Редакция

В московском музее «Гараж» представили видеоарт художника Гамлета Овсепяна

Редакция
В московском музее «Гараж» представили видеоарт художника Гамлета Овсепяна

Метафора советской жизни эпохи застоя – так можно охарактеризовать видеоработу Гамлета Овсепяна, которую посетители выставки Spirit Labor в московском музее «Гараж» смогут увидеть до 30 января 2022 года. Почему фильм современного художника из Армении заслуживает внимания – читайте в нашем материале.

«”Вращение вокруг камня”, во времена социализма, похожие и десятки лет одинаково повторяющиеся дни – такова была наша жизнь. Однообразная жизнь гонится за нами, а мы бежим за ней»,
– Гамлет Овсепян.

Гамлет Овсепян. Фото: Armenian Public TV

Гамлет Овсепян – один из ключевых художников современной Армении, который также одним из первых в СССР начал систематически работать с видеоартом. Творец родился в 1950 году в селе Ашнак, и по сей день живет и работает там.

Овсепян, по собственному признанию, находит вдохновение в предельно незначительном и лишенном статуса исторически или социально значимого, в вещах, которые обычно ускользают от внимания ввиду своей совершенной непримечательности. Черно-белая, одномерная, бессобытийная жизнь, заключенная в закольцованный и простой до предела сюжет «Без названия» (1976), – это метафора советской жизни эпохи застоя, на которую выпали лучшие годы жизни художника и его поколения. Фильм продолжительностью 4 минуты 30 секунд снят на 16-мм пленку.

Фото © Alexey Kubasov / goethe.de

Ранние видеоработы Овсепяна – это безнарративная съемка окружающих его людей и предметов (девушка, покусывающая ногти; почесывающий спину или зевающий юноша; электрические провода с зажимами). Подход Овсепяна – прямой и зачастую полон юмора, его действия граничат с абсурдом и исследуют момент отчуждения личности за пределами социальной и политической сфер жизни.

В подобном жанре и эстетике ранее снимал и Энди Уорхол (например, «Сон» 1963 года), однако Гамлет Овсепян не мог видеть работ знаменитого художника, знал он их только в пересказе. Если Уорхол пытался застать совершенно иной тип ординарности – красоту простоты массового потребления, то Овсепян задается другими, экзистенциальными вопросами «Куда мы идем?», «Стоит ли жизнь на месте и есть ли в ней смысл?», подспудно возвращаясь к извечной и неотвратимой истине: «Что было, то и будет».

Гамлет Овсепян. Фото: Armenian Public TV

Подготовлено по материалам: Spirit Labor. Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта. Каталог выставки. Музей современного искусства «Гараж», 2021; goethe.de

Фото обложки: garagemca.org

В московском музее «Гараж» представили видеоарт художника Гамлета Овсепяна