Певческая династия Лисициан. Часть II. Наследники «короля баритонов»

Музыкальную династию Павла Герасимовича Лисициана продолжили трое его детей: сын Рубен (тенор) и дочери Карина (меццо-сопрано) и Рузанна (сопрано). Ныне знаменитые музыканты, Рубен, Карина и Рузанна Лисициан преумножают богатейшие традиции камерного пения П.Г. Лисициана, выступившего в амплуа певца-режиссёра.
Камерно-концертное пение принципиально отличается от оперного иными задачами и эстетикой. Режиссёр К.С. Станиславский гениально сформулировал это главное различие: «Чтобы петь арии, надо быть актёром-певцом, чтобы петь романсы и камерный репертуар, надо быть режиссёром и певцом».
В камерно-концертном творчестве, как певцы-режиссёры, Рубен, Карина и Рузанна Лисициан вслед за Павлом Лисицианом проявляют широкую образованность, аналитический подход и высшую компетентность в вопросах стилей, отборе музыкальных произведений и подходе к их интерпретации в своем исполнительском творчестве. Как певцы-актёры, они добились высшего мастерства звукового воплощения своих замыслов.
Семейный квартет Лисициан — уникальное явление в отечественном профессиональном исполнительстве — сложился в 1971 году как единый коллектив ансамблевого музицирования. Первым произведением, исполненным квартетом Лисициан, стали сольные партии из «Реквиема» В.А. Моцарта. Певец и искусствовед Сергей Борисович Яковенко отмечал, что Павла Герасимовича, Рубена, Карину и Рузанну объединяли в квартете общие художественные принципы и эстетические взгляды, великолепный «тончайший художественный вкус, любовь к великому классическому наследию и мастерство стилистически точного, но не музейного, а живого, трепетного воплощения старой музыки». Яковенко был убеждён, что семейный квартет Лисициан стал ярким и уникальным примером ансамблевого музицирования в высшем проявлении этого исполнительского искусства «как единства художественных идей, замыслов в идеальном их звуковом воплощении». Главное условие их успеха заключалось в общности эстетических взглядов участников ансамбля, «едином подходе к технологическим, звуковым проблемам, в отточенном мастерстве каждого члена коллектива». Также по мнению Сергея Борисовича Павел Лисициан был основателем собственной музыкальной школы исполнительства, принципы которой нашли воплощение в ансамблевом музицировании участников квартета Лисициан:
«Квартет членов семьи Лисициан столь слитен и един, что невозможно усомниться не только в их творческой, но и духовной близости. Таким образом, авторитет и зрелое мастерство Лисициана, исполнителя и педагога, создателя квартета, блистательно проявилось и в тонком ансамблевом музицировании. Это были его последние записи».
В 2025 году близнецы Рубен и Рузанна Лисициан отметили 80-летний юбилей (родились 9 мая 1945 года в Москве), совпавший с празднованием Великой Победы.
Рубен Павлович Лисициан необычайно музыкально одарён. Музыкальное образование он получил в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Музыкальном училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, Российской академии музыки имени Гнесиных, Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Ещё в Центральной музыкальной школе Рубен учился по классу виолончели у маэстро М.Л. Ростроповича, а в Музыкальном училище имени М.М. Иполитова-Иванова — у выдающегося советского и российского виолончелиста и музыкального педагога В.А. Берлинского, а как певец Рубен учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) у своего отца, а затем у известных вокальных педагогов Д.И. Варшамова (сольное пение) и Н.Н. Делициевой (камерное пение).
Сначала Рубен Лисициан выступал в составе квартета семьи Лисициан под руководством отца как сольный исполнитель оперного и камерного вокального концертного репертуара, а затем в составе известного ансамбля старинной музыки «Мадригал» под руководством князя А.М. Волконского. Тогда Рубен Лисициан стал известен как солист-вокалист, виолончелист и флейтист, выступая вместе с сёстрами. В Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных Рубен занимался сценическим движением и этикетом у княгини Е.Г. Волконской. Сегодня Рубен Павлович Лисициан является солистом и вокальным консультантом Московской государственной академической филармонии.
Рубен Лисициан, как и его прославленный отец, стал лауреатом множества самых престижных международных конкурсов. В самом начале своего творческого пути, в 1969 году, он был удостоен Первой премии и золотой медали на V международном конкурсе им. Р. Шумана (Цвиккау, ГДР, 1969). Затем стал Лауреатом X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Берлин, 1973).
В 2015 году Рубен Лисициан стал победителем в номинации «Искусство педагога» на VII Международном конкурсе «Романтизм — истоки и горизонты» в городе Бар (Черногория) и одновременно Лауреатом в номинации «Методические чтения» на этом же конкурсе. В 2016 году он завоевал титул Лауреата в номинации «Композиция» на VIII Международном конкурсе «Романтизм — истоки и горизонты» в Москве.
