Адаптация или исчезновение: судьба армянских танцев в Турецкой Республике

Адаптация или исчезновение: судьба армянских танцев в Турецкой Республике

Культурное наследие народов нередко проходит через испытания временем, границами и политическими переменами. Танец — одно из самых выразительных проявлений любой культуры. Он хранит в себе язык тела, ритмы эмоций и структуру коллективной памяти. Для армянского народа, чья история на протяжении веков была насыщена как мирным существованием, так и трагедиями, традиционные танцы стали важной формой сопротивления забвению.

Особенно интересной становится судьба армянских танцев в контексте Турецкой Республики, где изменения этнического состава населения, в частности, после событий начала XX века, привели к серьёзной трансформации или исчезновению многих элементов нематериального культурного наследия.

Город Ван, некогда центр армянской культуры, сегодня представляет собой территорию, где следы этих традиций либо исчезли, либо были трансформированы до неузнаваемости.

Исторический контекст

После распада Османской империи и рождения новой Турецкой республики сменявшие друг друга турецкие правительства проводили политику, которая признаёт почти всех граждан Турции турками. Этническое многообразие и мультикультурализм, которые фактически существуют в Турции, отрицаются в пользу глубоко укоренившейся политики национализма. Эта политика была создана Мустафой Кемалем Ататюрком, основателем Турецкой республики, и продолжается по сей день.

По словам историка фольклора Арзу Озтюркмена, доцента Университета Богазичи в Стамбуле, танец использовался как инструмент для создания единой этнической идентичности из мозаики турецкой культуры:

«В своих ранних практиках региональные танцы были полностью оформлены как “национальные” и были важными культурными активами в построении национальной идентичности. Разнообразие региональных танцев служило концепции “богатой культуры”, которую государство использовало для смягчения этнического разнообразия своего пост-Османского населения. Каждая региональная особенность признавалась, пока она вносила вклад в уникальное богатство турецкой культуры».

Несомненно, правительство влияет на то, как преподается, исполняется и рассматривается танец в современной Турции. Представления, конкурсы и фестивали должны соответствовать официальной политике, не определяя танцы как уникальные для какой-либо одной этнической группы.

Культура регионов со временем теряет своё влияние. В последние несколько лет интерес к народным танцам, которые почти исчезли, возрос. Кафедра народных танцев Турецкой государственной консерватории музыки Университета Юзюнджю Йыл организовала исследования народных танцев провинции Ван.

В данной работе проводится сопоставление танцевальных традиций, сохранившихся среди армянских переселенцев из Вана, с их современными формами, зафиксированными в самом регионе. Эти параллели демонстрируют, как одни и те же танцы могут трансформироваться под воздействием исторических обстоятельств и локальных интерпретаций.


1. Керци

 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 

Армянская версия «Керци» интерпретируется как охотничий или военный танец. Он включает движения, напоминающие крадущиеся шаги охотника, символизирует нападение и защиту. В одном из вариантов танец исполняется в двух линиях, имитирующих схватку. Танцоры держатся за руки ладонями вниз, со скрещенными пальцами.

Современная турецкая версия, зафиксированная в Ване, основана на истории любви народного поэта Омера Эфенди из деревни Шыхкая (Ван), произошедшей ещё до Первой мировой войны. Однажды, отправившись молоть пшеницу с армянским слугой Керси, он остановился у озера Ван и увидел девушку, в которую сразу влюбился. Омер спел ей песню, выражая свои чувства.

Керси, увидев волнение поэта, придумал танец под эту песню. В нём три части: первая — шаги, имитирующие волны озера Ван, вторая — хаотичные, как символ любви, третья — уверенные, отражающие храбрость.

Однако в турецкой версии во время танца руки с переплетёнными пальцами «в замок» сменяются на хватку мизинцами.


2. Кочари

 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 

«Кочари» — один из самых известных и хорошо сохранившихся армянских танцев, распространённый по всему Армянскому нагорью.

