Редакция

В Тигранакерте найдена ещё одна раннехристианская гробница с необычным входом. Как проходят раскопки

Редакция

Археологи в Арцахе обнаружили усыпальницу раннехристианского периода. В середине августа, согласно намеченным в начале лета 2020 года срокам, археологические работы должны завершиться. Найденные артефакты учёные планируют передать в историко-геологический музей Мартакерта.

Фото: Facebook руководителя экспедиции в Тигранакерте, археолога и доктора исторических наук Гамлета Петросяна

Экспедиция в арцахском Тигранакерте

Раскопки гробницы V–VI веков близ церкви Сурб Степанос на руинах Вачара в общине Цмакаох Мартакертсткого района Арцаха начались ещё в июле, о чём сообщал ранее у себя на странице в Facebook руководитель экспедиции в Тигранакерте, археолог и доктор исторических наук Гамлет Петросян.

Археолог рассказал, что экспедиция рассчитана примерно на 40 дней, а это значит, что в середине августа должны быть обнародованы результаты изысканий, которых с нетерпением ждёт научное сообщество.

По словам доктора исторических наук, раскопки проводятся на средства, выделенные из госбюджета Арцаха. Петросян назвал сумму в размере 17 миллионов драмов. Но есть у экспедиции и частные ресурсы, о которых также счёл необходимым упомянуть археолог.

Гамлет Петросян ещё в самом начале раскопок подчеркнул важность проведения этих работ для археологической науки. По словам историка, равнинная территория Арцаха, прилегающая к Тигранакерту, представляет собой настоящий «археологический пирог», поскольку здесь в древности были основаны многочисленные поселения, жители которых «оставили культурные слои».

Одна из таких находок — гробница раннехристианского периода.

Христианская гробница с восточным входом

Учёный пояснил, что гробница расположена у церкви Сурб Степанос. При её атрибуции археологи столкнулись с необычными для христианских погребальных сооружений особенностями. Вход в эту гробницу — восточный, в то время как главный вход христианских мемориальных сооружений всегда направлен с запада на восток. Это связано с особенностями верований и является отражением откровений Апокалипсиса. Петросян уточнил, что в христианстве принято движение с запада на восток, поскольку с востока ожидается второе пришествие Христа, именно поэтому вход в культовые сооружения, как правило, проектировался и осуществлялся традиционно с западной стороны. Однако, по словам учёного, в Арцахе уже было найдено ранее несколько христианских построек с нетрадиционным восточным входом.

«Раскопки гробниц с восточным входом на территории Арцаха актуальны уже третий год», — рассказал учёный, добавив, что однозначный ответ на этот вопрос пока ещё не сформирован. «Главная цель наших археологов — найти их разгадку», — отметил Гамлет Петросян.

Ответа нет. Но есть предположения. Учёные выдвинули гипотезу, что восточный вход — это отражение религиозных и политических реформ, проведённых в конце V – начале VI веков правителем Кавказской Албании и представителем династии Аршакидов царём Вачаганом III Благочестивым. Под влиянием Вачагана III находились в то время армянские земли Утика, Арцаха и Сюника. Известно, что Вачаган III был основателем отдельной церкви, которая отличалась по некоторым критериям от традиционной Армянской апостольской церкви. Это мог быть политический шаг, призванный показать исключительные возможности Вачагана Благочестивого и его особые взаимоотношения с Богом, а значит, сделать его фигуру значимой и популярной.

Глоссарий Армянского музея. Вачаган III

При Вачагане III была сформирована церковная иерархия, созданная по образцу феодальной иерархии. Представители церкви стали пользоваться, иногда и в ущерб светской власти, широкими правами. Об этом писала исследователь Ирана и Кавказа, историк, искусствовед Камилла Васильевна Тревер в своем исследовании «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании» [издана в издательстве Академии наук СССР в 1959 году. — Прим. ред.].

При Вачагане III и при его участии в 488 году был созван церковный собор в Агуэне, летней резиденции албанских царей, неподалеку от города Партава. На Агуэнском соборе приняты правила, получившие название «Каноны царя Вачагана Благочестивого». Они представляли собой сборник из двадцати трех церковно-правовых канонов, направленных на усиление авторитета царской власти, а также урегулирование отношений податного населения с духовенством и албанской знатью. Соборное постановление утверждали представители светской иерархии, и касалось оно вопросов, по которым имелись разногласия между духовенством и мирянами.

«Албанский царь был христианином, говорил и писал по-армянски. Он попробовал придать некую особенность своей церкви, которая потом долго служила армянскому народу под особым названием», — отметил доктор исторических наук.

Известно, что Вачаган отрекся от огнепоклонства и проявил большое рвение к христианству. Этот царь вел борьбу не только с зороастризмом, но и с языческими обрядами, идолопоклонством и широко распространенным тогда колдовством.

В поисках входа в крепость Тиграна Великого

Петросян надеется, что у экспедиции будет хороший результат. Он рассчитывает, что в этот раз удастся найти вход в крепость Тиграна II Великого. В планах — проведение магнитометрической съемки с целью понять, что находится под землей Тигранакерта.

Напомним читателям Армянского музея Москвы, что Тигранакерт в Арцахе — один из четырех одноименных городов, построенных Тиграном Великим в I веке до нашей эры. Раскопки в Тигранакерте начались ещё в 2006 году. За 14 лет ежегодных экспедиций ученые открыли стены крепости, руины центральной части города и церковь. Были и уникальные находки, такие, как найденная в 2008 году плита с надписью на армянском.

Источники:  Facebook; armeniasputnik.am; newsarmenia.am

При подготовке текста использованы материалы книги Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IV в. до н. э. – VII в. н. э. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1959.

Обложка: Facebook руководителя экспедиции в Тигранакерте, археолога и доктора исторических наук Гамлета Петросяна