Сейчас Рубен Павлович Лисициан — заведующий кафедрой академического пения Московского государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова. Кроме того, он руководит творческим коллективом этого Института «Оперная студия», а также является руководителем вокальной ассистентуры-стажировки института, готовя будущих солистов и преподавателей вокала для профессионального музыкального образования. Среди его учеников «Оперной студии» и ассистентуры очень многие стали победителями, лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов. Рубен Лисициан много раз избирался председателем жюри самых известных международных и всероссийских конкурсов, а также постоянно является председателем государственной аттестационной комиссии Московского государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Иполитова-Иванова, Российской академии музыки им. Гнесиных.
Рубен Лисициан постоянно гастролирует в странах Европы, США, Канаде, Израиле. Кроме того, он проводит мастер-классы в России, Европе. Он читает авторский курс лекций «Русская музыка» в Кёльнском университете. За выдающиеся заслуги в области вокального искусства, изучение и популяризацию немецкой музыкальной культуры был избран президентом Германо-российской культурно-образовательной академии Кёльна (Германия).
Рубен Лисициан активно занимается научно-педагогической, исследовательской и журналистской работой. Он — автор многих критических статей, исторического очерка, рецензий, эссе, учебных пособий, учебных программ. Как выдающийся музыкальный педагог, Рубен Павлович под влиянием отца создал научно-педагогическую дисциплину «Вокальная фонетика», а также стал автором-разработчиком ряда других научно-педагогических музыкальных дисциплин для высшего профессионального музыкального образования. Например, Рубен Лисициан — автор-составитель сборника вокализов для развития чувства стиля для подготовки певцов по специальности «Академическое пение» и автор книги «Этюды».
Рубен, Карина и Рузанна Лисициан обрели мировую известность как певцы. Однако наряду с пением они учились игре на инструментах: Рубен, как было сказано выше, учился по классу виолончели у М.Л. Ростроповича и В.М. Берлинского, Карина Лисициан обучалась игре на фортепиано, а Рузанна Лисициан занималась в классе арфы. Инструментальная подготовка дала музыкантам высочайший уровень профессионализма, например, великую эрудицию, феноменальную музыкальную память и умение без всяких затруднений читать незнакомые ранее сложные партитуры с листа.
Старшая сестра Карина Лисициан родилась 28 октября 1938 года. Не только Рубен, но и его сёстры начали певческую карьеру в 1965 году, работая в Московской государственной филармонии в семейном квартете Лисициан и в составе ансамбля старинной музыки «Мадригал». В 1973 году «Мадригал» прекратил существование, а Карина (колоратурное меццо-сопрано) и Рузанна (сопрано) с этого времени образовали знаменитый певческий дуэт. Творческое сотрудничество Карины и Рузанны Лисициан длилось более двадцати лет. В дуэтный репертуар входило более пятисот произведений разных эпох и стилей, все они исполнялись на языке оригинала. Дуэт завоевал любовь и почитание зрителей и стал знаменит не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Из-за серьёзной автомобильной аварии Карина была вынуждена прекратить выступления — дуэт сестёр на пике популярности завершил концертную деятельность. После аварии она полностью посвятила себя педагогике, преподавая в ГИТИСе на отделении музыкального театра. Рузанна также занялась преподаванием в Московском государственном институте имени Гнесиных, получив звание профессора. В разные годы Рузанна преподавала в Академии хорового искусства и училище имени Гнесиных. С 2002 года Карина работала на кафедре сольного пения Российской академии музыки имени Гнесиных, став профессором.
Обе сестры стали выдающимися вокальными педагогами. За заслуги в музыке Карина удостоена званий Заслуженной артистки России и Народной артистки Армении, Рузанна получила такие же звания и стала лауреатом престижных вокальных конкурсов, в том числе имени М.И. Глинки (1971) и в Хертогенбосе (1974, Нидерланды). Карина, Рубен и Рузанна Лисициан создали благотворительный фонд имени отца, занимающийся организацией мастер-классов, творческих семинаров и концертов.
В завершение можно уверенно сказать, что оперная, педагогическая и камерная деятельность представителей музыкальной династии Лисициан и Долухановой неразрывно связана с русской вокальной школой, основана на её лучших традициях и способствует их развитию. Павел Лисициан создал собственную школу bel canto, глубоко понимал природу вокала и считал красивые голоса национальным достоянием. Однако для него выразительность всегда была важнее внешней красоты звучания — артист стремился к гармоничному соединению музыки и речи, что является главным требованием русской вокальной школы. Эти же подходы полностью разделяли и его дети, достойно продолжившие традиции семьи.
Источники:
1. Маршкова Т., Рыбакова Л. Большой театр. Золотые голоса. — Москва: Родина, 2021;
2. Яковенко С.Б. Исполнительское искусство П.Г. Лисициана: автореф. дис. на соиск. учен. степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство / Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. — Москва, 1995. О — 23 с.;
3. Яковенко С. Волшебная Зара Долуханова. Творческая биография. Тайна интерпретации. Вокальная школа. Оценки современников. — Москва, 1996;
4. Яковенко С.Б. Павел Герасимович Лисициан в искусстве и жизни. — Москва, 2001.