Армянский лоббизм как инструмент влияния и продвижения интересов в различных странах

Диаспора как внепарламентский ресурс
В современном мире значительная часть политических решений принимается не только в парламентах и правительственных залах. С экспертной точки зрения, политологи называют такие источники влияния внепарламентскими центрами воздействия, которые не наделены мандатом, но способны менять повестку, тормозить или ускорять законы, формировать общественное мнение. К ним могут относиться бизнес-элиты, СМИ, экспертные структуры, think tanks (мозговые центры), а также шахматно выстроенные диаспорные сети, которые говорят от имени исторической памяти, а не от имени государства.
Армянская диаспора является классическим примером такого центра. При населении самой Армении около 3 млн, за её пределами живёт более 10 млн армян — в России, США, Франции, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Это соотношение уникально для постсоветского пространства и делает диаспору функциональным продолжением армянской государственности. Там, где государство ограничено ресурсами, вступают в игру общины, ассоциации и лоббисты.
Для понимания: существует некоторое различие между диаспорой и лоббизмом. Диаспора действует из мотива национального долга, солидарности и памяти. Лоббисты исходят из политической и ценностной близости, нередко представляя юридические фирмы, деловые круги и даже иностранные элиты. Что важно, многие из них даже не имеют армянских корней. Так, например, в Европе и США региональные проблемы Армении получили мировую огласку благодаря ведущим юристам, госдеятелям и дипломатам, продвигавшим проармянские интересы. Это показывает, что армянский вопрос давно вышел за пределы «этнических» рамок и оформился как морально-политическая повестка.
Экономический и гуманитарный потенциал диаспоры
С момента независимости (1991) диаспора стала материальной опорой Армении. Только американские армяне направили в страну несколько миллиардов долларов, причём почти $300 млн дал фонд Lincy Foundation Кирка Киркоряна. Российская диаспора через денежные переводы обеспечивала до 15% ВВП страны, по сути, сыграв роль «внешнего социального бюджета».
Но вклад диаспоры измеряется не только деньгами. Это человеческий капитал: врачи, инженеры, преподаватели, программисты, которые приезжали в Армению, проводили обучение, модернизировали больницы и школы. Эту линию последовательно проводит UGAB (Union Générale Arménienne de Bienfaisance) — старейшая (1906 г.) армянская благотворительная структура, у которой сегодня десятки офисов по всему миру. Через неё проходят образовательные гранты, культурные программы, поддержка армянских школ — то, что в политологии называют «мягкой инфраструктурой нации».
США: институциональный лоббизм
Американский кейс самый яркий. На сегодняшний день одним из самых больших центров армянской диаспоры стали США. Именно это государство стало тем пространством, где армянский фактор превратился в системный и признанный лоббизм. Причём, с точки зрения устройства, армянский лоббизм системный и формализованный. Он внедрён в госструктуры и органы власти. Так, действуют две ключевые структуры:
ANCA (Armenian National Committee of America) — крупнейшая и наиболее политическая;
AAA (Armenian Assembly of America) — более «дипломатичная», удобная для диалога с администрацией.
Через них были обеспечены: устойчивый поток американской помощи Армении и Арцаху (суммарно свыше $2 млрд с начала 1990-х), прохождение резолюций по Геноциду 1915 года и сохранение армянского кокуса в Конгрессе — двухпартийной группы, которая следит, чтобы армянская повестка не выпадала из американской политики.
Армянская ассамблея Америки приняла участие в акции «Требуем справедливости», посвящённой 110-й годовщине Геноцида армян, 24 апреля 2025 года, в Глендейле (Калифорния), в мероприятии, организованном Комитетом по геноциду армян в Лос-Анджелесе. На фото (слева направо): сопредседатель Ассамблеи Талин Якубян, мэр Глендейла Ара Наджарян, член Государственной ассамблеи Джон Харабедян и др. Автор фото: Шахе Мелелян, Arka Photo.
