«Тюрколог в Армении больше, чем тюрколог»: интервью с Рубеном Сафрастяном

«Тюрколог в Армении больше, чем тюрколог»: интервью с Рубеном Сафрастяном

Геноцид — не только трагедия, но и предмет строгого научного анализа. Один из важнейших участников этой дискуссии — армянский востоковед-тюрколог, академик НАН РА Рубен Сафрастян. В своей новой книге «Османская империя: программы геноцида» автор показывает, как с 1876-го по 1915 год плановое уничтожение христианских народов превратилось для Стамбула в часть государственной рутины, и подробно разбирает, как бюрократия Абдул-Гамида и младотурков выстраивала «окончательное решение» с помощью указов, телеграфов и ложных архивных «оправданий».

В интервью Армянскому музею Рубен Сафрастян рассказывает о своём академическом пути от тюркологии к геноцидологии, объясняет, зачем исследованию нужна сравнительная перспектива Руанды и Камбоджи, и делится планами следующей книги — о том, как армянский фактор определял политику Кемаля Ататюрка.


 

Рубен Сафрастян. Источник

 

— Рубен Арамович, как Вы формулируете предмет геноцидологии и её основные задачи?

Геноцидология — наука, которая основывается на сравнительном методе. Исследуются различные случаи геноцида: не только Геноцид армянского народа, но и геноцид в Камбодже, в Руанде и другие. На базе исследований выявляются общие черты, характерные для геноцида в целом.

Эта наука стремится глубже понять само явление геноцида. К ней также применяется также метод case study — исследуется конкретный случай геноцида, и на основе этого делаются выводы, которые имеют значение для понимания всего явления в целостности.

Геноцидология отличается от исследования геноцида исторической наукой, для которой важны детали и факты. Геноцидология же, исследуя конкретные случаи, стремится не только разобрать ход геноцидального процесса, но и найти причины, предпосылки, идеологию, цели и результаты.

Это комплексная наука, которая стремится к теоретическим обобщениям, чтобы не только понять, что представляет собой явление геноцида, но и объяснить, почему он произошёл.

— Почему, на Ваш взгляд, геноцидология оформилась как самостоятельная наука именно в XX веке?

— Наука начала возникать в конце 80-х годов XX века. Один американский исследователь назвал XX век «веком геноцида». Тогда произошли массовые случаи геноцида: Геноцид армян — первый в XX веке, холокост и другие случаи. Наука отреагировала на то, что геноцидов стало так много и уничтожались миллионы людей.

Основы геноцидологии фактически были заложены в 1943 году, когда Рафаэль Лемкин придумал понятие «геноцид». На наших глазах возник не только термин, но и новая область науки.

В этой сфере выдающуюся роль сыграл наш соотечественник профессор Ваагн Дадрян, который жил и работал в Соединенных Штатах. Он из Турции, учился в Венском университете на отделении философии. От своего профессора-философа он впервые услышал об Геноциде. Представьте, армянин об Геноциде армян узнает от своего профессора в Венском университете, который дал ему почитать книгу Франца Верфеля. После этого Дадрян поклялся посвятить всю свою жизнь изучению геноцида.

Он опубликовал много статей и глубоких исследований. Его монография переведена на русский язык в Армении. Кроме Дадряна были и другие специалисты.

— Как складывалась академическая работа над Геноцидом армян в советский период и какие были ограничения?

— В Армении совершенно другая картина. В советский период, фактически до начала 60-х годов, тема геноцида была табуирована. Люди рассказывали о нём друг другу, были книги с воспоминаниями, но на официальном уровне, на уровне научных изысканий вопросом никто не занимался и не писал о нём.

Был просвет в начале 20-х годов, пока ещё в Советском Союзе не установилась цензура, но тогда самого понятия ещё не было. После темой занимался наш известный историк-академик Мкртич Гегамович Нерсесян. Это было связано с политической конъюнктурой начала 50-х годов, когда отношения СССР и Турции были на грани войны. Нерсесян этим воспользовался, но затем вновь наступило молчание, которое было нарушено хрущевской оттепелью.

Только в начале 60-х годов начали употреблять слово «геноцид» по отношению к тому, что произошло в 1915 году. Впервые это сделал Нерсесян в 1965 году в сборнике документов «Геноцид армян в Османской империи». В результате у нас в Армении разрешили установить памятник в Цицернакаберде. Строительство начали в 1964 году. В 1965 году была крупная демонстрация студентов, требовавших восстановления справедливости и осуждения Геноцида. После этого табу начало рушиться, постепенно стали публиковаться исследования в этой области.

