Марк Ахвердян

Быть ли в Армении Министерству культуры? Смотрим на опыт других стран

Марк Ахвердян
Быть ли в Армении Министерству культуры? Смотрим на опыт других стран

В Армении правительство претерпевает структурные изменения, итогом которых может стать сокращение числа министерств — вместо существующих семнадцати их останется двенадцать. Например, предполагается ликвидировать Министерство диаспоры. Реформирование не обойдет стороной и, казалось бы, один из самых важных и нужных органов государственного управления — Министерство культуры.

В результате преобразований министерства культуры, спорта и по делам молодежи сольются с Министерством образования и науки. Если это станет реальностью, то в Армении Министерство культуры перестанет существовать впервые.

Как эти изменения отразятся на сфере культуры — неотъемлемой части жизни любого общества? «Обойдется» ли она без своего министерства — поддерживающего, финансирующего, сохраняющего? Если бросить взгляд в прошлое, то выяснится, что культура и практика государственного вмешательства в ее сферу не всегда шли рука об руку — не было Министерства культуры в дореволюционной России. Кстати, далеко не во всех странах идут и сегодня.

История

Появление совокупности правительственных практик вмешательства в сферу культуры хронологически можно определить рамками начала XIX – конца XX века. Это период формирования так называемого социального государства в Германии и во Франции.

Первые министерства, напоминающие современные министерства культуры, появились в Веймарской республике, возникшей как итог Ноябрьской революции, охватившей Германию в конце Первой мировой войны (просуществовала она в 1919­–1933 гг.). Они назывались министерствами культов. Учреждались на уровне земель, то есть общенациональный организм, управляющий культурой, появляется гораздо позже. Государством, которое институализировало впервые данную правительственную практику, стал Советский Союз. В 1953 году СССР формирует первое в мире министерство культуры на общенациональном уровне. Французы в настоящее время считают себя пионерами в этой области, но они организовали министерство культуры несколько позже, в 1959 году. Можно найти свидетельства, что эксперты из правительства де Голля приезжали и изучали советский опыт организации министерства культуры, его компетенций и учреждений.

Термин «политическая культура» впервые появляется все-таки у французов, и его употребляют деятели Народного фронта (Front Populaire), альянса политических партий левых. Именно левые политические активисты изобрели термин «культурная политика». Министром культуры в правительстве Шарля де Голля становится Андре Мальро, известный писатель и поэт, участник Сопротивления.

Во Франции в период Мальро культура понималась как универсальная ценность, доступность к которой государство должно обеспечить всем гражданам республики. Культурные шансы должны быть одинаковыми в центре и на периферии. То, что понимают сегодня немногочисленные носители «высокой» культуры, должно стать понятным для каждого француза. Именно в этот период формулируются принципы так называемой территориальной политики, а министерство Франции приступает к строительству культурных учреждений в регионах. Главная цель состояла в том, чтобы сформировать у граждан универсальную культурную чувствительность, такие социальные навыки, которые были бы более или менее однородными.

В дальнейшем многие государства тут же приступили к учреждению подобных министерств.

Сегодня

Примеру последовали не все, и, как уже было сказано выше, Министерство культуры есть далеко не везде. Нет его, например, в США.

В США не существует какой-то всеобъемлющей культурной политики, ни центрального министерства, никакого правительственного агентства или учреждения, который контролировал хотя бы небольшой процент от распределения денег. Даже никогда не упоминалось о создании подобных организаций в исторических и культурных контекстах.

Американская система поддержки сектора культуры может быть охарактеризована как изменчивая, сложная и децентрализованная. Финансирование культуры в США может быть как государственное (государственная материальная помощь), при этом объем государственного финансирования не может превышать 25 % общей стоимости проекта, так и частное, это могут быть частные пожертвования от частных лиц, компаний и благотворительных фондов, а также индивидуальных доходы конкретных культурных организаций.

