Жан Дардель: духовник последнего Киликийского короля

Жан Дардель: духовник последнего Киликийского короля

В августе 1377 года францисканский монах из Этампа, что неподалёку от Парижа, ступил на каирскую землю. Жан Дардель держал путь в Иерусалим — обычное паломничество, каких в том столетии совершались десятки. Но судьба приготовила ему встречу, которая перевернёт его жизнь и оставит след в истории двух народов. В египетской столице, под надзором мамлюкских стражников, доживал свои дни в почётной ссылке последний король Киликийской Армении Левон V де Лузиньян. Два года назад пала столица Сис. Два года назад закончилась трёхвековая история христианского царства на восточном берегу Средиземноморья.

Что заставило простого монаха принять приглашение пленённого монарха? Дардель мог бы продолжить паломничество, вернуться во Францию, раствориться в монастырской рутине. Вместо этого он остался — стал исповедником, секретарём, доверенным лицом короля, потерявшего всё. Каждый день он служил мессу для Левона в его каирском заточении. Каждый день записывал воспоминания о павшем царстве, о предательствах и героизме, о последних днях Сиса. Султан разрешал эти встречи — для властителей мамлюков пленный христианский король не представлял угрозы, скорее был трофеем, демонстрацией силы. Но именно эти беседы в каирской неволе легли в основу «Хроники Армении» — документа, без которого мы не знали бы о финале Киликийского царства почти ничего.

 

Рукопись Жана Дарделя. Источник

 

Дардель оказался не просто летописцем. Из его пера выходили отчаянные письма в европейские столицы. Левон взывал к папе, к королям Франции и Арагона, к рыцарским орденам — просил помощи, выкупа, нового крестового похода. Отклика почти не было. Европа погрузилась в Столетнюю войну, папство переживало авиньонский раскол, а про далёкую Киликию вспоминали только в дипломатических формулах. Но Дардель верил в миссию. Он знал, что если король останется в плену, последняя надежда армян на возвращение государственности умрёт вместе с ним.

11 сентября 1379 года Дардель и его спутник, монах Антоний из Монополи, покинули Каир. У Жана были с собой королевская печать и верительные грамоты. Левон доверил ему невозможное — вымолить у христианских государей то, чего не смогли добиться ни папские легаты, ни армянские епископы. Полгода Дардель добирался до Барселоны. Полгода по суше и по морю, через пустыни и средиземноморские бури. 1 марта 1380 года он предстал перед королём Арагона Педро IV. Начался марафон переговоров, который растянется на три года.

Дарделю пришлось объездить половину Европы: Арагонский двор, кастильские земли, папская курия. Везде он рассказывал одну и ту же историю — о павшем царстве, о короле в плену, о том долге, который христианский мир имеет перед армянами. Киликия столетиями была форпостом христианства на Востоке, союзником крестоносцев, торговым партнёром итальянских республик. Её короли роднились с французскими династиями, её епископы искали унию с Римом. А теперь всё закончилось — и последний монарх томится в Каире, словно забытый всеми.

 

Левон V (1342–1393) — король Армении (1374–1393), династия Лузиньянов. Рисунок Хосе Себриана (1839–1904). Литография. Каталония, 1866 год. Источник

 

Но Дардель не сдавался. Его францисканское упорство, его вера в правое дело медленно пробивали стену равнодушия. Король Кастилии Хуан I откликнулся первым. За ним подключился Педро Арагонский. В 1382 году две испанские миссии прибыли в Каир с дарами для султана. После трёх аудиенций, после долгих торгов мамлюкские власти согласились на освобождение. 7 октября Левон V покинул Египет. Он был свободен, но его королевства больше не было.

Дардель выполнил невозможное, он спас короля из плена и оставил потомкам бесценное свидетельство. «Хроника Армении», написанная им на основе рассказов Левона и собственных наблюдений, стала главным источником о последних десятилетиях Киликийского царства. Долгие столетия рукопись лежала в забвении, пока в конце XIX века канон Юлисс Робер не обнаружил её в библиотеке французского города Доль. Публикация в Recueil des Historiens des Croisades открыла историкам новую главу армянского Средневековья.

Дардель не был армянином. Он не владел армянским языком, не знал восточных обычаев до встречи с Левоном. Но он стал свидетелем агонии целого народа, застрявшего между двумя мирами — христианским Западом и мусульманским Востоком. Его хроника пристрастна, он не скрывает своих симпатий к латинской партии при армянском дворе. Историки находят в ней ошибки, преувеличения, умолчания. Но сквозь пристрастность проступает живая драма: рассказ о конце эпохи, о людях, которые до последнего пытались спасти то, что уже было обречено.

В 1383 году, в знак благодарности за труды по освобождению Левона, папа Климент VII назначил Дарделя епископом Тортиболи в Неаполитанском королевстве. Небольшая епархия на юге Италии стала наградой за годы скитаний и дипломатических усилий. Но главной наградой францисканца из Этампа осталась другая — память. Память о последнем короле Киликии, о павшем царстве, о тех днях, когда один человек мог изменить судьбу другого, даже если изменить ход истории было уже невозможно.