Название происходит из глубокой древности, корень «Քոչ» («գոչ», «ղոչ» и «խոչ» — овен), вероятно, связан с поклонением овнам.

В «Кочари» заметны старинные движения — прыжки, бодание, борьба — напоминание о поведении овна. Особенно это заметно в резких, быстрых и напористых шагах, которые похожи на движения животного, готового нападать и защищаться.

В турецкой практике про сам танец мало информации, исполняется под названием «Lal Mercanlar». Раньше выражение «Lal mercan» использовалось как похвала — так называли что-то красивое и ценное.

В танце могут участвовать мужчины и женщины — как вместе, так и по отдельности. Танцующие держатся за руки, переплетая пальцы.


3. Сынджане

 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 

Армянский «Сынджане» — это быстрая и весёлая дорожная пляска, полная прыжков и порывистых движений, ассоциируемых с игрой, погоней и молодёжной энергией. В танце может участвовать любое количество юношей и девушек.

В турецком варианте рассказывается история мусульманского юноши по имени Осман, который безответно влюбился в молодую и красивую армянку по имени Синджан.

Однажды Осман въезжает в деревню на своей лошади и увозит Синджан, спрятавшись в доме одного из армянских старейшин. Односельчане, которые видят это, рассказывают историю того дня и поют народную песню. Согласно заявлению местных жителей, эта история была создана отцом юноши в 1915 году.


4. Тамур / Темир Ага

 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 
 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 

Армянский «Тамур» — траурный танец, символизирующий прощание с героем. В танце изображается похоронная процессия вокруг его могилы и восхваление его подвига. Точная личность героя неизвестна, и со временем его образ был заменён вымышленным или заимствованным именем — Тамур.

Турецкий «Темир Ага» сохранил внешнюю структуру, но рассказывает историю любви вождя Теми из деревни Чакырбей (Тркашен) к девушке из района Эрджиш (Аканц).


5. Папури

 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 
 

Фотография из статьи Зейнела Турана Van Halk Younlari, 2018

 

Армянский «Папури» — ритуальный танец изгнания зла с символическими прыжками и ударами ногами.

Турецкая версия описывает трагедию двух влюблённых, закончившуюся смертью обоих.

В условиях политически мотивированного стирания этнической идентичности в Турции, изучение этих танцев становится не только академической задачей, но и актом культурной справедливости.

Таким образом, с одной стороны, выявленные параллели между армянскими первоисточниками и современными турецкими фольклорными формами позволяют говорить об «адаптации» — сохранении формальной оболочки с одновременным переосмыслением содержания. С другой стороны, замещение этнической памяти новыми сюжетами и локальными легендами может быть расценено как «исчезновение» культурной идентичности в танце, вытеснение исторической памяти романтизированными или нейтральными интерпретациями.


Материал подготовлен независимым исследователем
и этнографом
Лианой Бошян


Список использованной литературы:

1. Turan Z.,Tüferkçi Ş . Van Halk Younlari, 2018;

2. Karakeçili F. Kurdish Dance Identity in Contemporary Turkey: The Examples of Delilo and Galuç, 2008;

3. And M. A Pictorial History of Turkish Dancing, 1976;

4. Anderson B. Erzurum Halk Oyunları Ve Giysileri», 1996;

5. Ataman S.Y. 100 Türk Halk Oyunu, 1975;

6. Baykurt, S. Anadolu Kültürleri Ve Türk Halk Danslari, 1995;

7. Лисициан С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа, 1958.

8. Петросян Э.X., Хачатрян Ж.К. Армянский народный танец, 1980.

Обложка: Мартин А. Керци. Источник


С 23 апреля по 23 мая 2025 года в Армянском музее проходит выставка «Раны памяти: Геноцид армян в словах и образах». Материалы для выставки были предоставлены Музеем-институтом Геноцида армян в Ереване.

Адаптация или исчезновение: судьба армянских танцев в Турецкой Республике