Ольга Казак

Вагрич Бахчанян – «армянин на 150 %»

Ольга Казак
Вагрич Бахчанян – «армянин на 150 %»

12 ноября исполнилось десять лет как ушёл из жизни экспериментальный писатель и художник-концептуалист Вагрич Бахчанян. В знак памяти о художнике, документальный фильм «Вагрич и Черный квадрат» (режиссёр Андрей Загданский), выложен создателями в открытый доступ на портале Vimeo. Об этом на своей странице в фейсбуке сообщил художник Алекс Будовский – автор анимационных вставок, созданных для фильма по коллажам Вагрича.

Вагрич Бахчанян. Источник: yandex.ru

Вагрич Бахчанян. Источник: yandex.ru

«На сегодняшний день – это единственный фильм, посвященный творчеству художника. И он отличный», – рассказал Армянскому музею Москвы Арсен Готлиб – продюсер, коллекционер и любитель современного искусства. «В этой документальной картине друзья и коллеги Бахчаняна делятся воспоминаниями о нём. Бахчанян, безусловно, является одним из столпов советского нонконформизма.  Искусствоведы также ставят его в ряд отцов-основателей соц-арта наряду с Виталием Комаром и Александром Меламидом, Леонидом Соковым и Александром Косолаповым. Коллажи Бахчаняна стали одним из самых ярких явлений соц-арта и, думаю, фильм «Варгич и черный квадрат» неслучайно заявлен его автором, режиссером Андреем Загданским как «фильм-коллаж», – отметил продюсер.

Вагрич Бахчанян. Из серии Stalin test. 1985. Печать на бумаге, смешанная техника. Источник: art4.ru

Вагрич Бахчанян. Из серии Stalin test. 1985. Печать на бумаге, смешанная техника. Источник: art4.ru

«Изобразительное искусство, как и литературная деятельность Вагрича Бахчаняна, наполнены блистательным юмором и иронией, но никогда не «шуткой ради шутки». Это всегда высказывание думающего и образованного человека. Бахчаняна, наряду с Бродским и Довлатовым, называют важнейшим автором литературной русской Америки», – подчеркнул Готлиб.

Продюсер так же высказал желание побывать на выставке работ Бахчаняна и увидеть там «Телефонную книгу», «Stalin test» и безымянный коллаж 1979 года по мотивам картины Сурикова «Боярыня Морозова».

10 эпизодов из жизни Вагрича Бахчаняна

1. Харьковский период. Родился Вагрич в Харькове, в 1938 году, в армянской семье. Когда мальчику было 4 года, родители расстались – мать ушла и он остался жить с отцом – Акопом Бахчаняном. Художник потом в шутку назвал себя «армянином на 150%», так как даже мачеха у него была армянкой. Школу он бросил после 7 класса и получил образование в доме культуры «Металлист», в художественной студии. Отслужил в советской армии, а затем работал на Харьковском тракторном заводе – художником-оформителем в местной газете. Женился на Ирине Савиновой. Был неотьемлемой частью харьковской богемы, гулял на Сумской и пил портвейн в парке Шевченко. Вагрич настолько не вписывался в советский контекст, что в период холодной войны, по воспоминаниям друзей, позволял себе запросто листать иностранные газеты, стоя прямо у киоска «Союзпечать».


Имя Вагрич переводится с армянского как «маленький тигр»


Вагрич Бахчанян. Источник: yandex.ru

Вагрич Бахчанян. Источник: yandex.ru

2. Неофициальный художник. Первый публичный показ работ Вагрича состоялся в проходном дворе Харькова на улице Сумской. Писатель Эдуард Лимонов, который родился в Харькове и с юности был знаком с Бахчаняном, вспоминает, что найти проход на выставку оказалось сложно: «нужно было пройти насквозь три дворика петербургского типа. В последнем таком дворе, возле кирпичного неработающего туалета, располагалась эта выставка неофициального искусства». На кирпичном бордюре были выложены работы, сделанные в технологии «зеркальных эмалевых отливов». Были еще так называемые «негативы ранних графических работ» и игры в «психологические пятна Роршаха». Рисовал Вагрич тогда на листах копирки и картина появлялась на втором слое бумаги – он играл с цветом, иммитируя фотоколлажи, и, иронизируя над раскрашенными провинциальными фотографиями советских времён.

