Знание как путь: жизнь Мхитара Себастаци

Знание как путь: жизнь Мхитара Себастаци

Мхитар Себастаци — языковед и богослов, автор ценнейших для армянской культуры книг, основатель знаменитого ордена мхитаристов. На рубеже XVII–XVIII веков, когда Армения, разделенная между Персией и Османской империей, испытывала упадок в духовной и научной сферах, личность Мхитара Себастаци, активного просветителя, была необходима. Себастаци возродил армянский язык, начал реформаторское движение и проложил дорогу к европеизации в особенно трудный для страны период.

Источник: wiki2.org

Мхитар Себастаци родился в 1676 году в Севастии (территория современной Турции), при рождении наречен Мануком. Поступил в монастырь Сурб Ншан (Святого Знамения), стремление к знанию сделали из 15-летнего Манука саркавага (диакона) под именем Мхитар (Утешитель). Полный надежд на духовный рост в Эчмиадзине, городе в Армавирской области, который считали центром цивилизации, юный саркаваг отправился туда. Однако грезы об обители, где царит знание, вера и культура не оправдались.

Монастырь Святого Знамения Себастии
Источник: wikipedia.org

Тогда Манук начал свое длинное путешествие, полтора года бродил с места на место, зарабатывал на жизнь преподаванием, пока однажды не встретил европейского миссионера и армянского путешественника. Рассказы о западном мире, так похожего на надежды будущего просветителя, заинтересовали и увлекли Себастаци. Прекратив скитания, Мхитар вернулся в Сивас и посвятил себя внимательному чтению армянских, сирийских и греческих богословов. В родном городе был рукоположен в сан священника в 1696 году, получил церковную ученую степень вардапета в 1699 году.

Для реформы армянской религиозной и культурной жизни Себастаци создал программу, которая называлась «Просвещение армянской нации». Чтобы ее осуществить Мхитар Себастаци отправился в Константинополь проповедовать. К 1701 году вокруг него образовалась монашеская община. Их целью было объединение религиозных задач с просветительской деятельностью. По ряду причин Мхитар и ученики не смогли в полной мере осуществить свои цели в Константинополе. Под покровительством посла Венеции Лоренцо Соранцо армянские духовные лидеры покинули город и некоторое время жили в Метоне.

Мхитар познакомился с представителями власти Венеции: князем Мореа Анджело Эмоном, общим командующим Себастьяносом Мочениго, архиепископом Карминини, другом союза Антоном Наном. Позднее они, хорошо знавшие Мхитара и единство, способствовали их просветительской деятельности.

К сожалению, в Метоне Мхитару Себастаци осуществить план по созданию типографии и начать издательскую деятельность не удалось. Но благодаря его усилиям, это случилось позднее, на острове Св. Лазаря. Однако метонский период в деятельности Себастаци не стоит недооценивать. Биограф Мхитара Оганес Торосян описывает его так:

«Это были годы литературных исканий и их зарождения».

Спустя несколько лет, после настойчивых просьб и хлопот, Себастаци и его последователям удалось получить от Сената Венецианской республики разрешение поселиться на острове Св. Лазаря в Венеции, а вместе с тем просторное место для постройки монастыря и церкви. Так мхитаристы сделали Венецию символом слияния двух цивилизаций: армянской и европейской. Служение высоким идеалам просвещения и знания сохранялось и поддерживалось последователями заповедей Мхитара Себастаци на протяжении 300 лет. По некоторым источникам, до начала ХХ века общий объем армянского книгопечатания составлял более 3500 томов, авторами же около 2000 томов являлись мхитаристы. Но издательством книг деятельность ордена не ограничивалась.

Остров святого Лазаря
Источник: wikipedia.org

Мхитаристы создали несколько просветительских центров, учебных заведений. О Мхитаре Себастаци и его последователях знали многие. Наполеон Бонапарт в 1810 году назвал Мхитаристское братство «академией наук», передовым и научным просветительским центром Европы. В разное время там учились представители разных национальностей, известные личности. Например, Джордж Гордон Байрон, Генрих Питерман, Генрих Хюбшман, Виктор Гюго, Стендаль, Антуан Мейе, Фридрих Фейди.

Сам Мхитар Себастаци прожил в Сан-Ладзаро-дельи-Армени около 30 лет. Работал над литературными трудами и занимался печатным делом. Успел создать множество основополагающих для армянской книжной культуры книг: «Комментарий к Евангелию от святого Матфея», «Комментарий к Екклесиасту», «Армянская грамматика», «Армянская грамматика вульгарного языка», «Армянский словарь», «Армянский катехизис», как на литературном, так и на вульгарном языках; «Поэма о Пресвятой Деве», «Армянская Библия». Себастаци — автор грамматик древнего (грабара) и современного (ашхарабара) армянского языка, толкового (трёхтомного) словаря армянского языка, содержавшего 79 000 строк и раздел собственных имён..

Мхитар Себастаци скончался в 1749 году, оставив в наследство миру книги и последователей, продолживших его дело с достоинством и успехом.

Источники: newadvent.org, vstrokax-net.allinnet.info

Мирзоян Л.А. Мотивы создания братства Мхитаристов и некоторые вопросы образования
Изображение на обложке:
dzen.ru

Знание как путь: жизнь Мхитара Себастаци