Езиды: культура, религия и сохранение идентичности. Интервью с Ронни Савланом

Езиды: культура, религия и сохранение идентичности. Интервью с Ронни Савланом

Армяне и езиды – два братских народа, которые идут бок о бок не одно столетие. Роднит их и схожая судьба: езиды так же подверглись геноциду и оказались расселены в самых разных странах мира. Как народу удается сохранять уникальную культуру и популяризировать ее среди молодежи, Армянскому музею Москвы рассказал Ронни Савлан, член Езидского конгресса и внук его основателя Мирзы Слояна.

– Добрый день, Ронни! Мы рады, что у нас появилась возможность провести с вами интересную беседу на тему армяно-езидских отношений, культуры и истории езидского народа. Но прежде хотелось сказать, что вы – внук Мирзы Слояна, известного езидского мецената, человека, который сделал многое для сохранения езидской идентичности и укрепления армяно-езидского братства. Готовы ли вы продолжить его дело?

– Вы знаете, для меня этот вопрос скорее риторический, поскольку он подразумевает очевидный ответ. Разумеется, я готов продолжать благое дело моего дедушки и приложу для этого максимум усилий. Более того, я считаю, что это моя обязанность.

Арсен Геворгян и Ронни Савлан. Фото: Александр Мощаков

Арсен Геворгян и Ронни Савлан. Фото: Александр Мощаков

– Если спросить человека, хоть немного знающего о езидах, с чем ассоциируется у него этот народ, то можно услышать, что езиды исторически проживают на территории Северного Ирака, где расположен храм Лалеш, и что в езидизме есть ангел, на земле символом которого является павлин. Но на самом же деле культура езидского народа более многогранна. На ваш взгляд, удается ли вашему народу сохранить свою уникальность в современных реалиях, и как препятствовать ассимиляционным процессам?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы сделать небольшую ремарку. Само по себе понятие «езидизм» используется в научном обиходе, в то время как термин «Шерафеддин» – в повседневности. Касаемо сохранения нашей идентичности и уникальности: в эпоху глобализации процесс унификации становится неизбежным, стираются границы национального и наднационального, насаждается новый миропорядок. В связи с этим актуализируется вопрос самоидентификации. Езиды успешно справляются с этой проблемой, опираясь на свое национальное ядро – езидский язык, аутентичную культуру и духовные традиции. Что касается ассимиляции, то она неизбежна, но мы должны делать все возможное, чтобы сдержать и искоренить этот процесс. На мой взгляд, здесь стоит сделать акцент на таком важном институте, как семья. Во многом именно она формирует самосознание, в том числе и этническое. По некоторым причинам семья не может в достаточной степени его выработать, и в таком случае выходом могут стать просвещение и профилактические беседы. Эффективно в этом направлении работает первый езидский телеканал Lalish TV, созданный Мирзой Слояном в 2016 году. Он активно занимается просветительской деятельностью.

Фото: Александр Мощаков

Фото: Александр Мощаков

– По вашему мнению, насколько эффективно удается популяризировать езидкую культуру среди вашей молодежи, чтобы сохранять ценности и знакомить с ними другие народы?

– Езидская молодежь заинтересована в этноконфессиональной езидской парадигме. Она принимает участие в решении езидских вопросов, причем намного активнее, чем десять лет назад. В частности, Езидский конгресс создал комитет по делам молодежи, который занимается просветительской деятельностью – организовывает круглые столы, конференции по актуальным вопросам езидов, культурные вечера и активный совместный отдых. Что касается популяризации, в том же Новосибирске была создана молодежная езидская футбольная команда, которая смогла достичь хороших результатов. Езиды осознают всю важность сохранения своей идентичности и самобытности, и поэтому не приходится ждать, что кто-то посодействует этому.

– Расскажите немного о вашей религии.

– Наша религия энигматична и многогранна. Езиды – монотеисты, последователи единобожия. Езидская религия гласит, что надо верить в одного Бога и семь ангелов во главе с Тавуси Малак. Езидская религия герметична: езиды не являются миссионерами – езидом можно только родиться от двух родителей езидов, и это достаточно ключевой момент. Езиды миролюбивы и толерантны в отношении других конфессий – это является одним из основных постулатов. Например, при молитве сперва молятся за все народы мира, а затем за себя.

Ронни Савлан. Фото: Александр Мощаков

Ронни Савлан. Фото: Александр Мощаков

– В каких странах есть езидская диаспора и как удается сохранить общность, будучи территориально разделёнными?

– Преимущественно езиды проживают на территории Северного Ирака, Германии, Франции, Сирии, Армении, России и Грузии. Канал Lalish TV и новостной портал EzidiNews являются консолидирующими инструментами в сохранении нашей культуры и идентичности.

– Насколько мне известно, первой общероссийской общественной организаций езидов является Езидский конгресс, учрежденный вашим дедушкой. Какие цели и задачи в настоящее время поставлены перед конгрессом? Поддерживает ли Езидский конгресс связь с езидскими общинами из других стран?

– Как и в любой некоммерческой организации, цели описаны в уставе. Главной является объединение членов организации для развития езидского сознания и культуры, а также ее популяризации. Кроме того, важно не допускать возникновения социальных и религиозных конфликтов и налаживать отношения с другими народами.

Арсен Геворгян и Ронни Савлан. Фото: Александр Мощаков

Арсен Геворгян и Ронни Савлан. Фото: Александр Мощаков

– А теперь вернемся к теме армянско-езидского братства. Езидов с армянами роднит многое: общность судьбы, многолетнее соседство, вековая оборона против поработителей, геноцид. Но поддерживать дружеские отношения нужно не только на родной земле, но и за рубежом. На ваш взгляд, насколько крепки связи армянской и езидской диаспор в России? Cо стороны езидов прилагаются ли усилия для укрепления взаимоотношений?

– К счастью, говорить о дружбе двух народов не приходится, потому что о ней свидетельствуют исторические факты. Недаром езиды идут бок о бок с братским народом с начала XI века, с тех пор, как езидские переселенцы нашли кров на территории Западной Армении в Ване, Карсе и других городах. Бок о бок мы оборонялись от неприятеля.  Сейчас мы развиваем отношения с армянской диаспорой в том числе и с культурным центром при посольстве Армении.

– Езиды и армяне – две нации, но в Армении мы единый народ, у которого одна судьба. Что вы хотели бы пожелать нашим людям в столь тяжёлое, неблагоприятное в истории время?

– Выражаю соболезнование родным и близким погибших во время Второй, и надеюсь последней, Арцахской войны. Наши езидские ребята также учавствовали в этой войне, как со стороны армянских войск, так в езидских добровольческих отрядах. Желаю стойкости, мужества и терпения. Ведь недаром именно эти качества заложены в нашем цивилизационном генетическом коде.

Беседовал Арсен Геворгян, специально для Армянского музея Москвы

Езиды: культура, религия и сохранение идентичности. Интервью с Ронни Савланом