Философская мысль в Армении

Формирование философской мысли в Армении можно отнести к периоду создания собственного армянского алфавита (405 г.). С зарождением национальной письменности, наряду с развитием общественной мысли, естественных наук и культуры в целом, в Армении появляются труды, содержащие философские идеи.

Философская мысль эпохи раннего феодализма была тесно связана с религией и направлена на укрепление христианской идеологии, против языческого зороастризма (маздеизма) [1]. Противопоставляя монотеизм дуализму зороастризма, затрагивая философско-этические аспекты добра и зла, такие представители общественной и философской мысли, как Езник Кохбаци, Егише, Иоанн Майраванеци, Давид Харкаци, защищали монофиситство [2].

Время становления армянской письменности славилось ещё и развитием ораторского искусства. Месроп Маштоц[3] — создатель армянского алфавита, выдающийся просветитель, основатель национальной школы, другие деятели этой эпохи — летописцы, ученые, мыслители, придавали красноречию особое значение — воплощения красоты мысли в слове.

 

Многие армянские философы, писатели, риторы, получали своё образование в Афинах, Александрии, Константинополе, Антиохии. Некоторые из них, обосновавшиеся в этих центрах, стали видными деятелями эллинистической культуры. Паруйр Айказн (276 – 367), известный как Проэресий, греческий ритор и философ, возглавлял в Афинах школу риторов. Позже, согласно повествованию Евнапия, ученика философа, он был приглашен императором Гонорием в Рим. Проэресию при жизни был воздвигнут памятник с надписью: «Царица держав Рим — царю красноречия» («Rerum regina Roma — regi eloquentiae»). Эллинистическая культура, оказавшая соответствующее влияние на духовную жизнь армянского народа, способствовала формированию онтологической и гносеологической мысли в армянской философии.

 

Первым течением философской мысли, утвердившимся в Армении, стал неоплатонизм, самым крупным представителем которого был Давид Анахт (Непобедимый) (родился в конце V в. — умер в I половине VI в.). С целью изучения философии и для осуществления перевода философских трудов с греческого на армянский язык Давид Анахт отправился в Константинополь, Афины и Александрию. Давид Непобедимый перенёс в Армению логику неоплатонизма (логику Аристотеля в её неоплатоновском толковании). Философские сочинения Давида Непобедимого появились на греческом и армянском языках.

Согласно доказательству философа и историка философии В.К. Чалояна [4], Давид Анахт своими воззрениями принадлежал не к сирийской и не к афинской школам неоплатонизма, а к александрийской неоплатоновской школе. Учёный отмечает близость воззрений Давида по принципиальным вопросам философии и логики к Олимпиодору, Элиасу и Аммонию.

 

Давидом и его учениками были переведены с греческого языка на армянский сочинения Аристотеля «Категории» [5] и «Об истолковании», «Исагоге» Порфирия [6] и «Толкования „Категорий“ Аристотеля» Элиаса. Собственными сочинениями Давида Анахта являются: «Определения философии», «Анализ “Введения“ Порфирия» и «Толкование “Аналитики“ Аристотеля». Философ выступает против скептицизма и релятивизма, за действенность философского постижения мира. Цель философии, согласно воззрениям Давида Анахта, — выявление зла и указание путей отстранения, и достижение духовного совершенства, и то, что знание должно служить нравственному возвышению человека.

Все науки, по концепции Давида Анахта, получают свои воззрения из философии. Философия есть наука о сущем как таковом; она есть искусство искусств и наука наук. В армянскую средневековую философию, связанную с богословием, учение Давида Анахта внесло рационалистическое, мирское начало.

Ораторскому искусству Давид Анахт придавал важное значение, оценивая его как важный способ познания, как определенный вид искусства.

Известно, что греческая философия посредством сочинений Аристотеля по логике и посредством учения неоплатонизма, в том числе трудов Давида Анахта проникала в Персию из Сирии и Армении.