Левон V так и не вернул себе трон. Он скитался по европейским дворам, пытался мирить французов с англичанами в надежде на новый крестовый поход, получил в дар от кастильского короля Мадрид (тогда ещё небольшой город), а закончил жизнь в Париже с пенсией от Карла VI. Умер он в ноябре 1393 года и был похоронен в монастыре целестинцев. Позже его надгробие перенесли в базилику Сен-Дени, где покоятся французские короли. Рядом с Капетингами и Валуа лежит последний монарх Армении — чужой среди своих, свой среди чужих.

 

Первоначальный вид гробницы Левона V в Монастыре Целестинцев (впоследствии была перенесена в базилику Сен-Дени). Иллюстрация XVII века. Источник

 

А Дардель остался в тени своего патрона. О его дальнейшей судьбе почти ничего не известно. Епископ Тортиболи, автор хроники, человек, спасший короля из плена — этими тремя строками исчерпывается его биография в церковных справочниках. Армянские историки до сих пор обращаются к его рукописи, когда изучают Киликию XIV века. Французские медиевисты цитируют её в работах о крестоносных государствах. Рукопись, найденная в Доле, переведена на армянский, издана академическими институтами, разобрана на цитаты.

Сегодня, спустя шесть с половиной веков, Дарделя помнят больше в научных кругах, чем в массовом сознании. Его имя встречается в сносках, в библиографиях, в предисловиях к изданиям армянских летописей. Но каждый, кто изучает историю Киликийской Армении, рано или поздно открывает «Хронику Армении» и встречается с этим францисканцем — упрямым, пристрастным, но честным свидетелем конца целой эпохи.

В конце концов, не так важно, был ли Дардель объективен. Важно, что он был там. Важно, что он записал. Важно, что он не отвернулся от чужого горя, а сделал его своим. История армян и французов переплелась во многих точках — от крестовых походов до Геноцида XX века. Но редко эта связь воплощалась так лично, так конкретно, как в фигуре монаха из Этампа, который провёл два года в каирской ссылке рядом с последним королём Армении и сохранил для нас память об утраченном царстве.


Источники:

  1. Recueil des historiens des croisades, publié par les soins de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. Documents arméniens. Tome second : Documents latins et français relatifs à l’Arménie. — Paris : Imprimerie nationale, 1906. — P. 274–1038.

  2. Mutafian, C. Le royaume arménien de Cilicie, XIIe–XIVe siècle / Claude Mutafian. — Paris : CNRS Éditions, 1993. — 157 p.

  3. Mutafian, C. L’Arménie du Levant (XIe–XIVe siècles) / Claude Mutafian. — Paris : Les Belles Lettres, 2012. — 2 vol. (vol. 1 : 736 p. ; vol. 2 : 412 p.).

  4. Kurkjian, V. M. A History of Armenia. Chapter 31 [Электронный ресурс]. — New York : Armenian General Benevolent Union of America, 1958. — URL (дата обращения: 28.12.2025).

  5. Golubovich, G. Jean Dardel [Электронный ресурс] // The Catholic Encyclopedia. — New York : Robert Appleton Company, 1908. — Vol. 4. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  6. Robert, U. La chronique d’Arménie de Jean Dardel, évêque de Tortiboli / Ulysse Robert // Archives de l’Orient latin. — Paris : Ernest Leroux, 1884. — Vol. II. — P. 1–15.

  7. Behrens-Abouseif, D. The Captivity and Release of the Armenian King Leo V in Cairo: Diplomatic Gifts and Ransom in Mamluk Diplomacy [Электронный ресурс] / Doris Behrens-Abouseif // Mamlūk Studies Review. — 2023. — Vol. XXVI. — P. 55–69. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  8. Gilet, J. Une faction arménienne pro-mamelouke dans le royaume de Cilicie à la fin du XIVème siècle [Электронный ресурс] / Julien Gilet // Bilad al-Arman. — 2016. — 30 mars. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  9. Mutafian, C. Hét‘oum II, roi franciscain d’Arménie (1289–1307) [Электронный ресурс] / Claude Mutafian // Byzance et ses périphéries (Mondes grec, balkanique et musulman) / dir. Christophe Picard, Bernard Doumerc. — Toulouse : Presses universitaires du Midi, 2004. — P. 263–282. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  10. Saint-Denis — Tombeau du roi Léon V de Lusignan [Электронный ресурс] // Contacts arméniens (ACAM). — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  11. Les rois de Petite Arménie ou Cilicie [Электронный ресурс] // Les Lusignan et Mélusine. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  12. Léon V, dernier roi Lusignan d’Arménie [Электронный ресурс] // Les Lusignan et Mélusine. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

  13. – Карагёзян Г. Л. Авторский замысел «Хроники Армении» Жана Дарделя [Электронный ресурс] // Լրաբեր հասարակական գիտությունների = Herald of the Social Sciences = Вестник общественных наук. — 2018. — Т. 2, № 2. — С. 182–194. — Ереван : Изд-во НАН РА. — URL (дата обращения: 22.12.2025).

Источник обложки


Короли-пандухты. Эпилог
Жан Дардель: духовник последнего Киликийского короля