Малые боги и духи Армении: невидимые силы древнего мира

Малые боги и духи Армении: невидимые силы древнего мира

В тени великих богов древней Армении существовал иной мир — мир малых божеств, духов и загадочных существ, олицетворяющих силы природы, судьбу и повседневную жизнь человека. Они были ближе, понятнее и опаснее для людей, чем могущественные небесные владыки. Кто охранял дома, кто насылал болезни и даровал удачу, какие сущности населяли горы, леса и реки Армянского нагорья? Погружаясь в малоизвестный пласт армянской мифологии, мы открываем перед собой богатую картину верований, где каждый камень и ручей могли быть обителью невидимых сил.

В структуре армянской мифологии божественный мир не ограничивался только великими богами, такими как Арамазд, Анаит, Ваагн, Астхик и многими другими. Существенную роль играли также малые божества и духи, регулирующие повседневные процессы природы и жизни общества. Именно они составляли средний и низший ярусы мифологической иерархии. В отличие от верховных богов, почитание которых требовало участия жрецов и храмового культа, взаимодействие с малыми богами и духами носило более непосредственный и личный характер. Оно проявлялось в повседневных ритуалах, народных обрядах и суевериях. Таким образом, средний и низший пантеоны отражали ту часть религиозного опыта, которая обеспечивала связь человека с окружающей природой и невидимыми силами, влияющими на его жизнь.

Мир армянской мифологии был многослойным и насыщенным. Сущности не образовывали строгой иерархии, как великие боги, но распределялись по сферам влияния: одни управляли стихиями, другие охраняли дома и урожай, третьи наводили страх через болезни и несчастья. Их образы нередко были двойственными — одна и та же сила могла приносить благо или вред, в зависимости от поведения человека и соблюдения обрядов.

Вишапы (арм. վիշապներ — драконы) интересовали многих исследователей. Они были представлены в виде высоких каменных изваяний в форме рыб или растянутой шкуры быка. Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды. С течением времени их представление значительно поменялось. Согласно многим преданиям, они стали драконами, которые поглощали солнце, и именно так появилось солнечное затмение.

 

Вишапы. Источник

 

Грох (арм.  Գրող, Groł — «пишущий», «записывающий») — дух смерти. Гроху преписывали функцию учёта грехов и добрых дел людей. Считалось, что он записывал судьбу на лоб новорождённого. По легенде, все грехи и благие поступки Грох отмечал в книге, которая будет представлена на Божьем суде. Иногда его отождествляли с цаверами — духами болезни.

Цовинар (арм.  Ծովինար, от арм. ծով — «море») — богиня воды, моря и дождя. Её облик был огненным, с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах. Она могла вызывать силой своего гнева и дождь, и град.

 

Цовинар. Источник

 

Карапет (арм. Կարապետ — предшественник, предвестник) отождествлялся после принятия христианства с Иоанном Крестителем (Иоанном Предтечей). Хотя большинство сюжетов с ним имеют дохристианское происхождение, сам персонаж перенял функции древних богов. В мифах, песнях и сказаниях он выступает победителем всех дэвов. Карапет является хранителем народа. При наступлении неприятеля, благодаря его помощи, армяне побеждают и истребляют вражеские войска. Также он является покровителем искусств, одаривает людей способностями к музыке, поэзии, приносит удачу в спортивных состязаниях.

Пахапан Хрештак (арм. Պահապան Հրեշտակ) — ангел-хранитель. Древние армяне верили, что с рождения человека сопровождают два пахапан хрештака: один оберегает душу, другой — тело. Иногда этого ангела отождествляют с ангелом смерти (хогеар), который после смерти провожает душу на небесный суд.

Святой Саркис (арм. Սուրբ Սարգիս) — один из самых почитаемых святых в Армении. Хотя он и ассоциируется с христианским святым, многие связанные с ним предания уходят корнями в дохристианскую эпоху. В знак особого почитания Месроп Маштоц перенёс мощи святого в Карби-Уши (Аштаракский район), где впоследствии был возведён храм Святого Саркиса.

 

Сурб Саркис. Источник

 

Азаран Блбул (арм. Հազարան բլբուլ — дословно «тысячепёрая» птица) — чудесная жар-птица. Она символизирует чудесные огни природы, её просыпающиеся силы, справедливость и гармонию. Эта маленькая птица с ярким оперением, согласно преданиям, пела звонче всех других птиц. От волшебного голоса воскрешались проклятые кахардами (ведьмами) животные, а засохшие сады покрывались буйной густой растительностью. Азаран Блбул не имела себе подобных и была единственной на земле. Когда она доживала до старости и начинала чувствовать свою приближающуюся смерть, она устраивала гнездо из редких растений, которые были сухими и легко воспламенялись. В момент смерти птица вместе с гнездом сгорала дотла, после чего из тёплого пепла образовывался маленький комочек, из которого вырастал птенец, похожий на прежнюю Азаран Блбул.