V–VII вв. были периодом расцвета философской науки в Армении, после которого наступает её временный упадок. Новый подъём в научной, философской мысли и культуре в целом начинается с X в., что было связано с восстановлением самостоятельности страны под властью династии армянских Багратидов в IX в. В учебных заведениях проявляется особый интерес к греческой философии. В начале первой половины XI в. в области риторики, логики и философии выделяется деятельность крупного учёного, знатока трудов по логике Аристотеля, Порфирия и Давида Анахта, Григора Пахлавуни (Магистра) (год рождения неизвестен — умер в 1058/59 г.). Большой знаток философии, литературы, естественных наук, богословия, Григор Пахлавуни в своих суждениях в значительной степени следовал античной философии. Он придавал большое значение активной деятельности и разуму человека. Философ создал по античному образцу академию и ряд научных центров, где переводились сочинения древних мыслителей, преподавались философия и другие науки, изучались произведения Аристотеля и Давида Непобедимого. В своих воззрениях учёный отстаивает самостоятельность философии по отношению к религии. Мировоззрение философа представляется как синтез христианских традиций армянской философии и эллинистических учений. Ему принадлежит перевод ряда диалогов Платона и «Геометрии» Евклида. Григор Пахлавуни был также политическим и военным деятелем, выступал против антифеодального движения тондракийцев [7], а за военные заслуги получил византийский титул магистра.

Другой философ Иоанн Софист в начале XII в. написал комментарии на некоторые произведения Аристотеля и на «Определения философии» Давида Непобедимого, который в это время в Армении пользовался огромным авторитетом.

Период XI–XII веков характеризуется резким повышением интереса к занятиям логикой и философией в Византии (Михаил Псёлл, Иоанн Итал), что передалось и философским школам Армении.

К представителям материалистической философии, утверждавшим материальность мира и рассматривавшим мышление человека как способность, направленную к познанию всего сущего, а содержание мышления как результат воздействия внешнего мира на человека, относился Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг, XI–XII вв.), основатель высшей школы в столице Армении Ани. Творческое наследие учёного богато трудами по математике, астрономии и другим отраслям естествознания. В последствии (XII – начало XIII вв.) традиции естественнонаучного, материалистического направления были развиты мыслителями татевской школы, философами-номиналистами Ованесом Воротнеци и его учеником Григором Татеваци.

О роли культуры, науки, философской мысли в Армении в становлении и формировании Возрождения на Востоке, о влиянии Ренессанса Востока на Возрождение Запада говорится в исследовании «Эстетика возрождения» А.Ф. Лосева [8]: «Можно с полной уверенностью сказать, что подробное изучение огромного числа представителей армянской философии, литературы и искусства  X—XIII веках (см. там же, 58—153) [9] целиком перевернуло бы  наше представление обо всем Ренессансе как всего Востока, так и всего Запада. Но нам важна только сама методология исследования. Методология же эта, с небольшими оговорками, может считаться у В.К. Чалояна вполне образцовой и, безусловно, расширяет наши горизонты на области учения о мировом Ренессансе».

В этом же исследовании А.Ф. Лосев приводит текст В.К. Чалояна: «…Исторически неопровержим факт, что достижения Востока были переданы западному миру через народы и страны на юге Востока и через византийско-кавказский культурный мир. Вот почему неправильно игнорировать роль Востока при исследовании вопроса о переходе от феодального к буржуазному обществу, почему неверно утверждать, будто такой переход совершился помимо и вне воздействия Востока. Именно Восток в какой-то мере подготовил почву для такого перехода» (там же, 158) [10].

В XIII—XIV вв. проявляются попытки римской католической церкви распространить своё влияние на Армению. Это было время, когда армянский народ вёл борьбу за свою независимость против турок и монголов. Римско-католическая церковь действовала с помощью униторов [11] — проповедников католической идеологии. В страну проникает западноевропейская схоластика того времени, а на армянский язык переводятся основные сочинения Фомы Аквинского. Наступательное насаждение догм и обычаев Католической церкви в Армении привело к волнениям во многих частях страны, а возникшая борьба с этой схоластикой вызвала новый интерес к философии и логике, в связи с чем появляется ряд сочинений по логике и философии, в частности комментарии на произведения Аристотеля, Порфирия и Давида Анахта. К этому же времени относятся сочинения по логике Ваграма Рабуни (о «Категориях» Аристотеля, об «Исагоге» Порфирия).

