Атлас — мост между поколениями, между эпохами, между забытым и сохранённым

Атлас — мост между поколениями, между эпохами, между забытым и сохранённым

Что такое историческая картография, если не разговор Земли с Небом? Каждая линия, каждый топоним, каждый контур — это след предков, запечатлённый в пространстве. Это карта не только территории, но и идентичности, субъектности. Народ, лишённый памяти о своей первооснове, подобен дереву, вырванному с корнем: он теряет связь с почвой, которая питает его силу, и с Небом, которое вдохновляет его. Человек без осознания своих корней — это человек без опоры. Он подобен реке без истока: его течение лишается направления. Корни — это и прошлое, и основа настоящего. Они дают нам понимание: кто мы, откуда пришли и куда идём. Без этого осознания невозможно стать тем самым связующим звеном между Землей и Небом — между материальным и духовным, между традицией и будущим.

Посвящается памяти создателя атласа
«Историческая картогафия Армении»,
выдающегося сына своего народа
Затика Ханзадяна

Немного истории

Труд Theatrum Orbis Terrarum (лат. «Зрелище шара земного») фламандского учёного и географа Авраама Ортелиуса (1527-1598) считается первым настоящим атласом в современном понятии: собрание однородных листов карт, сопровождаемых текстом, объединённых в книгу, для которой были специально выгравированы медные печатные формы.

 

Карта мира, первая карта в первом издании Theatrum Orbis Terrarum 1570 года. Источник

 

Атлас впервые появился в 1570 году и продолжал публиковаться до 1612 года. За этот период было напечатано более 7300 экземпляров в 31 издании на 7 разных языках — значительное количество для того времени. Оригинальное латинское издание Theatrum Orbis Terrarum 1570 года состояло из семидесяти карт на 53 листах с сопроводительными текстами. Это издание содержало не только карты, но и подробные географические описания, став эталоном для последующих атласов.

Стоит отметить, что первый труд, который можно считать прототипом географического атласа и который содержал материалы для создания карты Земли, был составлен античным учёным греко-египетского происхождения, астрономом, математиком, механиком, географом Клавдием Птолемеем (ок. 100 н.э.–ок. 170 н.э.) — «Руководство по географии». Этот труд был создан около 150 года н.э. и отчасти опирался на более ранние источники.

 

Карта Клавдия Птолемея. Источник

 

Однако именно работа Ортелиуса наиболее полно отразила географические знания эпохи. Термин «атлас» закрепился благодаря изданию труда фламандского картографа Герарда Меркатора (1512-1594) Atlas sive cosmographicæ meditationes de fabrica mundi et fabricati figura («Атлас, или Космографические размышления об устройстве мира и получении изображения») в 1595 году, на титульном листе которого был изображён титан Атлас с земным шаром. Это название стало нарицательным для всех подобных картографических сборников. Согласно одной из трактовок мифа, ноша Атланта символизировала божественную мудрость, которую он передал людям через Геракла. Именно этот образ титана как хранителя знаний вдохновил картографа Герарда Меркатора. Фламандский учёный использовал его, назвав свой знаменитый сборник карт «Атласом».

Мост между забытым и сохранённым

В моём восприятии атлас — не просто книга карт, а зримое воплощение памяти, наследия, корней, которые питают дух целых народов. Это не просто собрание географических образов, а одно из повествований о том, что делает народ народом, человека — звеном в великой цепи времён. Можно представить себе, что геометрические формы на карте — лишь внешнее выражение глубинного этоса народа, в котором кристаллизовался духовный опыт наших предков.

Карты стран — это летописи сопротивления забвению и стремления сохранить себя. Когда мы смотрим на карты, мы видим не только границы и дороги — мы видим пути, которые прошли народы, чтобы остаться собой.

Границы в этом мире подвижны, они дышат, как живые существа. Они сжимаются и расширяются под напором истории, на фронтирах встречаются и сталкиваются судьбы народов. Но есть то, что не подвластно этим изменениям — историческая память, закодированная в нас — людях, как генетический код. Она — знание о прошлом и глубинный след, вписанный в землю наших предков, в крепости, храмы, в страницы рукописей, в сердца народов. Это то, что делает нас наследниками побед и поражений народов, языки которых звучали на своих родных землях тысячелетиями, взгляды которых устремлены в будущее. Картография — это не только территории, но и коллективная память народа, топография его души.

Когда мы смотрим на карты, мы видим дороги, по которым шли наши отцы и матери, поля, которые кормили наших предков, горы, которые укрывали наших воинов. И потому атлас — это зеркало, в котором отражается наша генетическая память. Он напоминает нам: даже сегодня, если мы разбросаны по миру, даже если границы больше не те, что были вчера — мы остаемся рубежами этой земли. Потому что она — в крови. И, пока мы помним, мы существуем.

Атлас — мост между поколениями, между эпохами, между забытым и сохранённым. Он напоминает нам: чтобы строить будущее, нужно знать, на чём стоишь. Чтобы возвыситься, нужно помнить, что поднимает тебя ввысь. Пусть же географические карты станут для нас не обобщённым изображением поверхности Земли, но книгой-откровением для каждого, кто берёт её в руки с мыслью: «Кто я?» Ведь ответ на этот вопрос начинается с другого: «Откуда я?». Попробуем увидеть в картах не схему географических объектов, а отражение сакральной географии наших предков, где обычное пространство преображалось, становясь вместилищем божественного. Для древних весь ландшафт был живым: каждое дерево, камень или река имели свою историю, были частью мифологического космоса. Герои и боги буквально воплощались в земле, становились частью пейзажа. Такое понимание карты открывает нам иную перспективу: перед нами не набор территорий, а единый организм — Земля-мать, которая продолжает терпеливо носить на себе своего неразумного, но любимого ребёнка — человечество.

Тигран Мариносян,
кандидат философских наук,
руководитель отдела международных связей
Академии гуманитарных исследований,
заведующий отделом философии образования
журнала «Философские науки».

Атлас — мост между поколениями, между эпохами, между забытым и сохранённым