Арто Чакмакчян: «Я не уезжал из Армении в своем сердце ни на один день»

Арто Чакмакчян: «Я не уезжал из Армении в своем сердце ни на один день»

Творческая биография члена Королевской академии изящных искусств Канады, профессора Квебекского университета, скульптора Арто Чакмакчяна неразрывно связана с Арменией. Несмотря на успех и всемирное признание, его история пронизана грустью. В день рождения художника вспоминаем его главные работы и не безоблачный путь.

 

Арто Чакмакчян. Изображение из открытых сетевых источников

 

Арто Чакмакчян родился 26 июня 1933 года в Каире. Скульптурой он увлёкся в возрасте двенадцати лет. Переезд семьи в Советскую Армению в 1948 году стал важным этапом в его жизни. Здесь он получил профессиональное образование, окончив Ереванское художественное училище (1952) и скульптурный факультет Ереванского художественно-театрального института (1959).

В 1960-х годах Арто Чакмакчян был одним из первых, кому хватило смелости для модернизации и экспрессивной трансформации скульптурных форм. Он во многом опередил своё время, став учителем для скульпторов последующих поколений. К сожалению, в Советской Армении его так и не признали.


Боль, понятная всему миру

В начале 1960-х годов Чакмакчян получил госзаказ на скульптуру для Мемориала Геноцида.

«Я сделал скульптуру за одну ночь, они пришли, увидели и спросили, что это шутка, и не приняли её. Они сказали: «Что это? Один глаз есть, другого нет». Никто не обращал внимания на суть скульптуры, им было важно, чтобы нос, рот и глаза были на месте», — рассказывал Арто Чакмакчян в одном из интервью.

 

Арто Чакмакчян. Хиросима. Источник

 

Несмотря на отвержение работы на родине, впоследствии он представил её на конкурс, посвящённый трагедии в Хиросиме. В 1964 году скульптура была удостоена первой премии Московского комитета защиты мира. Арто Чакмакчян вспоминал:

«Когда моя статуя “Хиросима“ заняла первую премию в Москве, оригинал скульптуры был размещен в Музее истории города Хиросима, мне написали письмо из Японии, пригласили на месяц, хотели сделать 15-метровую версию скульптуры, КГБ мне снова позвонили, сказали: “Если поедешь, тебе будет плохо“. Честно говоря, я испугался, я держался подальше и даже не ответил.

А вы знаете, что эту работу — “Хиросима“, которая печатается в сотнях журналов с огромным тиражом по всему миру, — я посвятил Геноциду армян, но поскольку в ней всеобщая боль, её поняли и приняли все. А когда я представил её в Армении как работу, посвященную Геноциду, её никто не понял и не принял».

В настоящее время скульптура находится в Национальном музее Японии.


«Творец, а не боец»

В 1970-х годах творчество Чакмакчяна развивается в направлении, положенном ранее. В его работах появляются многочисленные символы и абстракции.

В 1974 году скульптор получил срочный заказ к юбилею Комитаса. Над трёхметровой статуей он работал в течение нескольких дней и ночей. Скульптуру установили в начале проспекта Комитаса, а спустя несколько дней она исчезла. Чакмакчян нашёл её, разбитую на множество осколков, у входа в свою мастерскую.

«Мои глаза не могли вынести вида этих осколков, разбросанных по земле. Я сам привёз трактор и разровнял землю, чтобы спокойно спать. Через два дня со мной связались люди из КГБ. Мне показали фотографию Комитаса, на которой он был в костюме. Они сказали, что если я переделаю её, облачив Комитаса в костюм, а не в церковное одеяние, то работу примут», — рассказывал мастер. — «Я ответил, что я скульптор, а не портной».

Сегодня памятник Комитасу стоит в Детройте на площади «Возрождения».

 

Арто Чакмакчян. Комитас. Детройт. Изображение из открытых сетевых источников

 

В тот же период произошла история, связанная с установкой «Армянского сфинкса»:

«Асратян [с 1962 по 1975 годы мэром Еревана был Григор Асратян ред.] также заказал мне ещё одну работу. Я поставил “Армянского сфинкса“ на улице Саят-Нова, они [КГБ ред.] снова были не довольны и угрожали Асатряну увольнением. Он мне позвонил и сказал: “Арто, забери его оттуда“».

 

Арто Чакмакчян. Армянский сфинкс. Источник

 

Акт вандализма, связанный с памятником Комитасу, и другие события того времени разбили сердце Арто Чакмакчяну. Он принял решение покинуть Армению и в 1975 году эмигрировал в Канаду:

«Мать моей жены была в Канаде, и неоднократно уговаривала нас поехать туда. Но я никогда этого не хотел. Я был так счастлив в Армении, я чувствовал себя вдвойне армянином, я посещал наши старые монастыри, памятники, я проводил свою жизнь в церквях и деревнях, я рисовал, учился, знакомился с людьми».

Как истинный художник, свой выбор скульптор объяснял не обстоятельствами, а именно чувствами, которые в нём вызвало несправедливое отношение к искусству:

«Я уехал из Армении, чтобы продолжать любить Армению. Я не уезжал из Армении в своем сердце ни на один день. И то, что они сделали, было не со мной, а с искусством. Я больше не мог жить там, где так относятся к искусству и уничтожают его».

На вопрос, почему он не стал бороться, Чакмакчян отвечал, что он творец, а не боец.

Поселившись в Монреале, он продолжил свою творческую деятельность, преподавая скульптуру и живопись в Университете Квебека с 1978 года.


Шагающий в вечность

Не менее печальная история связана с одной из самых значимых работ Арто Чакмакчяна – скульптурой «Шагающий человек». Мастер смог вернуться в Армению после распада СССР. Во время одного из приездов к нему обратились с просьбой создать актуальную современную скульптуру, отражающую дух независимой Армении:

«Видя, что в Армении происходят перемены, есть движение, все хотят что-то сделать, я придумал работу “Идущий человек“, которая является образом человека современности, идущего, движущегося вперёд.

Я даже сделал бронзовую миниатюру и отдал. Но сколько уже минуло лет: её установка постоянно задерживается. Каждый раз, когда я спрашиваю, мне говорят что-то вроде “уже в процессе, деньги выделены”. Но ничего не происходит. Я уже не верю, что её установят. Даже больше не спрашиваю. И они молчат».

 

Арто Чакмакчян. Шагающий человек. Ереван. 2021. Источник

 

При жизни Чакмакчяна скульптуру так и не установили. Его не стало осенью 2019 года. «Шагающий человек» был придуман им ещё в 2006 году. Установили его на Северном проспекте в Ереване лишь в 2021 году.

Сегодня скульптуры Арто Чакмакчяна есть в Ереване, Торонто, Детройте и Нью-Джерси. Его работы хранятся в фондах Национальной галереи Армении, Национального музея Японии, Оксфордского и Стэнфордского университетов, Королевской академии Великобритании и других музейных и частных коллекциях по всему миру.

 

Арто Чакмакчян. Возрождение. Мемориал Геноцида Армян. Торонто. 1984. Источник

 

Арто Чакмакчян: «Я не уезжал из Армении в своем сердце ни на один день»