С конца XIV в. центром движения, ведущего борьбу против западноевропейской схоластики, становится высшая школа Татева, основателем которой был Иоанн Воротнеци (1315–1386) — последователь философских и логических воззрений Аристотеля, Порфирия, Филона, Элиаса, Давида Анахта. Особенно большое значение Воротнеци придавал логике и гносеологическим вопросам. Он являлся одним из наиболее крупных представителей номинализма в Армении. В «Комментариях к “Категориям” Аристотеля» учёный защищает некоторые из материалистических тенденций аристотелевской логики и теории познания. Иоанн Воротнеци изучал философию в Гладзорском университете, участвовал в борьбе против униатов за самостоятельность и независимость армянской церкви.

 

Татевский университет — крупнейший средневековый университет в Армении, основанный в 1373 году Ованесом (Иоанном) Воротнеци в Татевском монастыре

 

Приверженцем философских взглядов Давида Анахта был и другой видный представитель татевской школы, церковный деятель, мыслитель, логик и писатель, педагог, один из прославленных ученых средневековой Армении Григор Татеваци (1346–1409), перу которого принадлежат такие труды, как «Книга вопрошений», «Книга проповедей», толкования и анализ произведений Аристотеля, Порфирия и другие. В трудах философа-номиналиста, последователя воззрений своего учителя Иоанна Воротнеци, проявляются материалистические взгляды аристотелевской логики и теории познания. Философ вёл также преподавательскую деятельность в Татевском и Мецапском учебных заведениях.

 

Ованес Воротнеци и Григор Татеваци. Источник

 

К плеяде армянских философов, творящих в период XIII–XIV вв. также принадлежат Ованес Ерзнкаци (около 1230–1293), Есайи Ничеци (приблизительно родился около 1255 г. – умер в 1338 г.). Поэт, учёный и философ Ованес Ерзнкаци образование и воспитание получил в Ерзнке. Автору ряда философских, космографических и грамматических работ также принадлежат многочисленные сочинения в стихах и в прозе. Для его творчества характерен гуманизм, восхищение природой.

Есайи Ничеци — один из выдающихся деятелей своего времени, философ, оратор, богослов, грамматик и знаток истории армянской словесности. Являлся на протяжении 55 лет ректором Гладзорского университета, игравшего большую роль в культурной жизни средневековой Армении.

Эпоха феодализма в Армении в области логической мысли характеризуется как изучением Аристотеля, Порфирия и Элиаса, так и созданием на основе их трудов самостоятельных произведений по логике, среди которых передовую позицию занимают отличающиеся оригинальностью логических концепций сочинения Давида Анахта. Учёный внёс огромный вклад в развитие не только материалистических ориентаций аристотелевской логики, но и логической и философской мысли в Армении в период феодализма.

Философия, наряду с другими дисциплинами, такими как богословие, риторика, астрономия, математика, геометрия, медицина, история, география, музыка, грамматика, иностранные языки, преподавалась в высших школах — вардапетаранах (армянское название этих учебных заведений). Эти школы в то же время являлись и культурными центрами. Среди этих высших школ, называемых также университетами, особенно славились вардапетараны Ани (XI–XIII вв.), Гладзора (XIII–XIV вв.), Татева (XIV–XV вв.).

В XIV–XVI вв. Армения пережила очередной упадок экономики, культуры, науки, вызванный нашествием чужеземных завоевателей — турок-османов, монголов, персов, и, соответственно, вынужденным бегством и насильственным переселением армян в чужие края. При всем этом дух народа не был сломлен, и это выражалось, в частности, в сохранении интеллектуального и духовного богатства армян благодаря школам, продолжающим действовать в монастырях и городах Армении, которые нередко перемещались, располагаясь в труднодоступных пещерах и горах.

В этот трагический в истории армянского народа период продолжали функционировать, в частности Гладзорский и Татевский университеты. Гладзорский университет просуществовал с 1280 г. по 1338 г. Во многих памятниках Гладзорский монастырь со своей высшей школой называется «вторыми Афинами». Его ректором долгое время был крупный богослов и философ, знаток античной философии, ритор, полиглот, автор «Толкования грамматики» Есаи Нчеци (1260/65 – около 1338). В университете преподавались главным образом естествознание, история, философия, риторика, математика, грамматика, музыка, астрономия. С середины XIV в. по 1415 г. при Татевском монастыре существовала высшая школа. Татевский университет был известен своей философской школой, особенно изучением трудов Аристотеля.

