Попранная святыня: что стоит за уничтожением культурного наследия Арцаха?

В сентябре 2023 года Арцах, который веками был одним из важнейших центров армянской цивилизации, впервые за свою историю остался без армян. Более ста тысяч человек, изнурённых десятимесячной блокадой, были вынуждены покинуть свои дома после военной агрессии Азербайджана, начавшейся 19 сентября.
И вместе с людьми под удар попала память. Сегодня в Арцахе разрушаются храмы, монастыри, хачкары — христианские святыни, в которых переплелись вера, история и судьба народа. И это далеко не «побочный эффект» войны. Вандализм в отношении армянского наследия давно стал частью политики, уходящей корнями во времена Османской империи.
Слепая ненависть или политический расчёт?
В первое время Азербайджан даже не пытался скрывать акты вандализма: фотографии и видеозаписи осквернённых святынь и архитектурных памятников свободно «гуляли» в сети и телеграм-каналах. Такая демонстративность стала формой психологического давления, превратившись в ещё один инструмент гибридной войны.
Главными мишенями этого давления становятся самые известные и имеющие особое значение для армян культурные объекты. Одним из первых, ещё во время 44-дневной войны, под удар попал собор Святого Христа Всеспасителя (Казанчецоц) в Шуши, а позже у него демонтировали купол. Другая святыня города — церковь «Канач Жам» XIX века — была полностью уничтожена.
Собор Святого Христа Всеспасителя (Казанчецоц) в Шуши с демонтированным куполом. Для сравнения: на обложке он же в 2007 году. Источник
Главный символ Арцаха, памятник «Мы — наши горы», ласково именуемый в народе «папик-татик», судя по публикациям в азербайджанских телеграм-каналах, оказался исписан оскорбительными надписями, а в публичном пространстве всё громче звучат призывы к его демонтажу. Согласно мониторингу Caucasus Heritage Watch (отчёт от апреля 2023 года) и данным Monument Watch, спутниковые снимки зафиксировали снос церкви Святого Саргиса (XVIII–XIX вв.) в селе Мохренес Гадрутского района, а также разрушение Халиворского моста XIX века, соединявшего деревни Мец Тагер и Туми.
По словам сооснователя организации Monument Watch, доктора исторических наук, археолога, заведующего кафедрой Культурологии Ереванского государственного университета Гамлета Петросяна, реальная картина куда более удручающая. Ведь памятников армянской культуры на этой земле — тысячи, и каждый из них сегодня находится под угрозой.
«С каждым днём число осквернённых памятников растёт. Мы тесно сотрудничаем с организацией Caucasus Heritage Watch при Корнельском университете. Они делают спутниковые снимки высокого разрешения, чтобы фиксировать и отслеживать разрушения. Если коллеги замечают что-то подозрительное, они сразу присылают нам изображения. У нас есть подробная база фотографий памятников Нагорного Карабаха, и мы можем точно сказать: да, это уничтожено, а это пока сохранилось», — делится учёный.
Гамлет Петросян и студентки Ереванского государственного университета представляют культурное наследие Арцаха на выставке. Из личного архива Гамлета Петросяна
Историк отмечает, что за этими актами вандализма стоит не просто слепая ненависть, а политический расчёт и планомерная попытка культурного геноцида, корни которой уходят ещё во времена Османской империи:
«Мы можем называть это механизмом культурного этноцида или культурного геноцида. Я бы сказал, что это даже что-то цивилизационное, присущее таким цивилизациям, которые создают свои империи на основе геноцида, уничтожения и присвоения. Пришлые народы, кочевники с Дальнего Востока, основываются на принципе освоения, уничтожения, переосмысления культурного наследия покорённых земель. Достаточно посмотреть на Турцию, которая образовалась на территории Византийского государства, и на то, как христианские храмы там превратились в мечети», — подчёркивает он.
Не только снос: осквернение, «албанизация» и присвоение
По словам Гамлета Петросяна, речь идёт не только о «топорном» уничтожении, но и о более изощрённой политике культурного геноцида — о практике так называемой «албанизации» армянского наследия.
«Памятники, которые хорошо известны мировому сообществу — Дадиванк, Гандзасар, Амарас — не уничтожают, но объявляют не армянскими, а древнеалбанскими. Однако на территории Арцаха не найдено ни одной буквы албанской письменности. Она действительно существовала, но её ближайшие находки связаны с Мингечауром, на реке Кура, которая в древности служила границей Армении и Кавказской Албании. В самой исторической Армении таких свидетельств нет, зато армянских надписей — тысячи», — отмечает историк.
Чтобы подкрепить подобные утверждения, официальная риторика Азербайджана выстраивает версию, будто армяне в XIX веке «сфальсифицировали» древние надписи, якобы переписали албанские и выдали их за армянские.
«Что-то совершенно несуразное, — добавляет учёный. — Ещё и заявляют, что найдут международных специалистов, которые докажут, что это армянский новодел. Но это ерунда: таких специалистов в мире нет. И с ума сойти — как можно принять надпись XII века за надпись XIX века?!»