 

Строительство Мемориала жертв Геноцида армян. Источник

 

— Как Ваши исследовательские интересы привели к изучению Геноцида?

— Я, как молодой аспирант, работал над кандидатской диссертацией «Доктрина османизма в политической жизни в Османской империи» — о XIX веке, эпохе Танзимата, прозападных реформах Османской империи. Особое внимание уделял этноконфессиональной стороне этих реформ, как это отразилось на христианских народах в Болгарии и Армении.

Тогда у меня появилась возможность несколько месяцев работать в московских архивах (Архиве внешней политики России, ЦГА, Центральном военном архиве), а также в Ленинграде. У меня накопилось много материала, который и составил основу соего интереса к проблеме.

Тюркология, особенно в Армении, — наука, которая имеет общенациональное значение. Как Евгений Евтушенко писал: «Поэт в России больше, чем поэт». У нас в стране можно сказать: тюрколог в Армении больше, чем тюрколог.

Меня заинтересовал процесс принятия решений о геноциде. Для того, чтобы отделить геноцид от других преступлений подобного рода, очень важно определить, есть ли преднамеренность. Она проявляется в виде принятия решения высшими органами государственной власти о проведении политики уничтожения какой-либо человеческой группы — национальной, конфессиональной, расовой и т.д. — и утверждения соответствующей программы. Если удается это доказать преднамеренность, то также доказывается, что проводилась политика геноцида.

В своей работе я попытался сначала создать теоретическую базу, а потом конкретно понять, как возникла, как созрела идея Геноцида армян, как была создана программа.

 

Рубен Сафрастян. Источник

 

— В чём заключается методология работы с источниками? Как Вы документируете и интерпретируете признаки преднамеренности в протоколах и распоряжениях?

— У меня принцип: если я пишу о Турции или о чём-то связанном с ней, я в первую очередь должен опираться на турецкие источники, на первоисточники. Я использую архивные документы, опубликованные у них в стране на сайте государственного управления архивов.

Интересная деталь: решение османского правительства о Геноциде, о переселении армян было принято на основе докладной записки, которую написал Талаат 25 мая 1915 года. Он занимал пост министра внутренних дел и был фактическим руководителем младотурецкой партии.

24 мая страны Антанты — Россия, Англия и Франция — выступили с заявлением, что происходит чудовищная резня армянского народа, которая является преступлением против человечества. Кстати, тогда это понятие было употреблено впервые в официальном документе. В конце было написано, что личную ответственность будут нести члены османского правительства.

Талаат испугался, что после окончания войны вся вина будет возложена на него, потому что везде стоит его подпись. Тогда он озвучил правительству необходимость принятия решения о высылке армян.

24-го было заявление, 25-го Талаат писал доклад, 26-го отправил в правительство, которое 27 мая приняло решение о высылке армян.

Текст этого решения был опубликован на сайте турецкого архивного управления. Но их специалисты поступили таким образом: есть оригинал документа и его фальсифицированные переводы на современный турецкий и английский.

В оригинале документа есть фраза: армян надо переселить с тем, чтобы окончательно решить вопрос их сепаратистских устремлений. Использовано слово «катиен» (арабское), которое в османском означает «полностью, окончательно». Фактически эта фраза выявляет intent — выселять не потому, что военное время, а для того, чтобы окончательно решить армянский вопрос. Это то же самое выражение, которое употребили нацисты, — Endlösung, final solution, окончательное решение еврейского вопроса.

— Как эволюционировала официальная турецкая версия по армянскому вопросу?

— В Турции после периода Ататюрка тема Геноцида армян была табуирована, как и в советской Армении, но по совершенно другим причинам. Впервые турки почувствовали необходимость об этом написать в 1946 году, когда Советский Союз требовал от Турции вернуть Карскую область и артикулировался армянский вопрос.

В 1946 году были изданы мемуары Талаата, где одна глава была посвящена армянскому вопросу. Он излагал концепцию, ставшую затем основной в Турции: армяне готовили восстание, это было предательство Османской родины, поэтому правительство было вынуждено переселить их в провинции, далёкие от линии фронта. После окончания войны они могли бы вернуться в свои дома.

В 1951 году вышла книга Эсада Ураса «Армяне и армянский вопрос в истории». Он развил эту концепцию, опубликовал «документы» о том, что это было большое предательство со стороны армян и правительство было вынуждено их выселить.

