Жизнь армянской общины в Викторианской Англии (1837-1901). Часть I

Жизнь армянской общины в Викторианской Англии (1837-1901). Часть I

Великобритания, а с 1876 года Британская Империя, в Викторианскую эпоху (1837–1901) была самым влиятельным государством земного шара благодаря своим многочисленным колониям, ставшим первой державой в мире по площади и второй — по численности населения. В этот период на территории её метрополии начинают наиболее активно развиваться различные национальные общины. Среди них была и армянская, которой, ввиду её малочисленности, уделялось довольно немного внимания. Между тем её история интересна и многогранна. Из каких мест приезжали, где жили и молились, что читали и как выглядели люди, чьи судьбы складывались в тени готических соборов, под шум фабрик и карет?

Община

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

Евангелие от Матфея, 5:15

К 1901 году, то есть к году смерти королевы Виктории, армянская община в Великобритании насчитывала менее 2000 человек. В более ранние годы этой эпохи — 1860-е или 1870-е — она не превышала и тысячи. На данном этапе речь идёт даже не о сотнях, а, в основном, о десятках жителей городов Лондон и Манчестер. По подсчётам армянской газеты «Арарат», в декабре 1877 года армян в Манчестере проживало около 50–60 человек, среди которых было четыре–пять семей, «наименьшая часть из которых из России (Российской Империи — прим. автора)». «Благодаря своему доброму нраву и проворству, преданности и той огромной пользе, которую они приносят англичанам, наши земляки пользуются большой симпатией и уважением в Манчестере». Манчестер был одним из главных промышленных центров страны, а в текстильной отрасли — и вовсе главным. Армянские торговцы предлагали восточные ткани, которые пользовались большим спросом.

Но к концу XIX века число армян в Лондоне начинает расти. В 1896 году, после массовых погромов в Османской империи (1894–1896), их стало уже около 500 человек.

Наиболее частыми местами, откуда армяне переселялись в Великобританию в XIX веке, были Османская империя, Иран, Российская империя и Британская Индия. Но встречались и более неожиданные маршруты. Так, например, Косма Агичкян прибыл из Венгрии (тогда входившей в состав Австрийской империи Габсбургов) в 1840-х годах. Уже после получения британского подданства в 1850 году, в манчестерской переписи за 1851 год он почему-то значился как «Visitor» — возможно, у переписчиков была устаревшая информация. Это были люди из разных уголков мира, и, как мы ещё увидим, принадлежавшие не только к Армянской Апостольской Церкви, но и к другим христианским конфессиям. Но все они оставались армянами, и об этом никогда не забывали.

Только в 1866 году армянская община в Манчестере, можно сказать, официально оформляется. 6 сентября того года был созван общественный совет — для организации внутренней жизни и координации усилий. Ещё с 1863 года в городе начали проводиться литургии Армянской Апостольской Церкви: отец Гарабед Шахназарян специально арендовал для этого часовню. Это, конечно, было неудобно. Но уже в 1870 году в Манчестере завершается строительство первой армянской апостольской церкви на территории Великобритании — храма Святой Троицы, который открывается к Пасхе.

 

Церковь Святой Троицы (ААЦ), строительство которой завершилось в 1870 году. Манчестер. Источник

 

В 1873 году в Манчестер из Константинополя прибыл настоятель Гевонд. В декабрьском выпуске газеты «Арарат» за 1875 год он писал: «Пастор Манчестера должен быть патриотичным, активным, образованным человеком, а не беспечным священником. Он должен быть способен отправиться в Лондон, часто навещать свою заблудшую паству. Это его священный долг — наставлять и увещевать их». Именно в Манчестере, а не в Лондоне, началась полноценная история Армянской Апостольской Церкви в Великобритании. При Гевонде здесь прошли первые армянские похороны — некоего Саркиса Папазяна. Его служение завершилось в 1878 году. В 1896 году настоятелем церкви Святой Троицы становится Торос Дер-Исаагян, также прибывший из Константинополя. Интересно, что религиозный журнал на армянском, который он издавал в Османской империи — «Армянская Церковь: религиозный и теологический журнал» — он продолжил выпускать и в Манчестере. В 1902 году, спустя год после смерти королевы Виктории, Дер-Исаагян покинет Манчестер, чтобы продолжить свою деятельность уже в США.

 

Вардапет Гевонд, настоятель церкви Святой Троицы в 1873-1878 годах. Фотография братьев Абдулла. Источник

 

Известны и судебные дела Викторианской эпохи, в которых участвовали армяне. Так, в 1890 году житель Манчестера Бедрос Бешикташлян подал в суд, требуя возместить убытки в размере 49 шиллингов и 6 пенсов (в пересчёте — около 375 современных фунтов стерлингов). Причиной стал срыв условий контракта со стороны торгового агента, занимавшегося продажей серых тканей. Исследовательница армянской общины Манчестера Джоан Джордж отмечает: поскольку в газете The Manchester Guardian, рассказавшей об этом процессе, не появилось новых сообщений о ходе дела, можно предположить, что Бешикташлян его выиграл.

