Экслибрис в творчестве армянских художников XX и XXI веков

Экслибрис в творчестве армянских художников XX и XXI веков

Что мы знаем об экслибрисе? Как развивалось искусство экслибриса в советское время и каким был и является экслибрис в армянском искусстве? Ответы на эти вопросы — в статье Лейлы Музиповой.

Альбрехт Дюрер. Экслибрис Лазаря Шпенглера. 1515 год

Альбрехт Дюрер. Экслибрис Лазаря Шпенглера. 1515 год


Экслибрис (от лат. Ex libris — из книг) — бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу. На нем обычно обозначены имя и фамилия владельца и какой-нибудь рисунок, образно говорящий об интересах или профессии того, кому принадлежит книга. Наклеивают экслибрис на оборотной стороне верхней части переплета. 


В истории

Искусство экслибриса родилось в Средние века, когда книга была предметом особенно редким. Как всякое дорогостоящее имущество, книга, дабы принадлежность хозяину могла быть доказана, наделялась особыми символами. 

До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом, в основном, на территории Священной Римской империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники: Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший.

Экслибрис Мартина Бреслауэра. Конец XIX века

Экслибрис Мартина Бреслауэра. Конец XIX века

Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития. Его стилистическая эволюция непосредственно связана с модой книжных украшений того исторического времени, в котором создавалось то или иное произведение. Экслибрисы грузны и замысловаты в эпоху Позднего Возрождения, пышны в период барокко. Если говорить о классицизме, то книжные знаки того периода — ясны и уравновешенны, спокойны и строги. В эпоху же модерна экслибрисы выполнены в журнально-графичной манере.

В СССР

В советское время искусство книжного знака, как особого выразительного вида графики, достигло своего расцвета. Увеличение числа грамотных людей, полная доступность книги и возможность создания личных библиотек в среде рабочего класса повлияло на распространение советского экслибриса. Произошло это, во многом благодаря ксилографии, ставшей популярной после Октябрьской революции. 

Мастера экслибриса Армении

Экслибрис А. Броша. Автор: Р.С. Бедросов. 1962 год. Ксилография

Экслибрис А. Броша. Автор: Р.С. Бедросов. 1962 год. Ксилография

Искусство книжного знака особенно активно развивалось на протяжении XX века в советской Армении. Многие армянские художники в различной манере и технике создавали уникальные графические произведения. Ведущими мастерами экслибриса в Армении стали заслуженные деятели искусств Р.С. Бедросов и А.П. Мамаджанян.

Рубен Бедросов предпочитал ксилографию, то есть гравюру на дереве, одну из самых древних графических техник. Напомним, что оттиски с обработанной деревянной доски на Востоке получали уже в VIII веке, а в Европе — с конца XIV столетия.

Увлечённый экслибрисом Бедросов создал свыше 100 знаков. Некоторые из его работ были приобретены Национальной галереей Армении и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. 

Как работал Бедросов? В своих произведениях ксилограф аллегорическими средствами передавал профессию владельца. Так, в экслибрисе для историка и коллекционера А. Броша показано крылатое существо с головой орла, похожее на грифона. Привлекает внимание прием передачи фигуры на плоскости, напоминающий памятники древнеегипетского искусства, где в одном изображении практиковалось сочетание фасных и профильных элементов.

Экслибрис П.Е. Корнилова. Автор: Р.С. Бедросов. 1958 год. Ксилография

Экслибрис П.Е. Корнилова. Автор: Р.С. Бедросов. 1958 год. Ксилография

Тема профессии хорошо раскрывается и в другой графической миниатюре. Речь идёт об экслибрисе для историка искусств П.Е. Корнилова, чьи инициалы можно увидеть на переднем плане композиции. Петр Евгеньевич Корнилов работал в Государственном Русском музее, позже в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Именно эти архитектурные сооружения расположены на рассматриваемом экслибрисе. Интересно, что данная миниатюра предназначалась для книг по графическому искусству.

Другой архитектурный образ можно встретить в книжном знаке для художника М.Р. Сосояна, где возвышается старинный армянский храм. Изображение гравюры и штихеля подсказывают нам, что владелец — человек творческой профессии. Стоит отметить, что для Рубена Бедросова было характерно обращение к национальным армянским мотивам. Он включал в композицию и армянский национальный орнамент, и мотив армянской старины, и фрагмент пейзажа родной природы.

Экслибрис М.Р. Сосояна. Автор: Р.С. Бедросов. 1966 год. Ксилография

Экслибрис М.Р. Сосояна. Автор: Р.С. Бедросов. 1966 год. Ксилография

Одним из распространенных мотивов любых экслибрисов является изображение книги. Книга может выступать как источник знаний, как увлекательное путешествие в страну фантазий, как отражение интересов владельца. Образ книги, например, показан в книжном знаке для М. Гиланяна.

