Фотограф Гагик Арутюнян: в тени времени, в свете вечности

Фотограф Гагик Арутюнян: в тени времени, в свете вечности

Гагик Арутюнян (1946-2021) считается одним из основоположников армянской художественной фотографии. Его снимки — глубокий и пронзительный рассказ о людях в контексте эпохи. Работы Арутюняна стали своего рода фотолетописью жизни Армении в 1970-1990-е годы.

Гагик Арутюнович Арутюнян родился в 1946 году в Ереване. В 1965 году он окончил Ереванский машиностроительный техникум по специальности «Технология холодной обработки металлов» и до 1971 года работал станочником и инженером на ереванских заводах.

 

Гагик Арутюнян. Источник

 

Арутюнян, как и многие фотографы советского периода, был самоучкой. Он вдохновлялся работами чешских и польских мастеров из зарубежных журналов. Фотоаппарат, подаренный отцом, стал его инструментом познания мира. Уже в 1965 году, параллельно с работой на производстве, Арутюнян начал заниматься фотографией, а в 1968 году возглавил фотогруппу Республиканской станции юных техников.

 

Ереван, Армянская ССР. В кружке авиамоделизма Республиканской станции юных техников. Фото Гагика Арутюняна, 1974 год. Источник

 

С 1971 по 1974 год он работал фотокорреспондентом газеты «Комсомолец», а с 1976 по 1989 год – в АОКС (Армянском обществе культурных связей). Благодаря этой работе он побывал в командировках во многих странах Европы и Африки: Дании, Франции, Греции, Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Гвинее, Сенегале и других.

Он признавался, что, где бы он ни был, его всегда интересовали люди, их судьбы, радости и горести — общие, как он убедился, для всех, вне зависимости от национальности, культуры и страны проживания:

Я увидел, что люди везде одинаковы

Его снимки экспонировались в Доме журналистов Армении и АОКС, а фоторепортажи были опубликованы во многих крупных армянских изданиях, таких как «Советская Армения», «Айастанн Айсор» и «Гарун». Арутюнян был одним из немногих армянских фотографов, кому удалось провести персональные выставки художественной фотографии в Ереване.


Выставки Гагика Арутюняна

1977 — «Армения, земля и люди», АОКС, Ереван;

1978 — «Привет, Дания», АОКС, Ереван;

1979 — «Франция», АОКС, Ереван;

1980 — «Армения, земля и люди», Дом журналистов Армении, Ереван;

1981 — Персональная выставка, Будапешт, Дьёр, Венгрия;

1983 — Персональная выставка, Конакри, Гвинея;

1983 — «Гагик Арутюнян», Фотогалерея Nei Liicht, Люксембург;

1984 — «Африка», Армянский дом журналистов, Ереван;

1989 — «Бельгия», АОКС, Ереван;

2000 — «Карабах», Форум имени Льва Копелева, Кёльн, Германия;

2017 — «Тени времени», Союз художников Армении, Ереван.

2020 — «Бесконечное возвращение: фотосерия Гагика Арутюняна «Карабах», Национальный центр эстетики, Ереван.


Одной из излюбленных тем Гагика Арутюняна в 1970-80-е годы стала армянская деревня.

 

Его фотографии этого периода, на первый взгляд идиллические и пасторальные, на самом деле фиксируют уходящий уклад жизни, более простой, гармоничный и естественный. За внешним романтизмом скрываются тонкий психологизм и попытка уловить сакральную связь человека с природой. Чёрно-белая техника позволяет отсечь всё лишнее и сосредоточить внимание зрителя на том важном, ради чего был сделан снимок.

 

Гагик Арутюнян. «Супруги», из серии «Сельские зарисовки», 1985. Источник

 

Как мастер документальной фотографии, Арутюнян отличается глубоким вовлечением, пониманием и сочувствием к своим героям. Хрупкая поэзия его фотографий эмоционально и образно погружает зрителя в их мир.

 

Арутюнян умышленно дистанцировался от политики, но, как проницательный соглядатай мира, не смог не обратиться к теме исторических и социальных преобразований.

Часто документируя последствия событий, таких как землетрясение 1988 года или война в Нагорном Карабахе, он стремился запечатлеть более глубокие истины о течении времени, исследуя детали.

 

Гагик Арутюнян. «Очередь за хлебом», «Вдова солдата», «Без названия», из серии «Карабах», 1992-1995. Источник

 

С 1989 по 1991 год Арутюнян работал в газетах «Айк» и «Зинвор». С 1993 по 1999 годы преподавал художественную фотографию в образовательном комплексе «Мхитар Себастаци».

На последних этапах своей карьеры работы Арутюняна приобрели более мрачный оттенок. Сочетая элементы символизма и экспрессионизма, он постепенно отказался от прямой документалистики, посвятив себя субъективным и концептуальным видам фотографии. Хотя эти усилия были встречены с некоторым энтузиазмом в художественной среде, Арутюняну стало трудно выживать в финансовом плане.

 

В конце 1990-х он оказался в глубоком профессиональном кризисе. Не желая идти на компромиссы и не видя другого выхода, Арутюнян принял болезненное решение оставить фотоискусство. В 2000-х, убеждённый, что его творчество никому не интересно, он уничтожил большую часть своих работ: почти две тысячи снимков! С 2000 по 2013 годы, чтобы прокормить семью, работал мебельщиком.

 

Гагик Арутюнян. Источник

 

После длительного творческого перерыва Арутюнян вернулся к публике в 2017 году. Тогда организация «Диалог культур» и Армянский фотофонд «Лусадаран» организовали ретроспективную выставку «Тени времени», посвященную творчеству Арутюняна. К выставке была издана фотокнига «Тени времени: фотоискусство Гагика Арутюняна, 1970-1995», составленная Вигеном Галстяном. На реставрацию двух сотен сохранившихся фотографий Гагика Арутюняна ушло около шести лет.

 

Гагик Арутюнян. Источник

Гагик Арутюнян. Источник

 

Выставки «Тени времени» и «Бесконечное возвращение» позволили по-новому взглянуть на творчество Гагика Арутюняна и подтвердили его значимость в истории и формировании современного фотоискуства: ведь он был одним из первых армянских фотографов, работавших сериями, на основе исследовательских и аналитических принципов.

 
 

Гагик Арутюнян. Из серии «Карабах», 1992-1995. Источник

Гагик Арутюнян ушёл из жизни 30 ноября 2021 года.


Фотограф Гагик Арутюнян: в тени времени, в свете вечности