Эта концепция основная в турецкой официальной историографии до сих пор. Один турецкий специалист на основе фальсифицированных документов пришёл к выводу, что в период выселения армян погибли всего 12 тысяч человек — они были убиты разбойниками, курдами. Остальных погубили жара, эпидемии, холод.

В 2006 году Эрдоган выдвинул концепцию «общей боли»: была война, тяжёлые условия, погибло огромное количество и турок, и армян, поэтому это трагедия, которую следует разделить между двумя народами.

Есть историки, пытающиеся более объективно писать, но их очень мало. В последние годы, когда в Турции усилился авторитарный режим Эрдогана, многие представители интеллигенции, которые более или менее признавали факт уничтожения армянского населения, оказались в тюрьмах или в эмиграции.

 

Книга Рубена Сафрастяна «Османская империя: программы Геноцида». Источник

 

— В чём заключается главный тезис Вашей последней книги? Что качественно нового Вы привнесли в академическую дискуссию?

— Главный тезис моей книги — подготовка и осуществление Геноцида в Османской империи были важной сферой её государственных функций.

В 1876 году принимаются решение и программа политики правительства в отношении болгарского народа с тем, чтобы не допустить повторения новых восстаний болгар. В современном понимании — это политика геноцида.

После этого султан Абдул-Гамид II, которого современники называли «кровавый», в середине 90-х годов 19-го века осуществил резню около 300 тысяч армян. Как свидетельствовал хорошо осведомлённый очевидец этих событий доктор Лепсиус, резня в Западной Армении и других провинциях Османской империи проводилась по одному и тому же сценарию, что подтверждало существование заранее разработанного плана. На основе изучения различных источников я показываю, что этот план был подготовлен в одной из канцелярий султанского дворца, куда сходились все нити управления огромной империей. Кстати, приказы по уничтожению армянского населения отправлялись из султанского дворца в провинции по телеграфу. По всей видимости, это был первый в истории случай использования телеграфной связи для организации массовых убийств мирного населения. Потом Геноцид армянского народа 1915 года. О его подготовке и организации я подробно пишу в своей монографии, которая недавно была издана в Москве.

Подведём итог: с 1876 по 1915 годы представители различных поколений османских руководителей решение национального вопроса видели в уничтожении христианских народов: сначала болгарского, затем армянского.

— Над какими проектами Вы сейчас работаете и как они дополняют существующую картину исследований?

— Сейчас я работаю над подготовкой к изданию в известном зарубежном научном издательстве книги про роль армянского фактора в политике Мустафы Кемаля Ататюрка.

Под моей редакцией выходит четырёхтомник истории сопредельных с Арменией стран. Хочу отдельно издать свою интерпретацию истории Турции в эпоху модерна. Занимаюсь вопросами турецкой геополитической мысли, концепциями турецких геополитиков. Хочется скомпоновать это в отдельную книгу «История турецкой геополитической мысли».

Меня волнует современная политика Турции в нашем регионе и на Ближнем Востоке. Турция стремится стать державой, которая определяет мировую политику. Интересна личность Эрдогана и людей, которые его окружают. Процессы формирования нового миропорядка, которые происходят на наших глазах. У меня есть своё видение этих процессов.

— Какие научные области Вас ещё интересуют? Что ценного и важного в них Вы видите?

— Проблемы формирования армянской идентичности, которые плохо изучены. Идентичность надо конструировать, создавать концепцию, преподавать её.

В основу надо заложить концепцию армянской цивилизации. Почему армянин, который живёт в диаспоре в третьем-четвёртом поколении, должен считать себя армянином? Многие армяне считали себя армянами только потому, что они потомки людей, подвергшихся Геноциду. Но сейчас процесс признания Геноцида не идёт такими темпами, само понятие обесценилось.

Идентичность современных армян не только в Армении, но и в диаспоре надо формулировать через понятие принадлежности к армянской цивилизации — одной из древнейших цивилизаций, уникальной и имеющей свои достижения, а также являющейся частью общемировой цивилизации.

Самое большое достижение нашей армянской цивилизации в том, что мы сохранили свою идентичность. И теперь перед нами стоит задача её осовременить.

Мы живём рассеянно по всему миру, и должна быть идея, которая связывает всех нас. Мы — армяне, потому что мы — носители армянской культуры, а не только потомки жертв Геноцида. Мир должен быть заинтересован в нашем сохранении, потому что мы — представители древнейшей армянской цивилизации.

Беседовал Андроник Папян

«Тюрколог в Армении больше, чем тюрколог»: интервью с Рубеном Сафрастяном