Представители армянских семей, занимавшихся бизнесом в Викторианской Англии, нередко вступали в браки друг с другом, чтобы укрепить связи и усилить влияние. Такие союзы, как правило, оказывались прочными. Этих людей объединяли не только прагматические соображения, но и общая история.

 

Семья Манукян. Арменак (муж), Неврик (жена) и их дети Левон и Гехам. Манчестер, 1900 г.

Источник: J. George. Merchants in Exile: The Armenians of Manchester, England, 1835-1935, p. 125

Свадьба Ованнеса Камберяна и Ребекки Аждерян. Манчестер, 1901 г.

Источник: J. George. Merchants in Exile: The Armenians of Manchester, England, 1835-1935, p. 138

 

Объединения

В 1878 году Джеймс Брайс — будущий виконт и посол Великобритании в США (1907–1913), один из самых известных армянофилов своего времени — основал Англо-Армянскую ассоциацию. Это произошло спустя два года после его поездки на Арарат. В 1885 году в Фулхэме (Лондон) Мкртич Португалян и Гарабед Акопян создали Армянское Патриотическое Общество Европы, целью которого была поддержка армянской диаспоры и распространение в Британии информации о проблемах, с которыми сталкивались армяне. Позже, в 1895 году, появится Шотландско-Армянская ассоциация — аналогичная по задачам. Ещё через год — Международная организация Друзей Армении. А в 1897 году — общество с похожим, но более простым названием: «Друзья Армении». В 1900 году она начнёт выпускать ежеквартальную газету Друг Армении.

 

Объявление. «Международная Ассоциация Друзей Армении. Страдающая Армения. Публичное собрание с целью продвижения помощи армянам. Встреча пройдёт девятнадцатого мая 1897 года, в 8  вечера».

Источник

Ежеквартальная газета «Друг Армении», выпускавшаяся обществом Друзья Армении.

Источник

 

15 августа 1875 года в городе Табриз (Иран) родился Арам Раффи — сын знаменитого армянского писателя Раффи (настоящее имя: Акоп Мелик-Акопян) и Анны Раффи (в девичестве Ормуц, ассирийского происхождения). Сначала семья переехала в Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), а в 1895 году, уже после смерти отца в 1888 году, перебралась в Лондон. Там, в 1898 году, Арам вместе с младшим братом Аршаком и матерью основали «Объединённую Армянскую Ассоциацию Лондона».

 

Арам Раффи, фотография сделана до 1919 г.

Источник

 

В июле 1913 года оно начнёт выпуск газеты «Арарат. Прожектор Армении» в Лондоне.

 

«Арарат. Прожектор Армении». Четвёртый выпуск. Октябрь 1913 года. Лондон.

Источник

 

В том же 1913 году Арам составил компанию будущему епископу Гибралтара (1933–1947), а тогда ещё викарию Такстеда Харольду Бакстону, а также члену парламента Ноэлю Бакстеду — во время их поездки в Армению. Уже в 1914 году они вместе выпустили книгу «Путешествия и политика в Армении». Впрочем, это уже выходит за рамки Викторианской эпохи. В 1919 году Арам Раффи скоропостижно скончался, не оправившись от плеврита. Ему было 44 года.

 

«Путешествия и политика в Армении». Авторы: Ноэль Бакстон, член парламента, преподобный Харольд Бакстон. Введение: виконт Брайс. При содействии Арама Раффи в области истории и культуры Армении. Первое издание 1914 года.

Источник



Источники:

  1. Եղիազարյան Ռ. Ա Ն Գ Լ Ի Ա Ց Ի ՀԱՅ ԳԱՂՈՒԹԸ ( 1 8 6 0 - 1 9 2 0 թթ.) // Историко-филологический журнал. – Гитутюн, Ереван, 2002. – № 1. – С. 65-66

  2. George J. Merchants in Exile: The Armenians in Manchester, England, 1835-1935. – Gomidas institute, 2002.

  3. Արարատ. Ամսագիր կրօնական, պատմական, բանասիրական, բարոյական եւ ազգային. – Ժ տարի, Ժ շրջան, թիւ ԺԲ (Դեկտեմբեր 31). – Վաղարշապատ: Տպարան Սրբոյ Կաթողիկէ Էջմիածնի, 1877. – 8, 14, 24, 44, 98, 120 երես.

  4. Zohrab Center. Armenian Periodicals // Zohrab Information Center.

  5. Łvond Vardapet. Piralemean’s Pastoral and Scholarly Legacy // Armeniaca, 2024, № 1. — Edizioni Ca’ Foscari.

  6. Calouste Gulbenkian Foundation. Official Website.

  7. Centre for Armenian Information and Advice (CAIA). Armenian Community and WWI // caia.org.uk.

  8. Armenian History. First Armenian Political Parties: Armenakan, Hunchakian, Dashnaktsutiun.

  9. CAIA. Aram Raffi // caia.org.uk.

  10. ERAREN. Armenian Question and Historical Reality. Article №153 // Eraren.org.

 
Жизнь армянской общины в Викторианской Англии (1837-1901). Часть I