Армянская община в Иерусалиме: 1700 лет истории и современные вызовы

Армянский квартал, где проживает община, является самым маленьким и малочисленным кварталом Иерусалима. На протяжении 1700 лет армянская община являлась важнейшей частью культуры города. С духовной стороны — как древнейшая носительница христианства, что символично для Земли Библейской. Со стороны материальной — как представительница талантливых мастеров-ремесленников, прославившихся по всему миру.
Упоминается, что уже в IV веке, после обнаружения в Иерусалиме христианских святынь, в городе поселилось большое количество армянских монахов, а светская община сформировалась в VI веке в квартале горы Сион, где существовала армянская улица.
Исторический аспект
Армянская община считается самой древней среди общин Святой Земли. Армяне появились в регионе вскоре после того, как Армения первой в мире приняла христианство в 301 году. Уже в IV–V веках сюда приходили паломники, часть которых осталась навсегда. В VII веке халиф Омар официально признал права армянской общины, а в XII веке Саладин подтвердил их после падения крестоносцев.
В эпоху Османской империи Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви превратился в одного из крупнейших землевладельцев Иерусалима. Это было связано с миллетной системой: османские власти признавали патриарха главой армянской общины, наделяя его правом управлять школами, судами и хозяйственными делами. Благодаря этому под юрисдикцией патриархата оказались не только монастыри и церкви, но и значительные земельные владения, что обеспечивало общине устойчивость и влияние. Эта способность адаптироваться к переменам — от византийцев и арабов до британцев и израильтян — обеспечила армянам редкую долговечность.
Армянский патриархат Иерусалима
Армянский патриархат Иерусалима (самоназвание: Апостольская кафедра святого Иакова в Иерусалиме). Источник
Квартал святого Иакова стал центром духовной и культурной жизни. Собор XII века хранит мощи апостолов, а литургия до сих пор совершается на армянском языке. В XIX веке квартал превратился в культурный центр города: здесь открылись первая типография (1833), издававшая богословские тексты и учебные книги, и первая фотостудия (1855), благодаря которой армянские мастера стали первыми фотографами Святой земли. Их снимки до сих пор хранят память о старом Иерусалиме и считаются важным источником для историков. Армянская типография и фотография XIX века сыграли не только культурную, но и просветительскую роль: книги и фотографии распространяли знания, открывали Святую Землю для паломников и исследователей, а также закрепили за армянами репутацию хранителей истории.
Армянская пасхальная служба в церкви Святого Иакова. 1941
Одним из важнейших культурных достояний квартала является Армянская библиотека Гюльбекяна, где хранится более 80 000 книг, а также Библиотека рукописей с редчайшими документами по армянской и мировой истории. Эти собрания сделали Армянский квартал уникальным центром науки и духовности на Ближнем Востоке.
Армянский квартал Иерусалима. Открытые сетевые источники
XX век: испытания и новые традиции
После Геноцида поток беженцев из Киликии усилил общину и принёс с собой ремёсла и художественные традиции. Именно тогда в Иерусалиме окончательно закрепилось искусство армянской керамики. Бело-голубые и бирюзовые орнаменты, созданные мастерами семьи Балиан, стали визитной карточкой города. И по сей день армянские мастерские украшают Иерусалим плиткой и керамическими иконами. Известные мастерская Balian Ceramics была основана в 1920-е годы армянскими мастерами керамики — беженцами из Киликии. До сих пор семья Балиан продолжает своё дело уже в четвёртом поколении в Иерусалиме. Её мастера участвовали в реставрации изразцов Купола Скалы, создавали керамические панно для церквей и монастырей, а также украсили своими плитками улицы и дома Старого города, вписав армянское искусство в облик Иерусалима на века.
Особую роль в развитии керамики сыграла художница Мари Балиан (1925–2017). Она придала росписи живость, наполнила её природными и библейскими мотивами, благодаря чему изделия семьи Балиан стали известны далеко за пределами Иерусалима.
Однако для армянской общины XX век оказался временем тяжёлых испытаний. В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, многие армяне снова стали беженцами. После 1967 года часть земель патриархата была конфискована властями. Если в середине XX века армян в Иерусалиме насчитывалось около 15 000, то сегодня их осталось менее 2000. Сокращение численности стало главным вызовом для сохранения уникальной общины, ведь это означало прямое исчезновение культуры армянского квартала.
Армянская община в условиях нестабильности региона
Современные вызовы армянской общины носят комплексный характер. Существует проблема сильной эмиграции, которая ведёт к сокращению населения и утрачиванию культуры армянской общины. Также актуален и вопрос правового статуса жителей Восточного Иерусалима, который затрудняет получение документов, заключение браков и воссоединение семей. Помимо этого, осложнена экономическая жизнь такими факторами как ограничения для бизнеса, нехватка жилья и высокая стоимость недвижимости. Ещё одна проблема: армяне практически лишены доступа к Западному Иерусалиму, а в Восточном живут в условиях перенаселения и роста цен.
И всё же армянский квартал остаётся важнейшей частью города. Здесь продолжается литургическая жизнь, работают школы и библиотеки, открыты музеи и культурные центры. Армянская церковь хранит ключевые христианские святыни — монастырь Спасителя, церковь Архангелов и собор святого Иакова. Для армян всего мира этот квартал — символ преемственности и стойкости, напоминание о том, что даже малые народы способны удержать своё место в сердце мировой истории.
Армянский квартал стал живой памятью города — со своим культурным колоритом, монастырями и звоном колоколов Собора святого Иакова. Это один из немногих армянских кварталов за пределами Родины, который выжил в бурном потоке веков и продолжает оставаться духовным и культурным центром. На сегодняшний день судьба армян Иерусалима — это вопрос о сохранении меньшинств в условиях конфликтов и политической нестабильности. Именно поэтому важно помнить и говорить о малочисленной общине, внёсшей большой вклад в региональную и мировую культуру.
Анна Галстян,
специалист по международным отношениям
Европы и Ближнего Востока