием».

Цикл, посвященный образу героя, стал важным этапом в творчестве Асламазян. Художница нашла глубоко народную форму самовыражения, открыв в себе умение создавать большие монументально-декоративные композиции.

Источники: Сарабьянов А. «Мариам Асламазян». — Советский художник : Москва, 1979. Нонна Степанян. «Искусство 19411960 годов в Армении», 1989. 

Обложка: mygallary.ru

Мариам Асламазян расклеивала антифашистские плакаты на улицах Ленинграда