От дискриминации к Геноциду: история армян в Османской империи

История армян в Османской империи — это трагическая хроника дискриминации, преследований и массового насилия, кульминацией которой стал Геноцид. Этот материал посвящён предвестникам катастрофы: от зарождения «армянского вопроса» до кровавых событий.
Армяне и Армения
Армянское нагорье — колыбель армянской цивилизации, где возникли армянские царства, в том числе под властью урартских царей и династий Ервандуни, Арташесянов, Аршакуни, Багратуни. Армяне развивали свою культуру и в средневековой Киликии. Нагорье стало сердцем Первой Республики Армения (1918–1920), Советской Армении (1920–1991) и современной Республики Армения (с 1991).
В 301 году н. э. Армения, при Трдате III, стала первой страной, принявшей христианство как государственную религию. Армянский язык — ветвь индоевропейской семьи. После создания алфавита Месропом Маштоцем (405 год н. э.) Библия была переведена на армянский. Армянская культура славится богатым рукописным наследием.
«Армения, Месопотамия, Вавилония и Ассирия с прилегающими областями» взята из «Античного атласа» Карла фон Шпрунера, опубликованного в 1855 году. На этой карте показана древняя Армения и её провинции, а также старые армянские названия городов и провинций.
Рубен Галичян. Армения в мировой картографии. Ереван, 2005 (на армянском и русском языках).
Расположение Армении на перекрёстке Евразии превращало её в арену борьбы держав, что привело к разделу на Западную и Восточную части. В XVI-XVII веках Османская империя получила контроль над Западной Арменией.
Современная Республика Армения занимает площадь 29 743 квадратных километров, что составляет немногим более одной десятой территории исторической Армении. Республика Арцах (Нагорный Карабах) стала вторым армянским государством, часть которого была оккупирована Азербайджанской Республикой во время Второй карабахской войны (с 27 сентября по 9 ноября 2020 года). Кульминацией конфликта стало полное насильственное изгнание коренного армянского населения в результате азербайджанской военной агрессии в сентябре 2023 года.
Армяне в Османской империи
В Османской империи религия определяла статус. Мусульмане-турки, как правящая этническая группа, пользовались привилегиями. Армяне, как и другие немусульмане (зимми), хоть и имели некоторые права в рамках миллетов, подвергались дискриминации и притеснениям.
На рубеже XX века в империи проживало около 2,5 миллионов армян. Почти половина — в шести вилайетах Западной Армении: Карин (Эрзерум), Ван, Харберд, Багеш (Битлис), Себастия (Сивас) и Диярбакыр. Много армян жили в Киликии (части вилайетов Адана и Алеппо), Константинополе и других городах: Смирне (Измир), Никомедии (Измит), Кайсери, Кютахье, Бурсе, Конье, Анкаре и др.
Несмотря на притеснения, армяне Западной Армении сохраняли свои традиции, развивали культуру и экономику, внося вклад в развитие империи. Однако дискриминация продолжалась: двойное налогообложение, нападения, похищения, произвол властей. Это усугубляло положение армян, вызывая протесты и недовольство.
Изображения:
Ученики смешанной школы имени Саакяна. Конья, 1910. Только директор школы Парандзем Палян (сидит в центре) и несколько студентов пережили Геноцид.
Национальный архив Армении (Ереван, Армения)
Выпускники Национальной центральной (Кедронаканской) школы. Харберд, 1910. Большинство из них, в том числе директор колледжа, писатель и общественный деятель Тлкатинци (Ованес Арутюнян, сидит в центре), погибли во время Геноцида.
Музей литературы и искусства имени Егише Чаренца (Ереван, Армения)
Четырёхголосный хор Комитаса Вардапета «Гусан» во дворе Зимнего театра Малых полей. Константинополь (ныне Стамбул). 12 мая 1913 года.
Музей литературы и искусства имени Егише Чаренца (Ереван, Армения)
Происхождение армянского вопроса
После русско-турецкой войны 1877–1878 годов Россия подняла вопрос о реформах для османских армян. Сан-Стефанский договор (3 марта 1878 года), включил пункт, обязывающий Османскую империю провести реформы в армянских провинциях и обеспечить безопасность армян от курдов и черкесов. С этого момента проблемы безопасности западных армян стали известны миру как «Армянский вопрос».
Подписание договора в Сан-Стефано. 3 марта 1878 года
The Graphic; Лондон, 9 марта 1878 года
Европейские державы не устраивало, что этот договор усиливал позиции России, поэтому он был пересмотрен в Берлине в 1878 году. что не устраивало европейские державы. Новый договор подтвердил необходимость реформ, но без гарантий, передав надзор державам и превратив «Армянский вопрос» в инструмент политических игр.
Члены армянской делегации на Берлинском конгрессе. Берлин, 1878.
Справа сидит католикос Мкртич Хримян (Хримян Айрик, 1820-1907), глава армянской делегации.
Музей-институт Геноцида армян (Ереван, Армения)
Османская империя, пользуясь международной напряжённостью, уклонялась от выполнения договора и усиливала преследования армян. Отказ от реформ и эскалация насилия превратили «Армянский вопрос» из дипломатической проблемы в борьбу армян за свои права, включая самоопределение. а бездействие мирового сообщества привело к геноциду.
