Тема материнства в творчестве художника Ашота Мелконяна 

Тема материнства в творчестве художника Ашота Мелконяна 

В мировой культуре женщина — источник вдохновения, муза. С древних матриархальных времен образ женщины был в основе культа — плодородия, любви, дома. Женский божественный образ воспринимался предками в первобытном искусстве как пещера, колодец, фонтан, сосуд или таинственное существо, которое сохраняет и питает эту жизнь. Итак, женщина наделена нежностью, безусловной любовью, а также переменчивым настроением. А каков образ женщины, матери в современном армянском искусстве? Ответ нашла в творчестве художника Ашота Мелконяна искусствовед Марианна Манучарян, исследовав созданный им цикл картин о материнстве.

Ашот Мелконян. Автопортрет. Иллюстрация из открытых источников

Ашот Мелконян. Автопортрет. Иллюстрация из открытых источников

Давайте отвлечёмся от божественного женского образа, спустимся на землю и обратимся к обычной женщине, ведь только так мы увидим какая она. Слабая и открытая, когда речь идёт об отношениях с сильным полом. И невероятно сильная, когда нужно защитить, например, своего ребенка. 

Сложная, противоречивая и непредсказуемая, женщина была, есть и остается символом вечной жизни. Мужчина видит в женщине смысл своей любви и цель в борьбе за продолжение бытия.

Тайна женщины побуждает человечество искать разгадку в её красоте на протяжении всей истории мира. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый, конечно, открывал по-своему. И всё-таки главными и неизменными в этом поиске оставались ключи: идеал материнства, священные узы любви и связь между матерью и ребенком.

Самое дорогое у каждого человека связано с мамой. Земля, родина, природа, красота, любовь — каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век единство матери и ребенка неразрывно — тому свидетельство живопись художников разных народов.

Армянские художники тоже часто обращались к  теме материнства. Не остался равнодушным и Ашот Мелконян — художник с богатым и тонко устроенным внутренним миром. Мелконян прошёл сложный творческий путь, но при создании почти каждой из своих картин, он неизменно обращался к теме материнства, к женщине, несущей в себе божественную благодать.

Реалистично-объективное мышление Мелконяна позволило ему создавать работы в самых разных жанрах. Будучи современным художником, что отражалось в выборе средств выражения, Мелконян всё-таки выделялся из профессиональной среды братьев по кисти своим неповторимым стилем. Он обладал умением восхищаться красотой жизни, людей, природы и весь свой восторг излил в живописи. 

Мелконян отмечал, что в своих работах хотел выразить мир человеческой мечты, разнообразие психологических состояний современников, передать настроения своих героев, раскрыть бездонный внутренний мир человека. Его работы отличаются простотой и ясностью композиции, целостностью выражения цвета.

В центре внимания работ Мелконяна — человек, близкий природе и традициям, но в то же время обращенный в будущее, к новому миру. Художник стремится не столько к сложной психологической интерпретации персонажей, сколько к передаче основных черт их духовного мира. Все эти приёмы нашли органичное обобщение в картинах Мелконяна, посвященных материнству. Но автор не называл их «материнство» или «мать с ребенком», а дал картинам названия, характеризующие состояние человека и природы —  «Любовь», «Ожидание» и «Отдых».

 «Любовь», 1962 г. Из собрания Национальной галереи Армении || Источник: страница Facebook А. Мелконяна

 «Любовь», 1962 г. Из собрания Национальной галереи Армении || Источник: страница Facebook А. Мелконяна

В картине «Любовь» художник гармонично соединил мать и дитя с аллегорией матери-природы. Женщина изображена на фоне природы, недалеко от только что посаженного дерева. Мать показана привставшей на колени. Одной рукой она закрывает часть лица своего ребёнка. Сын как бы выглядывает из-за материнской руки как из-за дерева. Композиция выстроена так, что мать сама кажется частью дерева. У верхней границы полотна — теплая пейзажная сцена. Это молодой город-стройка, который, как и только что посаженное дерево, и находящаяся в центре картины женщина, и её ребёнок, символизирует новую жизнь и надежду на светлое будущее.

