Красочная симфония моря: наследие Ивана Айвазовского в Национальной галерее Армении

Красочная симфония моря: наследие Ивана Айвазовского в Национальной галерее Армении

Выдающийся маринист Иван Айвазовский по праву считается одним из самых продуктивных художников – за всю жизнь он написал около шести тысяч картин. Какая судьба постигла некоторые легендарные полотна Ивана Айвазовского после его смерти и как за них боролись коллекционеры – об этом и многом другом Армянскому музею Москвы рассказала искусствовед Рузанна Лазарян к празднованию дня рождения мариниста 29 июля.

Иван Константинович Айвазовский занимает особое место не только в истории культур России и Армении, но и Запада. В работах известного мариниста тесно переплетаются русская академическая художественная традиция и армянская поэтичность. Творчество художника можно смело назвать морской энциклопедией: на его полотнах любопытный зритель может найти все состояния морской стихии – от полного штиля до грозной бури. Благодаря содержательным и пропитанным гуманистическими идеями произведениям живописец занял почётное место среди величайших мастеров XIX века. Один из последних представителей романтизма в изобразительном искусстве, Айвазовский, несмотря на развитие новых художественных направлений, до конца своих дней не отказывался от собственного миропонимания – лиричного, но в то же время полного оптимизма. Подобное решение мариниста подчёркивает его высокое самосознание и верность взглядам, когда не время определяет интересы человека, а он сам становится творцом новых идей.

Признание к Айвазовскому пришло довольно рано, в том числе и в Европе. Исследователи отмечают, что живописец и глава французской романтической школы Эжен Делакруа отзывался о коллеге с большим уважением, а британский маринист Уильям Тёрнер, по легенде, даже написал стихотворение, вдохновившись «Неаполитанским заливом в лунную ночь». Восхищались пейзажами великого художника и на родине. В опубликованной в журнале «Время» статье, авторство которой приписывают Фёдору Достоевскому, подчёркивается сказочный характер кисти творца; Иван Крамской же откровенно признавал гениальность мастера. «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще», – высказывался художник о современнике. Таким образом, полотна Айвазовского свидетельствуют о его высоком мастерстве, способности с лёгкостью решать любые живописные задачи и, конечно же, мечтательности натуры.

«Неаполитанский залив в лунную ночь», 1842. Из собрания Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского

«Неаполитанский залив в лунную ночь», 1842. Из собрания Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского

Путь к славе

О рождении в 1817 году «Ованнеса, сына Геворка Айвазяна» известно благодаря записи феодосийского священника. Отец будущего художника, выходец из Галиции [сейчас – территория Западной Украины. – Прим. ред.], обосновался в Крыму в начале XIX века. Дом семьи купца располагался на окраине Феодосии и не был большим, однако младший сын Геворка Айвазяна всегда мог любоваться бескрайней морской далью и чистым небом. С детских лет он восхищался игрой водной стихии, такой переменчивой и чарующей. Нередко на горизонте появлялись военные корабли, о значении которых мальчик ещё не имел представления, как и о том, что именно ему впоследствии будет суждено запечатлеть подвиги флота.

Одним из первых талант юноши заметил градоначальник Феодосии Александр Казначеев и помог ему попасть в симферопольскую гимназию. «Успехи изрядные; в латинском и французском языках – хорошие; и в рисовальном же искусстве выказал знания превосходные», – отметили после окончания учреждения в аттестате выпускника.

Блестящие работы Айвазовского не остались незамеченными, и его порекомендовали в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, куда он поступил в 1833 году. Мастерство творец стал оттачивать под руководством Максима Воробьёва – выдающегося живописца и прекрасного наставника, обладавшего умением воодушевлять своих учеников. Профессор преподавал у таких художников, как Михаил Лебедев, Иван Шишкин, Михаил Клодт и Алексей Боголюбов, научив их любви к природе и способности её тонко чувствовать. Таким образом, под влиянием Воробьёва у Айвазовского формировалось романтическое понимание действительности.

«Рыбаки на берегу моря», 1852. Из собрания Национальной галереи Армении

«Рыбаки на берегу моря», 1852. Из собрания Национальной галереи Армении

Спустя четыре года он окончил Академию художеств с отличием – художника наградили золотой медалью, что давало ему возможность уехать за границу и совершенствоваться там. Но в Италию живописец не спешил и сперва отправился в родную Феодосию, где провел два года перед командировкой за рубеж. В 1844 году Айвазовский, уже завоевавший европейскую славу и признание западных мастеров, вернулся в Санкт-Петербург. В столице его тут же причислили к высшему Морскому ведомству в качестве живописца Главного штаба – впервые в истории отечественного искусства. Так у художника-баталиста появилась возможность прославлять российский флот.

Айвазовский много путешествовал, но своим домом всегда считал Феодосию, где любил заниматься живописью и где уже в зрелом возрасте решил окончательно обосноваться. Кроме того, художника волновало благоустройство города: там он открыл школу искусств и картинную галерею, а также руководил раскопками в Крыму. Своим взглядам и традициям романтического миропонимания Иван Константинович оставался верен до конца жизни.