Хамидийская резня (1894–1896)
После Берлинского договора (1878) армяне ждали обещанных реформ, но султан Абдул-Хамид II их проигнорировал, усилив гонения. Власти организовали массовые убийства, стремясь подавить армян и изменить демографию региона.
На первой полосе французской сатирической еженедельной газеты Le Rire под названием «Наш музей монархов» изображён кровавый султан Абдул Хамид II и Смерть в качестве его советника.
Le Rire. 29 мая 1897 года
В 1891 году султан создал курдские полки «Хамидие» для репрессий против армян. Это привело к убийствам, похищениям, разрушениям. Восстание в Сасуне (1894), вызванное преследованиями, стало поводом для резни.
Мирная демонстрация армян в Константинополе (18 сентября 1895 года) с требованием реформ была жестоко подавлена, спровоцировав массовые убийства по всей Западной Армении.
Хамидийская резня (1894–1896) — первый широкомасштабный акт насилия против армян в Османской империи. Около 300 000 армян были убиты, десятки тысяч — вынуждены бежать или принять ислам. Множество армянских поселений, церквей и монастырей были разрушены.
Группа армянских беженцев, переживших Хамидийскую резню. Варна
The Illustrated London News. Лондон, 23 ноября 1896 года
От Младотурецкой революции до Первой мировой войны
Младотурецкая революция 1908 года, передавшая власть Комитету единения и прогресса («младотурки»), первоначально вселяла надежды на равенство и реформы. Армяне приветствовали переворот, но младотурки быстро отказались от либерализма, установив деспотический режим и взяв курс на отуречивание империи. Они считали, что «спасение родины» — в создании однородного турецкого государства и расширении границ от Кавказа до Центральной Азии.
Демонстрация мусульман и христиан Константинополя под лозунгами «Свобода, равенство и справедливость». Константинополь, 1908
Музей-институт Геноцида армян (Ереван, Армения)
Съезд партии в 1911 году подчеркнул необходимость отуречивания, вплоть до истребления меньшинств. Был разработан план уничтожения армян и других христиан. Антиармянские меры усилились, насилие стало обычным явлением. Армян обвинили в турецких поражениях в Триполитанской (1911—1912) и Балканских (1912—1913) войнах. Переселение мусульманских беженцев в армянские районы продолжилось.
Мехмед Талаат (первый слева), Халил Бей (третий слева) и Исмаил Энвер, видный член Комитета младотурок. Еврейский политический активист Альфред Носсиг сидит слева от Талаата.
Альфред Носсиг. Новая Турция и её лидеры. Галле, 1916
Государственная пропаганда представляла армян врагами и предателями, а экономические бойкоты подрывали их благосостояние.
Успехи армянского общества вызывали ненависть у части мусульман. Младотуркам нужен был повод для реализации плана геноцида, и Первая мировая война предоставила им такую возможность.
Провозглашение Джихада
Османская империя вступила в Первую мировую войну 29 октября 1914 года, заключив союз с Германией, Австро-Венгрией и Болгарией.
Чтобы заручиться поддержкой мусульманского населения, младотурецкое правительство разжигало религиозный фанатизм. 14 ноября 1914 года султан Мехмед V объявил священную войну (джихад) против христианских противников империи — России, Великобритании и Франции. Германия, стремясь настроить мусульманское население Африки, Ближнего Востока и своих колоний в Центральной и Южной Азии против Британской империи и Франции, поддержала объявление джихада.
Джихад не достиг целей младотурков, но имел иное последствие: священная война ударила по христианскому населению империи — армянам, грекам и ассирийцам, тем самым способствуя реализации плана османского правительства по истреблению армян и других христиан.
Резня в Киликии в апреле 1909 года
Весной 1909 года, через год после революции, в Адане и Киликии произошла резня армян. Экономический успех и влияние армян вызывали зависть и недовольство у местных турок. Поводом для резни стала антиармянская пропаганда в турецкой прессе о якобы готовящемся восстании.
Резня прошла в два этапа: с 1 по 3 апреля и с 12 по 14 апреля, что совпало с попытками по восстановлению султана Абдул Хамида II на троне.
1 апреля толпа напала на армян на рынке и в армянском квартале. Власти бездействовали. Армяне были вынуждены обороняться, что лишь отчасти помешало нападениям. В конце концов бунтовщики предложили прекратить штурм квартала при условии, что армяне разоружатся. Столкнувшись с неравными силами, они согласились.
11 апреля в Адану ввели войска. 12 апреля резня возобновилась с участием армии. Армянский квартал сожгли. Убийства охватили провинцию Адана и армянские районы Алеппо. Резню называли «холокостом» из-за массового сожжения людей.
Бездомные армяне, укрывающиеся в палатках. Адана, 1909 год
Архив Колумбийского университета (Нью-Йорк, США)
Коллекция Эрнста Якха
Около 30 000 армян погибли в Киликийской резне 1909 года. Несколько армянских поселений были стёрты с лица земли, а многочисленные церкви и монастыри были осквернены и уничтожены. Экономические последствия для региона были разрушительными.
Публикация подготовлена на основе материалов выставки «Раны памяти: Геноцид армян в словах и образах», предоставленных Музеем-институтом Геноцида армян в Ереване.
Выставка «Раны памяти: Геноцид армян в словах и образах» проходит в Армянском музее с 23 апреля по 23 мая 2025 года.