Озджан Альпер: сквозь объектив кинокамеры к сохранению культуры амшенских армян

Озджан Альпер: сквозь объектив кинокамеры к сохранению культуры амшенских армян

Вопрос сохранения армянской культурной идентичности остается актуальным и является предметом широких обсуждений. События в мире стимулируют создание новых произведений и исследований, посвященных армянской культуре и искусству. Сегодняшний материал посвящен творчеству турецкого режиссера армянского происхождения Озджана Альпера. Своими фильмами он стремится сохранить культуру субэтнических групп армян.

Озджан Альпер родился в 1975 году в семье амшенских армян в турецком городе Хопа (провинции Артвин), на границе с Грузией. Сначала Альпер окончил гимназию Трабзона, а после поступил в Стамбульский университет на факультет естественных наук. Однако его увлечение физикой оказалось недолгим. В 1996 году он перевелся на филологический факультет того же университета. В 2003 окончил учебу и нашел работу, этот этап стал решающим  в его жизни.

Уже в 2000-е Альпер начинает работать в киноиндустрии и наблюдать за процессом съемок. Он становится помощником турецкого режиссера Ешима Устаоглу. Благодаря наблюдениям Альпер формирует не только мнение о создании художественных образов, но и о способе коммуникации посредством образов, музыки, атмосферы в фильмах. Параллельно с этим он начинает заниматься этнографическими вопросами, традициями и языком амшенских армян.

Источник: t24.com.tr

«Моми»

Дебютный короткометражный фильм Альпера «Моми» снят полностью на амшенском диалекте западноармянского языка. Короткометражка «Моми» — краткая зарисовка на тему жизни амшенских армян в провинции Артвин, откуда родом сам режиссер. И, кроме того, сама идея создания такого фильма является попыткой сохранения малоизвестной культуры и диалекта амшенских армян из Турции.

Персонажи фильма живут обычной жизнью, выстраивают быт, поют песни, но своеобразный диалект и ряд коммуникативных деталей индивидуализируют их на фоне других представителей армянской диаспоры. Это заметно, даже если этот диалект вам не понятен. Значим, помимо прочего, образ лошадей, который Альпер часто использует и в других своих работах. Многие размышления автора о судьбе армянского народа связаны с этим образом, символизирующим свободу и самовыражение. В Турции режиссер был осужден за создание короткометражки.

«Осень»

Среди множества интересных работ Озджана Альпера, можно выделить драму 2008 года «Осень», отмеченную множеством премий и наград. В центре повествования — Юсуф,будучи студентом в 1997 году он попадает в тюрьму по политическим причинам. Герой участвовал в митингах и пытался как-то изменить ситуацию вокруг. После возвращения из тюрьмы персонаж оказывается тяжело болен и разочарован во всем. Пока Юсуф находился в заключении, умер его отец, а сестра вышла замуж и переехала из деревни. Дома героя  ждет только пожилая мама, а из единомышленников — друг. 

Знакомство с женщиной по имени Эка становится для него единственной мотивацией к жизни. А для нее — попыткой изменить жизнь полностью. Двум дорогам не суждено сойтись, Юсуф и Эка — два разных мира. Попытки героев быть вместе остаются безуспешными. Весь трагизм картины ярко передают пейзажи фильма. Море, дождь в горах и природа вокруг отражают атмосферу безысходности вокруг персонажей. Разочарование и боль от утрат дополняет музыка. Амшенская волынка становится саундтреком к этой истории о безысходности и разбитых мечтах главных героев. Альпер удивительным образом вплетает в сюжет пейзажи и амшенскую музыку. 

«Будущее длится вечно» 

Еще один запоминающийся фильм Озджана Альпера, снятый в 2011 году «Будущее длится вечно» . Жанрово фильм находится на стыке  артхаусного кино, road movie и драмы. Главная героиня фильма — амшенская армянка Сюмру, которая занимается поисками материалов для диссертации на тему фольклора. Она путешествует по востоку Турции и записывает печальные народные песни. 

Сюмру приезжает в исторически значимый город Диярбакыр. По преданию, он был построен Тиграном Вторым. Позднее, город был центром пыток для миллионов людей, как и ряд других мест. Но постепенно, слушая рассказы своих респондентов об убийствах и пытках, она и ее друг погружаются в атмосферу ужасов этнических конфликтов прошлого. 

В фильме повествуется о турецко-курдском конфликте, вскользь затрагивается армянский вопрос, на эту тему рискованно говорить в Турции. И снова Альпер не изменяет своему тонкому, почти ювелирному символизму. Лошади, бегущие по бескрайним, но уже будто бы неживым и сухим полям, города и люди с печатью невосполнимой утраты. И много прекрасной музыки, заставляющей нас поразмышлять вместе с главной героиней о будущем армянского народа и судьбах людей, веками стремившихся к свободе.

«Воспоминания ветра»

Разумеется, стоит отметить резонансную историческую драму режиссера, снятую в 2015 году. Фильм «Воспоминания ветра», впервые показали на кинофестивале в Монреале, картина с новой силой раскрыла талант режиссера. Это история Арама, армянского поэта и журналиста из Турции, который вынужден уехать ради сохранения собственной жизни в Советский союз. Оппозиционному журналисту помогает друг Михаил, он собирается сделать ему документы для выезда. Случается неожиданное: Арам влюбляется в жену Михаила. Трагедия историческая становится трагедией личной. Выбор оказывается сложным, но неизбежным.

На премьере фильма режиссер пожелал, чтобы отныне снимали фильмы не о ссыльных, геноцидах, а о красивых днях, пережитых человечеством. Его экранные истории философски и красиво повествуют о том, что даже если все потеряно, не нужно останавливаться. Ведь то, что сегодня кажется концом, завтра может стать новым началом. Нужно продолжать жить, не забывая уроки прошлого. Важно не забывать о своих корнях, это основа для будущего. 

Каждый персонаж Альпера заставляет поразмышлять о судьбах людей и традициях западных армян. Музыка и изобразительные средства в фильмах режиссера всегда напоминают о происхождении Альпера. Автор фильмов показывает зрителям культуру армян. Сюжеты Альпера актуальны в Турции и других странах.

Интересно, что в семье Озджана Альпера два режиссера: он и его жена Лусин Динк. Лусин — племянница знаменитого армянского журналиста Гранта Динка, убитого в 2007 году националистом.  Озджан с женой снимают и продюссируют фильмы, которые можно назвать не просто красивой картинкой, а настоящими шедеврами с глубоким смыслом.

Талант и средства повествования Альпера позволяют зрителям увидеть культуру западных армян. Режиссер затрагивает вопросы важные для общества и популяризирует самобытность армян. В работах Альпера нет спекуляций или политики, есть факты, персонажи и традиции. Ценны его фильмы не только из-за армянской темы, а из-за тонких и философских изобразительных средств. Остается надеяться, что армянских режиссеров, завораживающе повествующих о серьезном, станет еще больше.

Карина Айрапетова
На обложке: кадр из фильма «Будущее длится вечно»

Озджан Альпер: сквозь объектив кинокамеры к сохранению культуры амшенских армян