За пределами видимости: социальная откровенность в объективе Германа Авакяна

За пределами видимости: социальная откровенность в объективе Германа Авакяна

Герман Авакян (1962–2020) — всемирно известный документалист, чьи работы стали неотъемлемой частью современного фотоискусства. Его творчество, отмеченное международными престижными премиями и публикациями в ведущих изданиях, — это хроника жизни, отражающая острые социальные проблемы и болезненно-хрупкую красоту мира.

 

Герман Авакян. Источник

 

Герман Авакян родился в городе Цулукидзе (Хони) в Грузии, учился в Ереванском политехническом институте (1980–1985). Несмотря на полученную инженерную специальность, ещё в юности понял, что его истинное призвание — фотография. Уже в середине 1980-х, он сотрудничал с передовыми армянскими изданиями, включая журнал «Гарун». Для ранних работ Германа Авакяна характерны смелые эксперименты и экспрессия, за которыми чувствуется влияние чешской и русской фотошкол, а также армянского авангарда. Этот период стал фундаментом его творческого развития, определив тематику будущих проектов.

 
 

Уже с 1989 года Авакян позиционирует себя как свободный фотокорреспондент. В 1993 году он стал фотокором газеты «Зинвор», в 1996 — газеты «Республика Армения», а в 2003 — издания Takoma Voice (США, штат Мериленд). В разное время он жил в Грузии, Армении, Беларуси, Германии и США. Многочисленные переезды способствовали оттачиванию навыка находить выразительные образы в самых непростых обстоятельствах.

К середине 1990 гг. Авакян сосредоточился на документальной фотографии, направив объектив в «зону отчуждения»: героями его работ стали слепые дети, жертвы войны, пациенты психиатрических клиник, заключённые, бездомные — все те, чьё существование, привычно замалчивается и игнорируется социумом. Высококонтрастные чёрно-белые снимки, сделанные на широкоугольный объектив, напоминают работы Ларри Тоуэлла и Роберта Франка, отличаясь острой социальной направленностью.

 

Герман Авакян. Источник

 

«…по своему определению, фотожурналист не может работать вне социальных групп, а значит он не может не сталкиваться и с отношениями и регуляциями между ними. Получается, что фотожурналист не может существовать ВНЕ политики. Даже если он снимает граффити на стенах, штукатурку на разрушенных домах, деревья, высохшие из-за неправильной ирригационной деятельности властей или сельской общины… Вся сфера деятельности фотожурналиста пересекается с политикой», — утверждал Герман Авакян.

В 2000 году удостоился звания «Лучший фотограф года» по версии американо-армянского журнала «Амайнапаткер» (Лос-Анджелес, США). В 2001 — получил награду «За достижения в прессе» от студии «Версус» и Института Открытого Общества (Ереван, Армения).

В 2002 году Авакян стал лауреатом конкурса Международного фонда документальной фотографии «Пятьдесят ворон» (основан журналом Mother Jones; Сан-Франциско, США) за серию снимков о жизни в армянских психиатрических больницах. Авакян стал одним из трех фотографов из СССР, удостоенных этой награды за 30 лет существования фонда, наряду с Лялей Кузнецовой и Владимиром Вяткиным.

 
 

Герман Авакян. Серия снимков о жизни в армянских психиатрических больницах. Источник

В том же 2002 году фотограф получил стипендию фонда Хассельблад (Гётеборг, Швеция) для завершения проекта о карабахских детях, пострадавших от взрывов невзорвавшихся боеприпасов. Результатом работы стал документальный фильм «Смертельные игрушки», после выхода которого значительно снизилось число детских несчастных случаев на границе. В 2005 году за цикл снимков «Смертельные игрушки» Авакян удостоился Ежегодной премии Ереванского пресс-клуба.

 
 

Герман Авакян. Серия снимков «Смертельные игрушки». Источник

Один из самых известных проектов Германа Авакяна, «Рожденные после смерти», был представлен в Шуши в 2012 году. Фотограф запечатлел молодых людей, родившихся в 1991–1994 годах, чьи отцы погибли во время Первой карабахской войны. Авакян вынашивал эту идею долгое время, ожидая, пока его героям исполнится 14–17 лет — возраста, когда, по его мнению, сходство с погибшими отцами проявляется особенно ярко. Этот замысел подчёркнут портретами отцов в руках каждого участника проекта.

Наряду с социальным репортажем, Авакян всегда тяготел к художественному эксперименту. В 2015 году он представил проект «Визуальная поэзия», в котором соединил фотографию и поэзию. 15 портретов армянских поэтов (Тигран Паскевичян, Армен Давтян, Армен Шекоян, Арпи Восканян, Асмик Симонян, Аваг Епремян, Гагик Киликян, Ара Усик, Карен Анташян, Хачик Манукян, Марине Петросян, Мгер Аршакян, Сако Ареян, Грач Сарухан, Ваграм Мартиросян) дополнены собственноручно написанными стихами.

 
 

Герман Авакян о том, как зародился этот проект:

«В 1989 году я только начал работать в журнале «Гарун». Тогда это был очень известный журнал. После работы мы собирались в баре, и ребята читали свои стихи. Они до сих пор в памяти. В те годы, я как фотограф немного комплексовал, потому что считал, что моя фотография не такого высокого уровня, как их стихи. И у меня было стремление подогнать свою фотографию до уровня их поэзии. Но, чтобы я не придумывал, фотография всегда была подчинена их тексту. Я думал об этом. И вот, много лет спустя, в один прекрасный день, я нашёл в архиве фотографию Тиграна Паскевичяна, сделанную мной в 1989 году. На фото было много белого фона. И я попросил Тиграна написать на этом белом фоне то стихотворение, которое он написал в 1989 году. Он написал свой текст на фото, я подобрал ранку, паспарту и повесил фотографию на стену студии. И тут до меня дошло, что это и есть тот формат, о котором я мечтал. Лицо поэта, его стихи, написанные собственноручно. Помните, Бродский говорил о том, как много дает ему в понимании стихов расшифровка портрета поэта, и, наоборот, как много дают стихи, для понимания портрета автора».

Авакян сознательно выбрал для съёмки плёнку, объясняя это желанием вложить в создание фотографий столько же усилий, сколько поэты вкладывают в свои стихи: «Здесь всё было сделано светом, а не какими-то современными технологиями. И это сродни поэзии. Поскольку человек, когда пишет, не знает, что в итоге получится. Также и здесь, когда снимаешь на плёнку, не знаешь, какой будет результат. Всегда ожидаешь чуда».

 
 

За пределами видимости: социальная откровенность в объективе Германа Авакяна