«Мать с ребенком: отдых», 1971 г. Из собрания Третьяковской галереи || Источник: страница Facebook Ашота Мелконяна

«Мать с ребенком: отдых», 1971 г. Из собрания Третьяковской галереи || Источник: страница Facebook Ашота Мелконяна

Произведение «Отдых» наполнено самыми искренними и тёплыми чувствами. Поза женщины, сочетание рук, лица, шеи и полуголых ног, оттеняемых тёмно-синим платьем — всё это исполнено гармонии. На заднем плане открывается вид на новые городские постройки. Призрачные облака поднимаются над домами. Летняя жара окутала все вокруг, и в этом нереальном мареве мирный, сияющий образ женщины, обнимающей своего спящего обнаженного младенца, передает безграничную любовь и тепло, исходящее из глубины сердца матери. 

«Ожидание», 1975 г. || Источник: страница Facebook Ашота Мелконяна

«Ожидание», 1975 г. || Источник: страница Facebook Ашота Мелконяна

Картина «Ожидание» окутана светлой грустью. Работа дышит любовью, надеждой и верой, но и наполнена сильным предчувствием. Глядя на полотно, зрителя окутывает тайна ожидания. Мать, держащая ребенка, стоит к зрителю спиной и смотрит на фотографию молодого солдата, висящую на стене. Атмосфера неопределённости, кажется, мгновенно исчезает под воздействием света, проникающего через окно. Благодаря уникальному сочетанию света и тени наблюдается невидимая и загадочная борьба света и тьмы, что превращает комнату на картинке в «святилище», где молодая женщина молится о возвращении своего любимого. Свет же становится залогом надежды любящей женщины, а цветы на подоконнике ассоциируются с её ребенком, так как принято говорить, что «дети — это цветы жизни».

«Весна», 1983 г. Из собрания Национальной галереи Армении || Источник: страница Facebook А. Мелконяна

«Весна», 1983 г. Из собрания Национальной галереи Армении || Источник: страница Facebook А. Мелконяна

Картина «Весна» являет гармоничное сочетание образа матери и образа природы. Молодая женщина прижимает к себе ребенка. От полотна веет простотой и уютом сельской жизни. Небо — голубое, деревья — цветущие. Сцена проникнута настроением спокойствия, домовитости и уюта. Однако в тонких чертах лица и глазах молодой женщины скрывается легкая благородная усталость. Но безграничная любовь, исходящая от героини картины, покрывает этот момент утомления. Видно, что тёплое чувство, которое она испытывает к ребенку, заставляет её забыть обо всем на свете и помогает наслаждаться материнством.

Матери, которых изображал Мелконян, — нежные и хрупкие. Однако автору удалось передать в их позе и взгляде почти сверхъестественную силу, с помощью которой они способны преодолеть препятствия ради детей и семьи. Уверенность матерей сливается с бесконечной нежностью. Кротость исходит из материнских глаз и все эти чувства передаются детям. Душевное равновесие и гармонию транслируют героини Мелконяна.

Работы художника объединяет одна общая важная мысль: будущее поколений в руках матерей. Молодые мамы на его полотнах не смотрят на зрителя, всё их внимание сосредоточено на ребенке. Исследователи называли Мелконяна поэтическим художником, но материнский цикл убеждает нас в том, что он был художником-реалистом, для которого поэзия была лишь источником вдохновения, инструментом для придания лирического настроения реалистическим изображениям. 

Марианна Манучарян, исполняющий обязанности директора музея С. Параджанова в Ереване специально для Армянского музея Москвы  

В оформлении обложки использована работа Ашота Мелконяна «Весна»

Тема материнства в творчестве художника Ашота Мелконяна