Философия феодальных кругов общества в XVII–XVIII вв. была представлена работами Симеона Джугаеци (дата рождения неизвестна – умер в 1657 г.), одного из популяризаторов светских знаний среди армянских ученых, автора ряда трудов по грамматике, логике, философии и Степаноса Лехаци (умер в 1689 г.),  переводчика многих исторических, грамматических и философских сочинений, прекрасного знатока латыни и одного из образованнейших людей своего времени.

В истории армянской науки и философии показательна роль некоторых деятелей, пытавших отделить христианскую теологию от светских знаний, науки и философии. К их числу относится ученый, вардапет Барсег Гаварци (дата рождения неизвестна – умер в 1615 г.), зачинатель обновления Амрдолского монастыря в Багеше. Изучив так называемые внешние науки, в частности философские произведения дохристианских философов, обучил этим наукам и своих учеников-монахов, тем самым сумев превратить монастырь в центр просвещения.

Для конца XVII – начала XVIII веков характерно усилившееся разделение общественных наук, таких как философия, история, социология, право, экономика.

Во второй половине XIX века в армянской философской и общественно-политической мысли возникают буржуазно-либеральное и революционно-демократическое направления. Основоположником армянского либерализма был Степанос Назарян. Будучи сторонником эволюционизма, он выступал против революционно-демократической линии. Курс Степаноса Назаряна продолжал придерживавшийся философии позитивизма Григор Арцруни, стремившийся доказать преимущества капиталистического строя перед феодальным режимом.

Революционно-демократическое направление возглавлял Микаел Налбандян, полагавший неизбежной крестьянскую революцию для уничтожения крепостнического строя. Налбандян разделял позиции русских революционных демократов, таких как Герцен, Чернышевский, а в философии был материалистом, последователем Людвига Фейербаха.

В XIX веке на защиту материалистического мировоззрения в Константинополе появляется ряд философских трудов западно-армянских мыслителей, таких как Н. Зораян, Г. Костандян, А. Гарагашян.

С конца XIX столетия в Армении начинает распространяться марксизм. Известными идеологами и пропагандистами марксизма были С. Спандарян, С. Шаумян, А. Мясникян, С. Касьян, Б. Кнунянц.

Согласно общей для всего СССР идеологической системе, в Советской Армении философская мысль развивается по следующим основным направлениям: изучение и разработка вопросов диалектического и исторического материализма, критика буржуазной философии и социологии, разработка философских вопросов естествознания, изучение наследства национальной и западной философии.

На заре строительства социализма перед философами Армении стояли задачи преодоления буржуазной националистической идеологии дашнакского движения, воззрений меньшевизма и национального нигилизма.

В решение этих задач свой вклад внесло старшее поколение представителей марксистской философии, в частности Г.Г. Гюликехвян, Л.Е. Арисян, Г.Г. Габриэльян, Г.Г. Асланян и др. В 1944 году был организован Сектор философии Академии наук Армянской ССР, в последующем преобразованный в Сектор философии и права. На базе этого Сектора с начала 1969 года создается Институт философии и права Академии наук Армянской ССР. Основной состав армянских философов работает в Институте философии и на кафедре философии Ереванского государственного университета.

В изучение истории философии и философской мысли Армении внесли свой вклад В.К. Чалоян, Г.Г. Габриэльян, А.А. Адамян, С.С. Аревшатян, Н.М. Гаспарян, А.М. Тевосян, Г.Г. Шакарян, Э.Ш. Арутюнян и др. В области истории западной философии известны работы X.Н. Момджяна, А.А. Карапетяна. Вопросами диалектики, логики, теории познания занимались учёные К.Б. Вардапетян, Г.А. Брутян, Г.Г. Габриэльян, Г.А. Геворкян, Л.А. Абраамян и др. В работах В.А. Амбарцумяна, Л.А. Орбели, Э.А. Асратяна, А.А. Меграбяна, В.О. Казаряна, С.А. Аветисяна рассматриваются философские и методологические проблемы естествознания. Армянскими философами, в частности К.Б. Вартаняном, М.С. Даниеляном, Г.К. Хтряном, исследуются также проблемы этики и морали

Множество трудов посвящено историческому материализма и научному коммунизму, критике буржуазной философии и социологии, вопросам марксистско-ленинской эстетики.