В настоящее время финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и тиражируемый продукт) в США осуществляется по трём каналам: 1. Прямое государственное финансирование (национальный фонд искусств и гуманитарных наук, государственные, региональные и местные учреждения культуры); 2. Другой вид государственного финансирования может быть как прямым, так и косвенным (различные федеральные министерства и ведомства); 3. Вклад частного сектора (физические лица, фонды, корпорации).

Федеральное правительство содержит несколько крупных, имеющих национальное значение организаций: Смитсоновский институт, куда входят 20 крупнейших музеев и некоторые библиотеки (Библиотека Конгресса считается подразделением самого Конгресса). Та часть федерального бюджета, которая предназначена культуре, распределяется в виде грантов через Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts). Спектр деятельности фонда чрезвычайно широк: от литературы до художественного образования. Культуру и искусство поддерживают штаты и муниципалитеты, но их роль несущественна. По данным Национального фонда искусств, в 2012 году музеи и некоммерческие художественные коллективы получили из федерального бюджета всего 1,2 % финансирования, от штатов — 2,2 %, из местных бюджетов — 3,3 %, от фондов — 9,5 %, корпораций — 8,4 %, индивидуальных меценатов — 20,3 %, 14,4 % составили доходы от ценных бумаг и эндаументов, а 40,7 % они заработали сами.

Как обстоит дело в других странах?

Германия

Как и во Франции, культурная политика в этой стране замкнута на государство. С одним существенным отличием: в Германии она полностью децентрализована. Здесь нет федерального министерства культуры, а культурные институции получают субсидиии от правительств федеральных земель и муниципалитетов, при этом часто роль городов оказывается значительнее.

Для немецкой культурной политики существенно представление о государстве как гаранте свободы слова и художественной независимости. В Германии также работает правило «вытянутой руки»: государственное финансирование не должно влиять на способы высказывания, и поэтому немецкие организации культуры самоуправляемы.

Если в Великобритании государственные принципы и направления культурной политики пересматриваются правительством раз в несколько лет, то в Германии три главных принципа остаются неизменными и предельно общими: децентрализация, государственная поддержка и разнообразие.

Федеральное правительство поддерживает одно из важнейших направлений культурной политики Германии: продвижение культуры, науки и немецкого языка во всем мире. Эту деятельность осуществляют независимые, но получающие государственное финансирование организации: Гете-институт, Немецкий академический обмен (DAAD), Институт международных связей (IFA) и многие другие.

Финляндия

Учреждения культуры и художественные проекты в Финляндии финансируются через Совет по искусству частично из национального бюджета, частично — за счет доходов от национальной лотереи и отчислений букмекерских контор. В рекордном 2001 году доля лотереи и букмекеров составила 70 % бюджета на культуру, сейчас снизилась примерно до 50 %. Кроме того, многие институты финансируются совместно национальным и местным бюджетами.

Кроме принципа «вытянутой руки» финская культурная политика строится еще и на правилах горизонтальной и вертикальной децентрализации. Горизонтальная децентрализация — это передача ответственности за политические и финансовые решения независимым организациям, профессиональным ассоциациям и союзам, которые консультируют Министерство культуры и образования. Вертикальная — распределение полномочий и средств от центрального правительства муниципалитетам. За счет трансфертов в местные бюджеты полностью финансируются библиотеки, оркестры, театры, музеи, художественное образование и образование для взрослых.

В финской культурной политике огромную роль играют разнообразные некоммерческие организации и инициативы, в частности мощное волонтерское движение, которое является важным источником поддержки фестивалей.

Источники:

1.  Сотрудники Министерства культуры Армении проводят акцию протеста ǁ news.am.

2. Изобретение культурной политики ǁ postnauka.ru.

3. Лето Я. В. Существующая система поддержки культуры в США ǁ Молодой ученый. — 2017. — № 6. — moluch.ru.

4 . Как поддерживают культуру в разных странах мира ǁ daily.afisha.ru.

Фотография на обложке: Григорий Шильтян (1900–1985). Сентиментальные предметы.

Быть ли в Армении Министерству культуры? Смотрим на опыт других стран