Армянская община в Иерусалиме: 1700 лет истории и современные вызовы

Армянская община в Иерусалиме: 1700 лет истории и современные вызовы

Армянский квартал, где проживает община, является самым маленьким и малочисленным кварталом Иерусалима. На протяжении 1700 лет армянская община являлась важнейшей частью культуры города. С духовной стороны — как древнейшая носительница христианства, что символично для Земли Библейской. Со стороны материальной — как представительница талантливых мастеров-ремесленников, прославившихся по всему миру.

Упоминается, что уже в IV веке, после обнаружения в Иерусалиме христианских святынь, в городе поселилось большое количество армянских монахов, а светская община сформировалась в VI веке в квартале горы Сион, где существовала армянская улица.

Исторический аспект

 

Карта Старого города 1883 года, на которой видно четыре квартала. Источник

 

Армянская община считается самой древней среди общин Святой Земли. Армяне появились в регионе вскоре после того, как Армения первой в мире приняла христианство в 301 году. Уже в IV–V веках сюда приходили паломники, часть которых осталась навсегда. В VII веке халиф Омар официально признал права армянской общины, а в XII веке Саладин подтвердил их после падения крестоносцев.

В эпоху Османской империи Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви превратился в одного из крупнейших землевладельцев Иерусалима. Это было связано с миллетной системой: османские власти признавали патриарха главой армянской общины, наделяя его правом управлять школами, судами и хозяйственными делами. Благодаря этому под юрисдикцией патриархата оказались не только монастыри и церкви, но и значительные земельные владения, что обеспечивало общине устойчивость и влияние. Эта способность адаптироваться к переменам — от византийцев и арабов до британцев и израильтян — обеспечила армянам редкую долговечность.

 

Армянский патриархат Иерусалима

Армянский патриархат Иерусалима (самоназвание: Апостольская кафедра святого Иакова в Иерусалиме). Источник

 

Квартал святого Иакова стал центром духовной и культурной жизни. Собор XII века хранит мощи апостолов, а литургия до сих пор совершается на армянском языке. В XIX веке квартал превратился в культурный центр города: здесь открылись первая типография (1833), издававшая богословские тексты и учебные книги, и первая фотостудия (1855), благодаря которой армянские мастера стали первыми фотографами Святой земли. Их снимки до сих пор хранят память о старом Иерусалиме и считаются важным источником для историков. Армянская типография и фотография XIX века сыграли не только культурную, но и просветительскую роль: книги и фотографии распространяли знания, открывали Святую Землю для паломников и исследователей, а также закрепили за армянами репутацию хранителей истории.

 

Армянская пасхальная служба в церкви Святого Иакова. 1941

 

Одним из важнейших культурных достояний квартала является Армянская библиотека Гюльбекяна, где хранится более 80 000 книг, а также Библиотека рукописей с редчайшими документами по армянской и мировой истории. Эти собрания сделали Армянский квартал уникальным центром науки и духовности на Ближнем Востоке.

 

Армянский квартал Иерусалима. Открытые сетевые источники

 

XX век: испытания и новые традиции

После Геноцида поток беженцев из Киликии усилил общину и принёс с собой ремёсла и художественные традиции. Именно тогда в Иерусалиме окончательно закрепилось искусство армянской керамики. Бело-голубые и бирюзовые орнаменты, созданные мастерами семьи Балиан, стали визитной карточкой города. И по сей день армянские мастерские  украшают Иерусалим плиткой и керамическими иконами. Известные мастерская Balian Ceramics была основана в 1920-е годы армянскими мастерами керамики — беженцами из Киликии. До сих пор семья Балиан продолжает своё дело уже в четвёртом поколении в Иерусалиме. Её мастера участвовали в реставрации изразцов Купола Скалы, создавали керамические панно для церквей и монастырей, а также украсили своими плитками улицы и дома Старого города, вписав армянское искусство в облик Иерусалима на века.

 

Панно из балиановской плитки в персидском саду. Источник

 

Особую роль в развитии керамики сыграла художница Мари Балиан (1925–2017). Она придала росписи живость, наполнила её природными и библейскими мотивами, благодаря чему изделия семьи Балиан стали известны далеко за пределами Иерусалима.

 

Армянская керамика в мастерской Мари Балян, копия мозаики «Древо жизни» из дворца Хишама. Источник

 

Однако для армянской общины XX век оказался временем тяжёлых испытаний. В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, многие армяне снова стали беженцами. После 1967 года часть земель патриархата была конфискована властями. Если в середине XX века армян в Иерусалиме насчитывалось около 15 000, то сегодня их осталось менее 2000. Сокращение численности стало главным вызовом для сохранения уникальной общины, ведь это означало прямое исчезновение культуры армянского квартала.

Армянская община в условиях нестабильности региона

Современные вызовы армянской общины носят комплексный характер. Существует проблема сильной эмиграции, которая ведёт к сокращению населения и утрачиванию культуры армянской общины. Также актуален и вопрос правового статуса жителей Восточного Иерусалима, который затрудняет получение документов, заключение браков и воссоединение семей. Помимо этого, осложнена экономическая жизнь такими факторами как ограничения для бизнеса, нехватка жилья и высокая стоимость недвижимости. Ещё одна проблема: армяне практически лишены доступа к Западному Иерусалиму, а в Восточном живут в условиях перенаселения и роста цен.

И всё же армянский квартал остаётся важнейшей частью города. Здесь продолжается литургическая жизнь, работают школы и библиотеки, открыты музеи и культурные центры. Армянская церковь хранит ключевые христианские святыни — монастырь Спасителя, церковь Архангелов и собор святого Иакова. Для армян всего мира этот квартал — символ преемственности и стойкости, напоминание о том, что даже малые народы способны удержать своё место в сердце мировой истории.

 
 

Изображения: виды Армянского квартала Иерусалима. Источник

Армянский квартал стал живой памятью города — со своим культурным колоритом, монастырями и звоном колоколов Собора святого Иакова. Это один из немногих армянских кварталов за пределами Родины, который выжил в бурном потоке веков и продолжает оставаться духовным и культурным центром. На сегодняшний день судьба армян Иерусалима — это вопрос о сохранении меньшинств в условиях конфликтов и политической нестабильности. Именно поэтому важно помнить и говорить о малочисленной общине, внёсшей большой вклад в региональную и мировую культуру.

Анна Галстян,
специалист по международным отношениям
Европы и Ближнего Востока

Армянская община в Иерусалиме: 1700 лет истории и современные вызовы