В заключение этого обзора, для свидетельства того, что в Армении философской мысли, философской литературе придавалось особое значение, хотелось бы упомянуть следующий факт: в армянской средневековой литературе существовало разделение книг и наук на «внешние», «внутренние» и «тонкие». Под «тонкой» литературой понимали в основном малодоступную литературу сугубо философского, богословского содержания. Такое определение говорит само за себя.

Тигран Мариносян,
кандидат философских наук,
руководитель отдела международных связей
Академии гуманитарных исследований,
заведующий отделом философии образования
журнала «Философские науки».


[1] Зороастризм — древняя религия, возникшая на рубеже I–II тысячелетия до н. э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Зороастризм был официальной религией в Персии, вплоть до эпохи Сасанидов, когда он был постепенно вытеснен исламом. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра, живший приблизительно в VII веке до н.э. Зороастр — греческий вариант имени этого человека; в священных книгах зороастрийцев его именуют Заратуштрой. Основной священный канон — «Авеста», написана на авестийском языке, близком к санскриту. Самим Заратустрой была написана её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В III веке н. э. были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой.Наиболее характерной отличительной чертой зороастрийства является дуализм (двойственность понятий). Все явления мира представляются в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, Ахурамазды (Ормузда) — высшего божества, и Ангра-Майнью (Аримана), злого демона; причём Ахурамазда в конце концов побеждает Аримана.

[2] Монофиситство (от греч. mónos – один, phýsis – природа) — одно из 5 основных направлений христианства. Сторонников этого направления обычно именуют монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви. Направление сформировалось в 433 на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451, после того как Халкидонский вселенский собор принял диофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофиситство как ересь. Основателем направления был архимандрит Евтихий (около 378–454) — игумен одного из крупных монастырей в Константинополе. Монофиситство преобладает в Армении (его исповедуют также большинство проживающих вне Армении армян), является наиболее влиятельной деноминацией в Эфиопии (его придерживается подавляющее большинство амхара, большая часть тиграи), к нему принадлежит часть населения некоторых арабских стран (Египта, Сирии и др.), большая группа внутри народа малаяли в индийском штате Керала.

[3] Месроп Маштоц (около 361–440) — святой, армянский просветитель, миссионер, переводчик Библии, создатель армянской письменности, основоположник национальной школы и педагогической мысли. Образование получил в грекоязычных школах Армении, где изучил, кроме греческого, сирийский и персидский языки. Прослужил ряд лет при дворе армянского царя Хосрова III (385−388). Вначале был воином, затем стал царским писцом. В 395 году принял монашество и стал проповедником Евангелия среди армянских язычников. После 387 года, когда большая часть Армении оказалась под властью Персии, греческие школы в стране были закрыты. Это побудило Месропа Маштоца начать работу по созданию армянского национального алфавита для перевода Библии и богослужебных книг. С целью создания армянского алфавита Маштоц отправляется в северную Месопотамию, в города Эдесса, Амид и Самосата. К 405 году в Эдессе был завершён труд по формированию 36-буквенного армянского алфавита. Используя его, Месроп Маштоц перевёл весь Новый завет, а Ветхий завет был переведён его сподвижниками под руководством католикоса. С помощью католикоса Саака Маштоц открыл первые школы христианской Армении в областях Айрарат, Сюник, Гохтн, Гардман и ряде других мест. По завершении просветительской деятельности в Восточной Армении, с группой учеников и соратников отправился в Константинополь и, получив разрешение у императора Византии Феодосия II (408–450), открыл школы в Западной Армении. Первые армянские школы в Западной Армении Месроп открыл в 420–422 гг. в областях Шалгомк, Спер, Дерджан и Екелеац провинции Бардзр Айк.

