«Лето армянское» Алексея Крученых. Армения в поэзии русских футуристов

«Лето армянское» Алексея Крученых. Армения в поэзии русских футуристов

Русский авангард невозможен без футуризма – наверное, его наиболее яркого течения. Представителей этого направления было немало, и конечно подобный взгляд на искусство разделяли и некоторые армянские художники и поэты: живописец Александр Бажбеук-Меликов, поэт Кара-Дарвиш, литератор Вагрич Бахчанян. Но порой армянское возникало в произведениях русского авангарда, причем у авторов, которые, казалось бы, не имеют отношения к Армении. Яркий пример – необычное стихотворение Алексея Крученых.

Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк и Бенедикт Лившиц. Фото предоставлено М. Золотаревым / m.rusmir.media

Будетляне – первая группа писателей-футуристов в России – стремились к обновлению поэтического языка и боролись с иноязычными заимствованиями. «Футуризм в каждой стране вызвал расцвет национализма в самом хорошем зна­чении этого слова – расцвет родной литературы, родной живописи, родной музыки», – говорил Владимир Маяковский в интервью 1914 года.

Газета «Новое время» пишет, что на этом фоне принадлежать к иной нации было непопулярно. И биографы Велимира Хлебникова – одного из основоположников русского футуризма – долгое время умалчивали о его происхождении. Сам поэт его, впрочем, не скрывал: «В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо-Маклай и другие искатели земель были потомками птенцов Сечи».

Михаил Матюшин, Алексей Крученых и Казимир Малевич, 1912. Фото: Государственный музей В.В. Маяковского

А еще один будетлянин Алексей Крученых написал стихотворение об армянском лете. Стихотворение – провокационное, совсем не похожее на произведения других поэтов XX века.

Эрывань
Жы-ы-ра…
На маставой
сверлят
мазоли,
калючки,
камни…
Эй, варабэй, варабэй,
адалжи сто рублей –
закуплю грузовик

Снэ-е-гу…
На площади
тры лошади
пасэредине
ышак
столбняк –
ы! – кает!
Духовка
каструла
паровая пэрина –
моя квартыра!
– Бэгу
на пэрэвулок!..
Вв-а-а! Духан!
Гулим-джан
бурдюки!
Орман орган
Гариман-Ха!
…Вэ-э-э!
Апэльсын с гарчицей
Вино – чернила
горькый!
Шашлык,
бадриджан,
кинжалом
в горле.
Играй
Зурна
арган
траур…
Душа моя –
пережаренная курица
под скамейкой валаится,
крест заржангвыл!
Ай-ай, смотри на минэ, Хачатур:
сверх агонь,
кургом агонь…
посередку – сапоги!
Куда пойдёшь?
Кому скажешь?
Море – далеко,
Арарат – высоко,
Извозчык на козлах сыдыт,
нычего ны гаворыт –
язык чоорный
как
баклажан.

(Алексей Крученых. Лето армянское, 1926)

В этом стихотворении гротескное воспроизведение армянского акцента не случайно: автор использует этот прием для достижения юмористического эффекта. Прием, как пишет «Новое время», довольно популярный среди футуристов. Что вдохновило поэта написать об Армении – неизвестно. В 1916 году его призвали в армию. Служил Алексей Крученых в армянском Сарыкамыше (тогда город был в составе Российской империи, сейчас – территория Турции), работал чертежником во время строительства Эрзерумской железной дороги.

Алексей Крученых ввел в поэзию абстрактный беспредметный язык – заумь, – который отличается полусловами и их причудливыми сочетаниями. Чего только стоит «Дыр бул щыл», о котором до сих пор спорят филологи! И на его фоне «Лето армянское» не выглядит не таким уж необычным.

дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз

(Алексей Крученых. 1913)

Борис Пастернак, Иржи Тауфер и Алексей Крученых. Переделкино, 1948. Фото предоставлено М. Золотаревым / m.rusmir.media

Крученых без сомнения был новатором российской поэзии, хотя и оставался маргинальной фигурой до начала XXI века. Его литературный век оказался короче человеческого: когда в 1920-е годы власть стала все больше контролировать творцов, поэт отказался играть по ее правилам и стал печататься меньше – сознательно. В 1930 году он выпустил лирические циклы «Ирониада» и «Рубиниада», посвященные возлюбленной Ирине Смирновой, и практически ушел из литературы.

Алексей Крученых пережил своих более знаменитых друзей и коллег – Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Игоря Терентьева, – но для многих так и остался автором одного стихотворения. Поэт скончался 17 июня 1968 года, на его похоронах было всего десять человек. Среди них – Лилия Брик, Андрей Вознесенский и Эдуард Лимонов.

Алексей Крученых. Фото предоставлено М. Золотаревым / m.rusmir.media

Подготовлено по материалам: Вайсбанд Э. В борьбе за переписывание идеологии русского футуризма: младоформалисты, «некий А. Дымшиц» и Гулливер о военных статьях Маяковского / Новое литературное обозрение, №143; Лукьянова И. Домовой литературы / Русский мир. Декабрь, 2018; nv.am; lyricsworld.ru; wikipedia.org

«Лето армянское» Алексея Крученых. Армения в поэзии русских футуристов