5/105: Пять фактов о творческой биографии Анри Вернёя в день его 105-летия

15 октября 2025 года Анри Вернёю, одному из ключевых режиссёров французского кино XX века, исполнилось бы 105 лет. Он был мастером жанрового кинематографа, и многие его фильмы стали классикой, оказав значительное влияние на последующие поколения авторов. Мы не станем пересказывать биографию Мастера, а вспомним пять интересных фактов и историй, связанных с его творчеством.
1. Как Луи де Фюнес боролся за кадр со звездой Фернанделем
В 1954 году комедия «Такие разные судьбы» (ориг. «Баран с пятью ногами») принесла Вернёю номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и сделала его известным в Голливуде. На площадке фильма встретились два великих комика — уже признанный мэтр Фернандель и Луи де Фюнес, у которого была лишь небольшая роль гробовщика. Чтобы не затеряться на фоне звезды, де Фюнес придумал для своего персонажа особую гримасу. Во время съёмок Фернандель, удивлённый такой находкой, в своей манере тут же скопировал её перед де Фюнесом. Почувствовав, что его «изобретение» могут отнять, де Фюнес обратился напрямую к Вернёю с просьбой разрешить ему оставить эту деталь исключительно за своим персонажем.
2. Режиссёр, который «выжимал из актёров всё»
Криминальная драма «Мелодия из подвала» (1963) стала классикой жанра во многом благодаря дуэту Жана Габена и молодого Алена Делона. Сам Делон позже называл эту работу одной из лучших в своей карьере и подчёркивал, что это заслуга режиссёра. По его словам, Вернёй обладал уникальной способностью «выжимать из актёров всё и даже больше», полностью раскрывая их потенциал на площадке. Этот требовательный подход позволял добиваться максимальной достоверности и напряжения в кадре.
3. Начало долгой дружбы с Бельмондо
Жан-Поль Бельмондо неоднократно называл Анри Вернёя «Лучшим партнёром в работе». Их многолетнее сотрудничество началось с приключенческого фильма «Сто тысяч долларов на солнце» (1964). Этот проект стал отправной точкой для крепкой дружбы и целой серии совместных картин, среди которых были такие хиты, как «Страх над городом» (1975) и «Труп моего врага» (1976). Вернёй мастерски использовал харизму Бельмондо, создавая для него идеальные экранные образы.
4. Побег из фургона, подсмотренный в реальной жизни
Одна запоминающаяся сцена — побег героя Алена Делона из тюремного фургона в «Сицилийском клане» (1969) — не была выдумкой. Вернёй позаимствовал эту идею из реальной криминальной хроники. Прототипом послужил известный гангстер 1940-х годов Рене Жирье по кличке «Трость», который сбежал из-под стражи схожим образом. Правда, в реальности всё было прозаичнее: Жирье просто выломал доску в полу фургона, в то время как Вернёй снял напряжённый и технически непростой пятиминутный эпизод.
5. «Майрик»: долг души и самый личный фильм
Завершив карьеру режиссёра кассовых хитов в 1984 году, Анри Вернёй посвятил свои последние работы — «Майрик» (1991) и «Улица Паради, дом 588» (1992) — личной истории своей семьи, бежавшей от Геноцида. Идея фильма была подсказана другом режиссёра, писателем Анри Труайя, который, услышав рассказы Вернёя о матери, убедил его изложить их на бумаге. Так в 1985 году появилась книга «Майрик», переведённая на десять языков, изданная общим тиражом 200 тысяч экземпляров, ставшая бестселлером и лёгшая в основу фильма.
Сам Вернёй называл эту работу исполнением обещания, данного отцу. «Это — долг перед матерью. Вы знаете, что такое долг души?» — говорил он.
Ради этого проекта «самый американский французский режиссёр», как его называли, на несколько лет отошёл от кино. В поисках идеальной формы он написал 47 вариантов сценария, и только 48-й был принят в работу. На тот момент «Майрик» стал самым дорогим произведением европейского кино.
Процесс монтажа был для режиссёра мучительным: «Монтаж для меня — что ампутация живого органа. Как рассказать о судьбе мамы длиною в 80 лет за неполные три часа?».