[4] Чалоян Вазген Карапетович (1905–1981) — философ, с 1965 г. член корреспондент АН Арм. СССР. Лауреат премии Месропа Маштоца. Основные труды («К вопросу об учении Езника Кохбаци — армянского философа 5 века», 1940; «Философия Давида Непобедимого», 1946; «История армянской философии», 1959; «Армянский ренессанс», 1963; «Восток и Запад», 1968) посвящены истории древней и средневековой армянской философии, общим теоретическим и культурологическим вопросам, анализу взаимопроникновения культурных связей Востока и Запада.

[5] «Категории» — труд Аристотеля, переведённый наряду с другими его трудами на армянский язык ещё в VI–VII вв. переводчиками так называемой грекофильской школы и сыгравший большую роль в возникновении и развитии философской мысли в средневековой Армении. В Матенадаране им. Месропа Маштоца хранится множество списков «Категорий» Аристотеля, а также «Предисловий», «Комментариев» и «Толкований» различных авторов к этому труду.

[6] Порфирий (родился в 232 г. – умер около 304 г.) — один из видных представителей школы Плотина. Его философские труды, посвящённые «Категориям» Аристотеля, сыграли большую роль в средневековой философии были переведены на армянский язык в VI в. и комментировались многими средневековыми армянскими философами. В Матенадаране им. М. Маштоца имеется ряд рукописей, содержащих перевод и толкование «Введения» Порфирия.

[7] Тондракийцы (тондракиты) — участники еретического антифеодального народного движения в средневековой Армении (30–40-е гг. IX – середина XII вв.) с центром в селении Тондрак, к северу от озера Ван. Тондракийцы призывали упразднить деятельность церкви, не признавать церковных обрядов. Часть Павликиан — крупного средневекового еретического движения в христианстве, нашедшая убежище в Восточной Армении, усилила движение Тондракийцев и повлияла на их идеологию. В учении Тондракийцев под религиозной оболочкой скрывался протест трудовых масс против социального неравенства. Против Тондракийцев объединились не только армянские светские и духовные феодалы, исповедовавшие христианство, но и арабские эмиры Армении — мусульмане. Движение распространилось в Айрарате, Шираке, Сюнике и в подвластных Византии армянских областях Тарон, Харк и Мананали, приняв также характер народно-освободительной борьбы против византийской экспансии. В середине XI в. наместнику Васпуракана и Тарона Григору Магистру (Пахлавуни) удалось ликвидировать движение Тондракийцев.

[8] Лосев Алексей Федорович (1893–1988) — русский философ, учёный. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.Соловьева. Уже в первой публикации Лосева — «Эрос у Платона» (1916) — была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука, Философия имени, Диалектика художественной формы, Музыка как предмет логики, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии, Диалектика мифа. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам. В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком.

[9] Автор ссылается на книгу Чалояна В.К. Армянский Ренессанс. М.: Изд. Академии наук СССР, 1963

[10] Автор ссылается на книгу Чалояна В.К. Армянский Ренессанс. М.: Изд. Академии наук СССР, 1963

[11] Унитор (от латинского слова unitores — соединяться) — братство соединённых. Доминиканцы имели епископат в Армении уже в 1318 году. Здесь они положили начало униторскому (униатскому) течению. Они начали свою деятельность сперва в области Парскахайк, затем двинулись на север в Нахичеван и Сюник (в уезде Джаук, или Джахук, по имени которого армяне-униаты стали известны как джаукеци). Они открывали монастыри, церкви — очаги распространения католицизма. Архиепископ униторов сидел в Нахичеване. Униторы были заняты скорее распространением схоластики, чем науки. Армянские униторы стремились полностью латинизировать армянскую церковь, сохранив при этом лишь армянский язык. Они в 1356 году слились с доминиканским латинским орденом, оставшись при нем в качестве его «уезда» (секции). Униторы дошли до того, что стали смотреть на армян как на иноверцев. Наряду со своей положительной деятельностью униторы вскоре вызвали волнение во многих частях Армении. Слепо приняв догмы и обычаи Латинской Церкви, они пытались их насадить в Армении. Униторы начали считать еретической всю армянскую нацию, пренебрегать обычаями и традициями Армянской Церкви. Их деятельность критиковали не только армянские церковные деятели, но и Папа Римский. В 1583 году униторианство слилось с орденом доминиканцев.


Философская мысль в Армении