Таким образом, подобная политика действует тоньше — через атрибутивное присвоение, когда армянское объявляется неармянским, а история переписывается в угоду политическим интересам. По данным Арменпресс от 14 февраля 2025 года, примерами могут служить снятие крестов с куполов церквей Зорахач и Ванкасар в Лачинском районе, а также уничтожение купола собора Казанчецоц в Шуши.
«В каждом случае цель одна — доказать, что здесь не было армян. Для этого уничтожаются надписи, сёла, кладбища, отдельные хачкары. В XVIII–XIX веках в Нагорном Карабахе существовало и функционировало более 600 армянских сёл. Сейчас же под предлогом строительства дорог стирают следы — в первую очередь кладбища. А если нет кладбища, невозможно доказать, что это было армянское село. Эта политика основана на общетурецкой традиции присвоения культуры. И, к сожалению, ситуация лишь повторяет опыт Нахичевани: там в 1997–2011 годах исчезло 98% армянских памятников — более сотни монастырей, церквей и кладбищ. Сегодня тот же принцип „зачищения“ территории от армянского следа применяется в Арцахе», — заявляет Гамлет Петросян.
Памятники современности — под самым ожесточённым ударом
Ещё одно направление политики разрушения связано с так называемым «оккупационным наследием» — всем, что было создано в Арцахе за последние десятилетия. Именно здесь борьба с камнем проявляется наиболее ожесточённо. Чаще всего под удар попадают фигуры армянских и советских деятелей культуры и военной истории, ведь именно они символизируют связь Арцаха с Арменией.
Так, недавно в Степанакерте был снесён памятник всемирно известному художнику-маринисту Ивану Айвазовскому (Ованесу Айвазяну), что вызвало волну непринятия и осуждения не только в Армении.
Демонтированы бюсты героев Великой Отечественной войны: маршала Ованеса Баграмяна, адмирала Ивана Исакова, лётчика Нельсона Степаняна. В селе Мец Тагер уничтожили бюст маршала авиации СССР Арменака Ханферянца. Так, общая память о Великой Отечественной войне оказалась поругана наравне с памятью о национальных трагедиях армян.
Были разрушены памятники и выдающимся деятелям культуры: писателю Хачатуру Абовяну, филантропу Алеку Манукяну и многим другим. По оценкам портала Armenia Today (публикация за июль 2024 года), только в столице Арцаха исчезло около 25 памятников и бюстов, которые формировали культурный облик города. Эти данные подтверждаются как анализом спутниковых снимков Google Earth, так и публикациями в азербайджанских социальных сетях.
«Всё, что построено за 30 лет, объявляют „оккупационным“ и демонстративно уничтожают. Пусть это Айвазовский или Азнавур, герои Великой Отечественной войны или жертвы Геноцида армян — всё одинаково попадает под снос. Особенно часто мемориальные комплексы, посвящённые Второй мировой войне, разрушаются вместе с памятниками Карабахских войн», — подчёркивает Гамлет Петросян.
Последний рубеж: сохранить хотя бы след
Сегодня, когда одни памятники армянской культуры стирают с лица земли, а другим приписывают чужое происхождение, возникает вполне рациональный вопрос: что мы можем сделать — тем более в нынешних политических реалиях. Надеяться только на мировое сообщество — наивно: реакция международных структур чаще ограничивается словами обеспокоенности, а политические выгоды и интересы нередко перевешивают моральную сторону вопроса. В этом нет ничего нового: такова логика реалполитик.
Чтобы восполнить эту пустоту, Гамлет Петросян вместе с Анной Лейлоян-Екмалян после 44-дневной войны создали проект Monument Watch — академический портал, где фиксируются разрушения и сохраняются подлинные сведения о наследии Арцаха. Так, даже если культурные памятники будут уничтожены, остаётся возможность сохранить их цифровой след — в фотографиях, архивах, 3D-моделях. Это не заменит живого наследия, но позволит будущим поколениям хотя бы увидеть то, что когда-то было частью их истории. Однако, по словам учёного, на государственном уровне до сих пор остаются серьёзные пробелы:
«Многие думают, что раз мы всё это знаем, мы должны обращаться в международные организации, в ЮНЕСКО, международные суды. Но это не совсем наша компетенция. Этим должен заниматься МИД и соответствующие структуры. Это большая и серьёзная работа, которая должна вестись на государственном уровне. Мы, исследователи, даём академический материал, но у нас нет ресурсов, чтобы вести дипломатическую работу. Здесь нужен более профессиональный подход, которого, к сожалению, сейчас нет. Ведь любое обращение может испортить отношения и изменить нынешний курс на сближение…», — с сожалением признаётся Гамлет Петросян.
Самое болезненное, по мнению историка, — осознание, что тема Арцаха постепенно уходит с повестки, становится «вне актуального контекста» или превращается в инструмент политизации. Однако как бы ни пытались вытеснить Арцах из повестки и стереть его с карт, он остаётся в памяти тех, кто помнит.
И остаётся боль, которая не отпускает. Возможно, именно эта память и есть форма сопротивления забвению?
Ася Ерицян, журналист