Характерно, что американские исследователи отмечали: армянское лобби в США уступает по силе только израильскому и индийскому. Это очень высокая планка для нации с таким населением. И ещё одна важная деталь: официальное правительство Армении тратит на лоббизм в Вашингтоне сравнительно мало, основную работу делает сама диаспора, используя электоральные округа Калифорнии, Нью-Джерси, Массачусетса, то есть географию, где голос армян реально слышат.
Франция: политика памяти и «публичная дипломатия сообщества»
Во Франции армянский лоббизм выглядит иначе. Он проявляется в более публичном, мемориальном и культурном аспектах. Здесь действуют сразу несколько уровней:
CCAF (Conseil de Coordination des Organisations Arméniennes de France) — зонтичная структура, объединяющая десятки армянских организаций. Один из её самых видимых лидеров — Мурад Папазян, политический консультант, общественный деятель, строящий диалог и с Елисейским дворцом, и с внутренним армянским сообществом.
Union d’Amitié Franco-Arménienne — парламентское измерение дружбы, через которое в Сенат и Национальное собрание вносятся резолюции по Геноциду, вносились по Арцаху, сохранению армянских памятников.
UGAB во французской версии — уже не просто благотворительность, а способ удержать в одном поле бизнес, интеллигенцию и новых мигрантов.
Homenetmen — спортивно-патриотическая структура, которая фактически готовит «третье поколение» французских армян, чтобы они оставались политически активными и не теряли идентичность.
Президент Эммануэль Макрон на ежегодном ужине Координационного совета армянских организаций Франции (CCAF), 5 февраля 2019 года в отеле du Collectionneur, Париж. Из открытых сетевых источников
Особый формат лоббизма приобретает Dîner annuel du CCAF. Это символ интеграции армянской темы во французскую публичную политику. Приход президентов (Саркози, Олланда, Макрона) на мероприятие армянской организации означал, что армянское сообщество стало внятным и цивилизованным собеседником государства. Это и есть внепарламентский центр влияния. Лобби не принимает законов, но создаёт среду, в которой закон о криминализации отрицания Геноцида (2012 — аннулирован в 2017) или решение сделать 24 апреля национальным Днём памяти становятся политически возможными.
Ереван и диаспора: противоречия
Армянский лоббизм действительно является инструментом влияния и продвижения интересов, как общины, так и самой Родины. Однако не всегда у Армении и у диаспоральных влиятельных объединений эти интересы пересекаются. Особенно в геополитических вопросах Турции и Арцаха (ранее). Это то же противоречие, о котором пишут и британские аналитики: Еревану необходимо маневрировать, а части диаспоры добиваться принципов. Поэтому диаспора иногда выступает как сдерживающий фактор в отношениях с Турцией и Азербайджаном. Но при этом именно она обеспечивает Армении видимость и поддержку в США, Франции, Канаде, Ливане.
Армянский лоббизм — это коллективное присутствие нации за пределами государства. Он даёт возможность большим политическим игрокам продвигать важные национальные вопросы в государственность за рубежом, даже там, где нет собственных дипломатических представительств или формальных инструментов власти. От мягкой силы до принятия высоких дипломатических и политических решений. Через лоббизм армяне и их союзники продвигают вопросы, имеющие стратегическое значение для национальной идентичности: от признания Геноцида 1915 года до гуманитарных и геополитических инициатив. Это явление соединяет в себе мягкую силу культуры и жёсткие механизмы политического влияния, превращая диаспору в часть внешнеполитического механизма страны.
При этом формы армянского лоббизма различаются по регионам. В Соединённых Штатах он носит институциональный и профессиональный характер: деятельность ANCA и AAA, работа с Конгрессом и формирование армянского кокуса обеспечили Армении устойчивое присутствие в американской политике и многолетнюю финансовую и гуманитарную поддержку. Во Франции лоббизм приобрёл мемориально-политическую форму: через структуры CCAF, ежегодные Dîner du CCAF, парламентскую группу Union d’amitié franco-arménienne и молодёжное движение Homenetmen. Так армянский лоббизм объединяет экономику, культуру и мораль, действуя одновременно как дипломатия, как память и как проявление национального единства.
Анна Галстян,
специалист по международным отношениям
Европы и Ближнего Востока