 

Азаран Блбул. Источник

 

Даханавар (арм. Դախանավար) — в древнеармянской мифологии вампир, упырь. Он прославился тем, что никогда не убивал людей, которые жили на его землях. По легенде, Даханавар владел 365 долинами и никогда не пускал к себе чужаков. Обладая нечеловеческой мощью, он долгие годы защищал людей, не давая врагам пройти через горное ущелье Ултиш Альто-тэм и захватить Армению. На нежданных в своих владениях гостей он нападал в ночное время и убивал, выпустив кровь.

Джраарс (арм. Ջրահարս — буквально — «водяная невеста») — дух воды, русалка, живущая под водой, дева с рыбьим хвостом и волосами, похожими на водоросли и морскую тину. Согласно преданиям, джраарсы жили в морях, реках и озёрах. Стоит отметить, что они могли иметь рыбную голову. По преданиям они искали себе мужей среди земных мужчин, одаривали всеми возможными богатствами для того, чтобы те оставались в подводном мире с ними.

 

Дочь морского царя из мультфильма «В синем море, в белой пене...» (1984). Источник

 

Мардагайл (арм. Մարդագայլ — «человек-волк») — оборотень в женском обличии. Считалось, что оборотнем становятся женщины, которые прогневали бога. Сначала он сыпал, подобно граду, пищу мардагайлов, заставляя съесть её, а затем накидывал на них волчью шкуру. После превращения мардагайл бродит вместе с волками, питаясь похищенными детьми. При её приближении открываются даже запертые двери. Днём она может принять человеческий облик, сняв с себя шкуру. Если шкуру сжечь в это время, то мардагайл исчезнет. Через семь лет после первого превращения шкура вновь возвращается на небо и мардагайл становится обычным человеком.

Каджи (арм. քաջք — «храбрые») — духи бури, ветра и войны. Согласно легенде, во время Великого Потопа, когда Ной затворился в ковчеге, у него родились сын и дочь. Бог спросил у Ноя, есть ли у него дети. Он ответил отрицательно, солгав создателю. В итоге его дети стали невидимыми, а древние люди начали называть каджами их потомков. Нередко каджи соблазняли людей в образах их близких людей, ведя их на погибель. Одним из развлечений этих мифических существ выступают издевательства над лошадьми: каджи мучали их, загоняя ночь напролёт. У древних было поверье, что, смазав смолой лошадь, можно поймать каджа. Единственный способ увидеть каджа — это ткнуть его иголкой, избавив его от состояния невидимки. Кроме того, считалось, если этот дух коснётся человека, то человек обезумеет.

 

Пай — дух, напоминающий домового или лешего. В зависимости от отношения к нему, может быть добрым или вредным.

Различались разные виды паев:

  • т’напай (от «тун» — «дом») — дух, домовой;

  • антарапай (от «антар» — «лес») — леший, подобный греческому Пану (иногда подобен дикому козлу);

  • мардапай (от «мард» — «человек») — дух-хранитель;

  • пайапис (возможно, от «пис» — «плохой, злой») — злой дух.

 

Пэри (арм. Փերի) — феи, фантастические существа в виде девушек с крыльями. Согласно преданиям, в наиболее ранних сказаниях выступали как носители тёмных сил. Позднее пэри воспринимались как служительницы добра, так и зла. По своей сущности они занимают промежуточное положение между ангелами и злыми духами. Обладают возможностью посещать царство мёртвых. Пэри может умертвить или оживить юношу, а также вступить с ним в брак и родить ему детей, но если муж нарушает её правила, то она оборачивается голубем и покидает его.

Чарк (арм. Չարք — «злой», «злыдень») — злой дух. Они были похожи и на людей, и на зверей; их ступни были вывернуты пятками вперёд. Нередко их приравнивали к каджам. Считается, что существовало несколько разновидностей чарков. Некоторые из них:

  • ш’воты — духи зимы;

  • айсы — духи сильного ветра;

  • шидары — сводящие человека с ума ударом.

Перечисленные духи и божества представляют лишь самую малую долю обширного среднего и низшего пантеонов: в армянских преданиях насчитываются сотни локальных духов, каждый из которых был важен для конкретного поселения или природного объекта.


Малые боги и духи Армении: невидимые силы древнего мира