Экслибрис М. Гиланяна. Автор: Р. Бедросов. 1964 год. Ксилография

Экслибрис М. Гиланяна. Автор: Р. Бедросов. 1964 год. Ксилография

Эту же тему мы наблюдаем в детском экслибрисе для Аркадия Мельяна работы другого известного армянского художника Ашота Мамаджаняна. Сюжет данной композиции очень фантазийный, ведь это книжный знак для юного читателя. Поэтому здесь автор смог дать волю воображению, показать, насколько сказочным может быть мир, описываемый в той или иной книге.

Излюбленные техники мастера — линогравюра и рисунок с последующим цинкографированием. Именно в цинкографии он исполнил произведение для Аркадия Мельяна. Но в творчестве Мамаджаняна специалисты замечают и применение сухой иглы.

Экслибрис А. Мельяна. Автор: А.П. Мамаджанян. 1949 год. Рисунок с последующим цинкографированием

Экслибрис А. Мельяна. Автор: А.П. Мамаджанян. 1949 год. Рисунок с последующим цинкографированием

Как раз в цинкографии с применением сухой иглы мастер и выполнил экслибрис для известного армянского поэта Аветиса Исаакяна. При первом же взгляде на произведение ощущается связь с Арменией, выраженная как в надписи, так и в иллюстрации с изображением горы Арарат. Есть в экслибрисе и изображение книги и оно воспринимается особенно символично, так как знак предназначался для поэта, человека работающего со словом. Любовь к книге автор показал с помощью стрелы, пронзающей страницы раскрытой рукописи.

Экслибрис А. Исаакяна. Автор: А.П. Мамаджанян. Офорт. 1960 год

Экслибрис А. Исаакяна. Автор: А.П. Мамаджанян. Офорт. 1960 год

Экслибрис в наши дни

Продолжая разговор о книге, стоит признать, что в наши дни, в информационную эпоху, всё популярнее становятся электронные носители. Тем не менее, любители бумажных книг и экслибрисов по-прежнему проявляют интерес к данному виду искусства. Особенно много неравнодушных — в творческой среде. 

Из современных армянских художников, создающих экслибрисы, можно выделить Айка Григоряна. Мастер окончил графический факультет Ереванского художественного института, является членом Союза художников Армении. У художника активная профессиональная жизнь, он участвовал в международных выставках графики, биеннале, ежегодных конкурсах во многих странах и имеет множество наград.

Ex Libris Wei Gu. "Noah". Hayk Grigoryan. Etching, Soft ground, 12d. 2010 

Ex Libris Wei Gu. "Noah". Hayk Grigoryan. Etching, Soft ground, 12d. 2010 

Его экслибрисы символичны и полны неподражаемой мистики. Глядя на них, создается впечатление, что это иллюстрации из таинственной сказки. Тематика его графических миниатюр довольно разнообразна. Здесь можно встретить и анималистку, и литературных героев, и древнегреческих мифологических персонажей, и библейские сюжеты.

Кстати, о Библии. Рассмотрим экслибрис с фигурой Ноя. Книжный знак решен в круглой форме, что является частым мотивом в творчестве художника. В том числе его знаки могут быть прямоугольными или ромбовидными. Позади Ноя мы замечаем сооружение, которое может обозначать ковчег. По кругу в виде орнамента образовано шествие животных, по стилистике напоминающее древневосточные композиции. 

Некоторые экслибрисы Айка составляют целые серии. Например, цикл стихий под названием «Четыре Элемента», где мы видим Воздух, Землю, Воду и Огонь. В другой серии «Все дороги ведут в Рим» представлены архитектурные памятники Древнего Рима: театр Марцелла, арка Тита и базилика Константина. 

Благодаря данным графическим миниатюрам у нас сохраняется память о различных памятниках культуры и истории. Не только более давние произведения, но и современные способны оберегать наше мировое наследие, являясь своеобразным проводником в мир прошлого и настоящего. 

Историк, искусствовед Лейла Музипова специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован экслибрис А. Исаакяна. Автор: А.П. Мамаджанян. Офорт. 1960 год

Источники:

1. С.Г. Ивенский. Мастера русского экслибриса. Л.: Художник РСФСР. 1973.

2. Е.М. Минаев. С.П. Фортинский. Экслибрис. М.: Книга. 1970. 

3. Сайт Айка Григоряна: haykgrigoryan.com

Экслибрис в творчестве армянских художников XX и XXI веков