Вагрич Бахчанян. Один день выставки одной работы. Фрагмент. 28 июля 2006 — 27 июля 2007. Смешанная техника. Фото: courtesy Ирина Бахчанян

Вагрич Бахчанян. Один день выставки одной работы. Фрагмент. 28 июля 2006 — 27 июля 2007. Смешанная техника. Фото: courtesy Ирина Бахчанян

3. Как Бахчанян начал делать коллажи? Он разработал собственную технику в начале 60-х годов. «Клей в советское время был плохой, всё желтело и коробилось», – рассказывал художник в интервью создателям фильма. И он придумал нужные иллюстрации размачивать в особом растворе и переводить их на основу как переводную картинку – «передавливать» на бумагу. В итоге она сама приклеивалась так, как нужно было художнику. Так возник коллаж без наклейки – любимая форма Вагрича, с помощью которой можно было соединять несоединимое. Например, Ленина и абрикосы.

4. Беспартийное искусство. Харьковская газета «Красное знамя» опубликовала разгромный фельетон о творчестве Бахчаняна. Назывался материал «В поисках поклонников». Некая Л. Петрова, в стиле, характерном для советских партсобраний, писала: «Скажем прямо. Репин из него не вышел. Суриков тоже. Говорят что в студии изобразительного искусства он подавал кое-какие надежды, хотя звёзд с неба не хватал». Целый разворот был посвящён обличению «беспартийности искусства», которое пропагандировал, по мнению автора, Бахчанян.

Вагрич Бахчанян «Семья».1960-е. Источник: litfund.ru

Вагрич Бахчанян «Семья».1960-е. Источник: litfund.ru

5. Московский художник-карикатурист. Режиссёр Борис Фрумин, вспомная студенческие годы, рассказывает, что в общежитии ВГИКа в комнате было четыре кровати и некоторые из них пустовали. Его сосед по комнате, харьковчанин, однажды сказал что приведёт ночевать друга, которого выгнали из Харькова за тунеядство. «Этим другом был Вагрич Бахчанян. Он был весь в чёрном. И он молчал. Он носил котелок. Он сидел за шкафом и что-то вырезал», – рассказал Фрумин создателям фильма. Через какое-то время «Литературная газета» опубликовала коллаж Вагрича Бахчаняна. Так начался его «московский период». В «Литературной газете», которая считалась самой либеральной советской газетой 60-х, работала творческая элита Москвы. Вагрич Бахчанян – среди них. Он был одним из четырёх карикатуристов юмористического приложения «12 стульев». Его коллажи печатались на последней странице издания – самой читаемой. Серия спортивно-художественных коллажей, на которых изображалась балерина, прыгающая через препятствия и фехтовальщик, изящно запустивший удочку в пруд – этого периода. Коллега Бахчаняна, художник Игорь Макаров, назвал Вагрича художником, который стоит «на порядок выше по своему метафизическому восприятию юмора и даёт ощущение, что мир не ужасен и критичен, а сюрреалистичен».

6. «Лишний человек звучит гордо». Афоризмы Бахчанян выхватывал буквально из воздуха, переделывая советские лозунги и цитаты в то, что сегодня называется «мемами». Это ему принадлежит знаменитое высказывание «мы рождены чтоб Кафку сделать былью». Говорят, Вагрич придумал язык, отображающий время. А ещё он обладал особенностью делать предметом изобразительного искусства всё, что оказывалось в его руках. Например, опубликовал свои скитания по съемным квартирам. За 7 лет жизни в столице семья Бахчаняна переехала 12 раз. Когда ему было отказано в московской прописке и выдана соответствующая справка с подписями и печатями – художник, недолго думая, сделал этот документ центральной частью композиции одного из коллажей. Очевидно, Вагрича увлекало производство новых идей и он всю жизнь сохранял верность бунту, не интересуясь традиционной карьерой рисовальщика.


