Тонацар: краткая история новогоднего дерева

Тонацар: краткая история новогоднего дерева

Один из символов Нового года — ёлка. Зелёная, пушистая. Первую ель в Армении установили в 1937-м. Но история армянского праздничного дерева своими корнями уходит очень глубоко, и называется оно вовсе не ёлка.

«Кенац цар» — в переводе с армянского означает — «Древо жизни». Говорят, это самое дерево и заложило первый кирпичик в истории появления армянского новогоднего символа. 

Фото: свободные источники

Фото: свободные источники

Глубоко, там, где корни

Кенац цар ещё называют космическим и божественным деревом. Оно символизировало и соединяло между собой подземный, земной и божественные миры. Считалось, что его корни уходят в подземное царство, само оно находится на земле, а ветви стремятся ввысь, в небеса. 

Древо жизни занимало центральное место не только в жизни древних армян, но и египтян, шумеров, аккадов, славян. В Библии есть упоминание о древе вечной жизни. 

Изображения древа жизни в разных культурах мира: урартийской, шумеро-аккадской, вавилонской, древнеегипетской и древнеиндийской. Иллюстрации: свободные источники


«И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и Древо то отменно благовонием своим несказуемым» (2 Енох,5)


В разных религиях и культурах Древо жизни называют по-разному: казахи — Байтерек, чуваши — Киремет, в скандинавской мифологии — Иггдрасиль. Названия разные и легенды тоже, но функциональность одна — связь человека с высшими силами. Древо жизни — символ бесконечности.


Альбрехт Дюрер, гравюра «Адам и Ева» — на заднем плане угадывается образ рая и древа жизни в библейском понимании. Иллюстрация: свободные источники

Альбрехт Дюрер, гравюра «Адам и Ева» — на заднем плане угадывается образ рая и древа жизни в библейском понимании. Иллюстрация: свободные источники

Рассказывает кандидат исторических наук, этнограф Карине Базеян: 

«Представления о Кенац царе пришли к человеку ровно тогда, когда он стал познавать природу. Ведь тогда, в эпицентре внимания человека был растительный мир и только потом мы стали заниматься скотоводством. Вообще практически каждый народ связывает Древо жизни с Богиней-матерью (главным женским божеством). У них, кстати, много общего. Ведь это самое Дерево иногда на изображениях появляется в человеческом обличье: либо руки плавно переходят в ветви, либо ветви растут из боков. В армянской мифологии также. Встречаются женщины, в руках которых изображено Древо жизни».


Кенац цар — эпицентр вселенной 

Интересно, что изображение Кенац цара у армян встречается как на предметах быта, так и на украшениях. Армянское Древо жизни практически всегда изображали с птицами и животными. Его считали тем самым основанием, вокруг которого разворачивалась жизнь. Армянское дерево также связывают с супружеской парой. 

Мотивы Древа жизни в вышивке, ковроткачестве и декоративно-прикладном искусстве армян. Иллюстрации: свободные источники


Рассказывает кандидат исторических наук, этнограф Карине Базеян: 

«Откуда появляется жизнь? Её дает именно пара. Поэтому, если на дереве изображают птиц, то обычно парами. Друг напротив друга. Либо это животные и тоже парами. Кенац цар — это не конкретное дерево, это — символ жизни. Это может быть любое дерево — липа, дуб, сосна».


Интересно, что в Армении в качестве Древа жизни воспринималось гранатовое и абрикосовое деревья. Последнему уделялось особое внимание. Ведь слово «ծիրան» («циран» — абрикос) значит космический плод. Именно поэтому абрикосовое дерево получило едва ли не королевский статус в Армении. 


«Циранал» («ծիրանալ») в переводе с армянского значит — «короноваться».

Иллюстрация: Севада Григорян

Иллюстрация: Севада Григорян


Более чёткое понимание места Кенац цара в структуре древнего мира появляется уже на урартийских фресках, на которых изображены шествующие жрецы, поклоняющиеся Древу жизни. С каждой эпохой образ Кенац цара видоизменялся — добавлялись и убавлялись узоры. 


Рассказывает кандидат исторических наук, этнограф Карине Базеян: 

«У нас очень много изображений Кенац цара в миниатюрах, на коврах, на глиняных кувшинах, есть различные вышивки разных периодов. Очень часто его использовали на женской одежде, в качестве символа плодородия. Древо жизни также использовали на свадьбах. И сегодня можно увидеть, когда жених держит дерево — его у нас называют «песаи цар» («дерево жениха»). Считается, что это дерево ложится в основу новой крепкой семьи — то есть станет корневой системой этого дома».  


Этнографические образы Тонацар. Иллюстрации: свободные источники

Древо жизни — прообраз новогоднего дерева

Тонацар — так спустя века стали называть армянское новогоднее дерево. 

В старину толстую масличную ветвь вставляли в сладкий пирог и использовали для ритуалов колядок. Эту ветвь украшали орехами, сухофруктами, различными поделками. После несли в церковь, освящали и приносили домой. 

Интересно, что Тонацар мастерили на кресте, который символизировал четыре стороны света. 

Большой вклад в воссоздание и обновление образа Тонацара и Кенац цара внесла известная художница, коллекционер, писательница, заслуженный деятель культуры Армении Лусик Агулеци. Ее не стало в 2018 году, но наследие этой гениальной художницы настолько велико, что сегодня её дети продолжают начатое дело и с удовольствием рассказывают о новогоднем армянском дереве. 


У Гаяне Самвелян есть все виды новогоднего дерева. Есть невысокое из снопов пшеницы, а есть и большое из веток облепихового дерева.

«Это дерево нас всегда объединяло под Новый год. Чтобы его украсить, мы использовали символичные предметы. Очень важно на дерево вешать кукол мужского и женского пола, зерна, гранаты, которые символизируют семью. Можно повесить и мешочки для того, чтобы год был обильным». 


Рядом с Кенац царом должно обязательно стоять ещё одно дерево, маленькое. Его называют Чатал. На котором, каждый из членов семьи должен зажечь свечу. Чтобы все заветные желания обязательно исполнились. 

Конечно, в наши дни армяне все больше наряжают обычную зелёную ель. Но многие стараются сохранить и передать подрастающему поколению всю сакральность и все красивые национальные традиции, связанные с Древом жизни. 

Журналист Ани Гнуни (Ереван) специально для Армянского музея Москвы.

Обложка: © Ани Гнуни

 

Тонацар: краткая история новогоднего дерева