Рождественский пост — от Барекендана до Чрагалуйса

 Рождественский пост — от Барекендана до Чрагалуйса

«Рождественский пост — это период очищения. И физического, и, в первую очередь, духовного. Вообще, пост — это переосмысление: себя, своего поведения, мышления, ценностей. Пост — это, если хотите, своего рода самокопание, жёсткое исследование, безо всяких поблажек. И, разумеется, это прощение — ибо, как сказал Господь, „как могу простить вам ваши грехи, если вы не прощаете грехи своих ближних?“. Словом, пост — это откровение, это честный разговор с Богом и с самим собой!» — так началась предрождественская беседа корреспондента Армянского музея Москвы Рубена Пашиняна с одним из самых известных, любимых и уважаемых в Армении священнослужителей — настоятелем церкви Сурб Катогике Котайкской епархии в Джрвеже священником Кюрегом Таляном.

Священник Кюрег Талян. Фото © Рубен Пашинян

Священник Кюрег Талян. Фото © Рубен Пашинян

Рубен Пашинян: Отец Кюрег, в чём духовный и психологический смысл поста? И почему, когда мы говорим о посте, то всегда подразумеваем какое-то внутреннее преображение человека?

Кюрег Талян: Начало Рождественского поста для христианина — это вход в некую «дверь», начало короткого, но очень важного для него пути. Это первый этап — перед очищением и отпущением грехов от священнослужителя. Понятно, что люди живут мирской жизнью, и никто не требует от человека полного аскетизма, отречения от работы — монашеской самоотдачи. Нет, как раз необходимо продолжать жить обычной жизнью, за исключением, разумеется, воздержания в пище. И именно находясь в этом, привычном пространстве, поднявшись над собой, над окружающей действительностью, взглянуть на всё по-новому, попытаться хоть что-то изменить в себе, покаяться — и перед Богом, и перед самим собой.  

Р.П.: Отец Кюрег, в чём основные отличия рождественского поста в Армении? 

К.Т.: Армянская апостольская церковь осталась верна всем древним традициям. В то время как в 336 году, дабы отвлечь внимание от языческих праздников, Рим переносит празднование Рождества Христова на 25 декабря, мы остаёмся при своих устоях и до сих пор празднуем Рождество и Крещение Христово 6 января. Потом уже по новому стилю в России дата перейдет на 7 января. 

Дальше — больше привнесений. В 1166 году, по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга (время правления императора Мануила) Рождественский пост стал сорокадневным. Армянская апостольская церковь [ААЦ. — Прим. ред.], как одна из древнейших христианских церквей мира, не изменила своих устоев. Предрождественский пост у армян изначально был 50-дневным: он начинался за 50 дней до Рождества Христова, но ныне соблюдаются постными лишь первая неделя, четвертая (Св. Акопа) и седьмая, последняя — мы и называем её сегодня Рождественским постом. Начало всех этих постных недель знаменует масленица — по-армянски «Барекендан», что означает «благая жизнь». 

Р.П.: Итак, 29 декабря ААЦ отметила Барекендан Рождественского поста. Что будет дальше?

К.Т.: С 30 декабря начнется Рождественский пост, который закончится Чрагаруйсом (Рождественским Сочельником). По канонам нашей церкви в день можно служить только одну Литургию, а поскольку в 2020 году 5 января выпадает на воскресенье, то воскресная утренняя Литургия вместе с Рождественской, как бы слившись воедино, будут проведены, вечером. А это значит, что армяне смогут и выйти из поста и причаститься, обратившись друг к другу: «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!».

Р.П.: Как нужно вести себя в дни поста?

К.Т.: В дни поста необходимо, как вы знаете, воздержаться от излишеств — это телесный пост. Употреблять продукты нужно исключительно растительного происхождения. Ну а женатым людям, разумеется, лучше воздержаться от супружеской близости.

На фото: священник Кюрег Талян © Рубен Пашинян

Р.П.: Если говорить о «прикладном» смысле Рождественского поста — в общем-то, помимо всего прочего, он позволяет избежать обильных возлияний в ту же новогоднюю ночь и откровенного переедания, не так ли? 

К.Т.: Пост — это своего рода баня для души. Ведь поддаться соблазну чревоугодия может и постящийся. Если я съел кусочек мяса, то я нарушил пост, а если слопал гору вареного картофеля, то нет? Человек должен быть честен и строг к себе в эти дни. 

Р.П.: А как насчёт поста эмоционального?

К.Т.: Это важный вопрос. Стоит избегать уныния и чрезмерной серьёзности. Никто не требует от человека, чтобы он сидел с «постным лицом». Наоборот, вспомним слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6,16). Постящийся, живущий мирской жизнью человек отмечает Новый год так же, как и все. Ужель, чтобы радоваться приходу Нового года необходимы алкоголь и еда в больших количествах? Ужель, чтобы радоваться, не достаточно того, что дано свыше? Вот об этом и не только стоит задуматься в эти дни. 

Р.П.: А как быть тем, кто не может поститься — по личным причинам?

К.Т.: И ещё хочется добавить, что отказ от той или иной пищи не должен быть самоцелью. Разумеется, есть немало причин, по которым некоторые люди не могут соблюдать телесный пост, например, по болезни или человек пребывает в весьма преклонном возрасте. Никто не требует от человека совершать насилие над своим естеством и нарушать предписания врачей. Об этом же я говорю и прихожанам на утренней воскресной Литургии, на которую, как вы знаете, надо приходить после вечернего поста, дабы, покаявшись в конце, причаститься. Ну а если вы болеете и необходимо принять лекарство, разумеется, надо это делать. Цель поста — не в насилии над собой, а в самоочищении, покаянии! 

Р.П.: Отец Кюрег, но ведь, согласитесь, многие постники — как в Рождественский пост, так и Великий — увы, воспринимают всё это как своего рода диету. И до того, что вы говорите, дело не доходит… 

К.Т.: К сожалению, вы правы… Необходимы проповедовать, объяснять — неустанно. Ведь что происходит: человек крестится и с этого дня считает себя христианином. А что это такое и какая это ответственность, не понимает, не знает. Почему? Да потому что в большинстве случаев ему никто этого толком не объясняет. В итоге человек духовно нищает: продолжая механически исполнять принятые ритуалы, все больше и больше на самом деле отдаляется от Бога. Грош цена дереву, которое не дает плодов. Пост — это надежда, это возможность дарованная свыше «дереву» начать вновь плодоносить! 

Р.П.: Как помочь этому «дереву» плодоносить?

К.Т.: Я думаю, в первую очередь, исцеление должно начаться через христианское воспитание. Ведь сама проблема глобальна: воспитание начинается с семьи, продолжается в школе и далее человек сам себя воспитывает всю жизнь. Это проблема не только церковнослужителей, но и всего нашего общества. Современный человек привык ассоциировать церковь исключительно со священнослужителями. Но это ведь не так — в действительности церковь есть собор людей крещеных. Как будет по-армянски «церковь»? Екехеци — дословно переводится как «приди и будь». Вот и всё! На самом ничего сложного: просто приди и будь. Собой. Во Христе!

Издатель, писатель, драматург, главный редактор журнала «Армения туристическая» Рубен Пашинян специально для Армянского музея Москвы.

Фото обложки: © Рубен Пашинян

Рождественский пост — от Барекендана до Чрагалуйса