Ирина Бахчанян, жена художника, рассказывала, что в эмиграции Вагрич любил выйти на пляж в ветренный день и держать шариковую ручку на листе бумаги, которую шевелил ветер. Рисовала не ручка, а бумага и ветер



Вагрич Бахчанян. Источник: yandex.ru

Вагрич Бахчанян. Источник: yandex.ru

7. Эмиграция в изоляцию. В 1974 году Вагрич эмигрировал в США. Чтобы уехать из СССР, он назвался в ОВИРе евреем и ему поверили. Провожать Бахчаняна в Америку собралась вся московская богема. «Из множества вариантов адаптации в новом мире, Вагрич выбрал единственный – он не изменился», – говорится в фильме «Вагрич и Черный квадрат». В Америке он продолжил эксперименты с изображением. Однако, уйдя от советской цензуры, Бахчанян, как и многие эмигранты, пришёл к другим ограничениям – пространственно-временным и социальным, поскольку эмиграция – это ограниченная среда.

8. Рисунки на чековых книжках. 13 июня 1978 года он провел в музее Современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке акцию «Искусство русской пропаганды» обклеившись лентами с советскими лозунгами. На лбу у него было написано «Агитпункт». Из музея его вежливо «попросили». Были и другие проекты. В один день за 4,5 часа он посетил в Нью-Йорке 30 галерей. Акция называлась «Уважай время». Посвятил её Вагрич состоянию современного искусства. Что ещё он делал в Америке? Рисовал в старых чековых книжках и подобранных на улице, кем-то исписанных, тетрадях.

9. Знаменитые обложки. В Нью-Йорке Бахчанян вместе с писателями Петром Вайлем и Александром Генисом издавали журнал «7 дней». Вагрич занимался иллюстрациями и дизайном обложки, а Вайль с Генисом – редактурой. Обложки были гениальны и сами по себе сразу становились произведениями современного искусства. Оба писателя искренне считали, что журналы покупали только из-за обложек Вагрича. Ещё одно увлечение тех лет – так называемые «полиграфические опечатки» с изображением парадного портрета Сталина – «Stalin test». Карты мира, почтовые коробки, этикетки – всё было заштамповано вождём народов. Кое-где Вагрич написал: «все мы вышли из гоголевской шинели».


«Вагрич Бахчанян был всем вместе. Экзистенциалистом, представителем соц-арта, концептуалистом, сторонником иронии. Исчерпывающего определения его творчеству нет. Его невозможно накрыть, как солнечный зайчик, рукой», считает искусствовед Евгений Барабанов


Вагрич Бахчанян. Без названия. 1979. Коллаж, бумага, репродукция. Источник: ru-bahchanjan.livejournal.com

Вагрич Бахчанян. Без названия. 1979. Коллаж, бумага, репродукция. Источник: ru-bahchanjan.livejournal.com

10. Черный квадрат. Что случилось с Бахчаняном в финале его жизни – вопрос, который волнует всех, кто знаком с его работами. Попытка найти ответ содержится в фильме Андрея Загаданского, название которого отсылает нас к образу черного квадрата – символу нулевой точки. Черному квадрату, который Малевич назвал просто «бог», поставил в иконный угол и назначил новым демиургом. У Бахчаняна было личное отношение к черному квадрату – множественное. Квадрат – чёрный как хлеб, чёрный как зависть. Уход его был таинственным и трагичным. Вагрич заболел. После операции на сердце, у Бахчаняна начались странные осложнения – постоянно шумело в ушах и лекарства, которые он принимал, как сказано авторами картины Загаданского, «меняли Вагрича, а он меняться не хотел». Из жизни художник ушёл добровольно, не дожидаясь прихода естественной смерти. Из своей кончины Бахчанян сделал ещё одну акцию – последнюю, о результатах которой зритель никогда не узнает. Он ушёл так, как он хотел. Прах художника развеян в Армении, в Гегамских горах, над камнем, с изображением палеолитического человечка – самым древним произведением искусства, созданным когда-либо людьми. Так после жизни Бахчанян вернулся в исходную точку – на родину предков.

Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки: yandex.ru





















Вагрич Бахчанян – «армянин на 150 %»