«Политика двойных стандартов», или Почему ПАСЕ вне игры

«Политика двойных стандартов», или Почему ПАСЕ вне игры

На весенней сессии ПАСЕ благодаря усилиям армянской делегации «вопрос о военнопленных», который на сегодняшний день является основным в повестке Армении и тормозит взаимодействие с Азербайджаном даже в рамках заключенного соглашения о мире, был включен в повестку дня Ассамблеи. Об этом процессе — в материале Информационно-аналитического портала «Джейран медиа».

Фото: pressunity.org

Фото: pressunity.org

Включение этого вопроса и его дальнейшее обсуждение довольно неоднозначно было воспринято делегатами: за его обсуждение проголосовали 93 делегата, против выступили 21, а 18 воздержались.

Пожалуй, самым важным и в то же время неожиданным было решение стран региона, в том числе России, проголосовать против вынесения этого вопроса на дальнейшее обсуждение. Это в свою очередь всколыхнуло армянское общество и вызвало волну негодований. С чем связана такая позиция России, и почему она проголосовала против?

Голосование в ПАСЕ было пакетным, то есть страны должны были одновременно согласиться с несколькими вопросами. В числе них были и касающиеся внутренней политики России, а также «вопросы российской угрозы миру в Европе». Само сведение совершенно отличных по природе и характеру вопросов воедино в ПАСЕ показательно. Так можно затягивать одни процессы и ускорять другие.

Сегодня Парламентская Ассамблея Совета Европы больше напоминает полуразрушенный Колизей, поглощенный историческим бытием. Мы наблюдаем политический закат многих Европейских организаций, в том числе и Совета Европы, которые по разным причинам не смогли обуздать весь тот груз ответственности, возложенный на них, и выполнять который они обязались.

Исторически служив местом для межпарламентского сотрудничества стран Европы, рассматривая актуальные и перспективные вопросы, касающиеся проблем современного общества и международного сообщества, борясь с беззаконием и несправедливостью, Ассамблее часто приписывали участие в разного рода финансовых и политических махинациях, в том числе связанных с Азербайджаном, Арменией и Россией.

Обвиняя в первую очередь Россию, а также многие постсоветские страны в политике «двойных стандартов», Ассамблея сама очень часто прибегала к ней. Закрывая глаза на несправедливость и беззаконие в странах Европы, не обращая внимания на насильственные действия против митингующих в том же Париже и Лондоне, при этом активно вмешиваясь в действия других стран.

К сожалению, нужно признать, что Армения не сильно преуспела в вопросах укрепления позиций в ПАСЕ. Так, например, требуя от Армении выполнить резолюции ПАСЕ, в том числе резолюцию 1416 от 2005 года, указывая на то, что «значительная часть территории Азербайджана по-прежнему оккупирована армянскими силами» и призывая стороны «соблюдать свои обязательства и воздерживаться от применения друг против друга вооруженной силы, а также вывести вооруженные силы со всех оккупированных территорий». То есть ПАСЕ на протяжении 20 лет, с момента вступления Армении в организацию, активно требует от нее «деоккупации» Карабаха.

Или вмешиваясь в мартовские события 2008 года в Армении, требуя выполнения резолюций 1609 и 1620 о поправках в «Законе о проведение собраний, митингов, массовых мероприятий, шествий и демонстраций», согласно стандартам Европы. Эти действия со стороны ПАСЕ являются прямой попыткой вмешаться во внутренние суверенные дела Республики Армения, так как, присоединяясь к данной организации, Армения не брала на себя обязательств выполнять все ее требования, в частности ни в одном документе не зафиксировано, что Совет Европы имеет право вмешиваться во внутренние дела Армении.

Президент Научного общества кавказоведов и эксперт института мировой экономики международных отношений РАН Александр Крылов отмечает в беседе с Пресс-клубом «Джейран медиа», что Европа начала проявлять беспокойство только после войны, ее действия не идут на пользу стабилизации ситуации. Остановить войну позволил трехсторонний формат, и освобождать пленных надо при его помощи и без шума. «Другой путь — разогревать ситуацию и вести дело к новой войне, желающих довести до нее много», — сказал эксперт.

Что касается России, то Совет Европы и страны ЕС в целом часто апеллируют к тому, что в стране открыто ущемляются и нарушаются права человека, не соблюдаются и не выполняются «европейские стандарты». В течение 5 лет, с 2014 года, Россия была лишена права голоса в Ассамблее, а также лишена возможности участия в наблюдательных миссиях ПАСЕ, восстановить которые ей удалось лишь в 2019 году.

К этому добавляется и то, что ПАСЕ часто пытается выполнять функции, которые были возложены на Минскую группу ОБСЕ в вопросе мирного разрешения конфликта, часто лишь оказывая «медвежью услугу» и затормаживая работу самой группы.

Армяне в дни войны стали свидетелем того, как страны Европейского союза реагируют на военные действия в Нагорном Карабахе. Кроме осуждения и провальных попыток призвать страны к перемирию, никаких действий не последовало. Против Азербайджана и Турции не были введены санкции, к слову, обошлось даже без громких дипломатических депеш. Единственным участником переговоров, сумевшим остановить кровопролитие в регионе и ввести миротворцев, стала Россия.

Поэтому сейчас вынесение проблемы Карабаха и военнопленных за рамки регионального устроения в формат международного обсуждения может только усложнить, затянуть процесс возвращения военнопленных и дальнейшего урегулирования. Столь чувствительный вопрос может долго не находить должного разрешения, что в течение последних 20 лет наблюдается по отношению к статусу и войне в «Нагорном Карабахе».

Дмитрий Абазов

Источник: pressunity.org

«Политика двойных стандартов», или Почему ПАСЕ вне игры