«Буря на море», 1850. Из собрания Национальной галереи Армении

«Буря на море», 1850. Из собрания Национальной галереи Армении

Значение символа в творчестве Айвазовского

В творческой системе Айвазовского особое место занимает фактор воображения. Живописец считал, что слепо следующий природе художник не может быть свободным: он становится рабом, который механически копирует образы и явления, не добавляя собственного видения – самого важного, по мнению гения. Айвазовский видел цель творца в преобразовании мира – если не напрямую, то посредством эмоционального воздействия. «Писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью», – говорил мастер. Иван Константинович сравнивал поэта и художника, отличных друг от друга средствами выражения идей, но объединенных свободным, безграничным воображением, в котором заключается животворящая сила искусства. Когда творец вкладывает собственное понимание о жизни или отдельном предмете в произведение, оно становится дышащим и вызывает отклик публики. Так, высокое мастерство в сочетании с прекрасной зрительной памятью способно превратить самый обычный вид в настоящий шедевр.

Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не обратить внимание на его символизм. Мариниста неслучайно называют носителем гуманистических идей, нашедших отражение на его полотнах. Однако прямое толкование сюжета картин мастера не приведет к пониманию замысла. Здесь стоит учитывать влияние таких романтических тенденций, как возвышение личности, утверждение культа природы и чувственности. Айвазовский стремится восстановить единство человека и стихии, хотя и уравновесить силы удается не всегда, чтобы помочь зрителю прожить подавленные эмоции и обрести гармонию. На полотнах живописца и море, и небо, и человек – всё воплощает в себе эту философию. Однако центральное место на картинах мастера всегда занимает свет – символ веры, надежды и оптимизма – то, чем пронизаны все произведения художника. Таким образом он указывает на торжество природы над человеком или, если интерпретировать замысел автора более аллегорично, – победу человеком своей собственной природы, переменчивой и неопределённой.

«Спасающиеся от кораблекрушения», 1844. Из собрания Национальной галереи Армении

«Спасающиеся от кораблекрушения», 1844. Из собрания Национальной галереи Армении

Великое наследие Айвазовского

Наибольшее число полотен Айвазовского находится в Феодосийской картинной галерее. Второе место по количеству работ мариниста занимает Национальная галерея Армении – в музее хранится 89 произведений художника, приобретенных с помощью Правительства Республики и пожертвований ценителей искусства. Формирование коллекции Айвазовского началось сразу же после создания Армянской национальной галереи, а первые картины музею предоставила Лазаревская семинария [впоследствии – институт восточных языков. – Прим. ред.], подаренные ей самим живописцем. Среди них – «Спасающиеся от кораблекрушения», «Буря на море» и «Рыбаки на берегу моря». Ещё в молодости Айвазовский дружил с семьей Лазаревых – зажиточными армянами из дворянского рода, основавшими в начале XIX века училище для детей в Москве, впоследствии ставшее высшим учебным заведением, где преподавались армянский, турецкий, арабский и персидский языки. В Лазаревском институте учились поэты Рафаэл Патканян и Ваан Терьян, арменовед Мкртич Эмин и многие другие.

В последующие годы коллекция Национальной галереи Армении обогатилась благодаря пожертвованиям Варвары Кананян из России, Вардана Баракяна из Румынии, Мартина Газазяна из Милана, Андраника Шагиняна из США и других неравнодушных к творчеству великого мастера. Любопытна история известной работы Айвазовского «Сошествие Ноя с горы Арарат». Картина находилась в мужской гимназии Нового Нахичевана на берегу Дона, а в годы революции начала XX века ею стали закрывать щель в двери. Некоторое время спустя работу живописца заметил художник Мартирос Сарьян и в 1921 году перевез её в Ереван. Произведение Айвазовского нашло своё место в Институте древних рукописей Матенадаран и в советское время не выставлялось из-за ветхозаветного сюжета. Прошло более 40 лет, прежде чем полотно оказалось среди основной экспозиции Национальной галереи Армении благодаря стараниям искусствоведов Генриха Игитяна и Шаэна Хачатряна, а также директора музея Рубена Парсамяна в 1962 году.

«Сошествие Ноя с горы Арарат», 1889. Из собрания Национальной галереи Армении

«Сошествие Ноя с горы Арарат», 1889. Из собрания Национальной галереи Армении

Весомый вклад в формирование коллекции Ивана Айвазовского в главном армянском музее изобразительных искусств сделал Абраам Джинджян. Коллекционер перевез в Ереван 45 картин великого мариниста, в том числе произведения «Буря у берегов Ниццы», «Морской вид» и «Перед бурей. Феодосия». Джинджян дешево продал галерее работы, хотя и появлялись покупатели, предлагавшие более высокую цену. Сам коллекционер был настоящим патриотом и говорил, что у полотен Айвазовского есть свое место и оно – на родине.

В заключение хочется процитировать слова Мартироса Сарьяна о творчестве и национальном духе Ивана Айвазовского:

«Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронёс через века породивший Айвазовского народ. Именно в нём, этом Свете, и заключён смысл всех изображённых художником бурь».

Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы 

Благодарим за помощь в подготовке статьи Национальную галерею Армении

В оформлении обложки использован автопортрет Ивана Айвазовского из собрания Галереи Уффици

Красочная симфония моря: наследие Ивана Айвазовского в Национальной галерее Армении