Возвращение из забвения: армянин, снимавший пустыни

В сентябре в Ереванском Культурном центре «Текеян» прошла выставка, способная изменить представление о том, как сохраняется память о талантах диаспоры. Экспозиция называется «Взаимосвязь: отец и дочь Фаридани» и знакомит армянскую публику с творчеством двух фотографов — Никола Фаридани и его дочери Катрин. Один из них стал легендой иранской фотографии, но оставался практически неизвестным на исторической родине. Другая продолжает семейную традицию в Канаде, работая с социальной проблематикой. Их объединяет не только кровное родство, но и особый взгляд на мир через объектив камеры.
Куратор выставки Анаит Корюн призналась, что работы Никола Фаридани не выставлялись более пятнадцати лет. С каждым годом его имя всё глубже погружалось в забвение — несправедливое и незаслуженное. Именно поэтому родилась идея представить его творчество в Армении, чтобы открыть для широкой аудитории необычное искусство этого мастера и одновременно возродить интерес к его наследию.
«Уже несколько лет ирано-армянские культурные связи стали неотъемлемой частью моей жизни, — говорит Анаит. — Если поначалу я намеревалась представить результаты своей работы в виде книжных изданий, то потом сосредоточилась на формате выставок. Нынешняя экспозиция — мой дебют в этом плане».
Выбор фигуры Никола Фаридани для первого выставочного проекта оказался глубоко символичным. Будучи видным ирано-армянским фотографом, он находился в центре исследовательских интересов Анаит. Широко известный в кругу иранской общественности, этот художник оставался практически незнакомым среде армян Ирана и тем более Армении. Для куратора стало честью открыть соотечественникам талантливого творца именно на общей исторической родине, причём в преддверии девяностолетия со дня его рождения.
Никол Фаридани в юности. Источник
Подготовка к экспозиции продлилась около девяти месяцев. Из огромного наследия Никола Фаридани — более шестидесяти тысяч плёнок — Анаит и Катрин отобрали лишь шестьдесят снимков. Все они чёрно-белые, созданные в период с пятидесятых по семидесятые годы прошлого века. Этот выбор не был случайным. В одном из интервью сам фотограф отмечал, что истинное мастерство проявляется в умении снимать чёрно-белые фотографии с их едва уловимыми, но многочисленными оттенками. Эта мысль стала кредо проекта.
Имя Никола Фаридани приобрело известность во второй половине пятидесятых. Родившийся в Ширазе в 1936 году, он провёл детство в переездах: семья жила в Исфахане, Тегеране, Кермане. Именно в пустынном Кермане четырнадцатилетний подросток впервые взял в руки камеру и начал «охотиться» за пейзажами природы. Отец мальчика работал в известном проекте «Труман», где фотографом служил Хосейн Шарифи. Увидев снимки юного Никола, художники и фотографы того времени сразу распознали в нём редкий талант и посоветовали отцу не упускать этот дар.
Фаридани учился фотографии самостоятельно и экспериментально. Благодаря знанию английского и французского он изучал различные источники, постигая принципы съёмки природы, применяемые в мире. Работая около двадцати лет в ирано-итальянской нефтяной компании и Нефтяном консорциуме Ирана, он специализировался на нестандартных съёмках: геологическая поверхность, фотомикрография, аэрофотосъёмка. За годы деятельности он налетал более трёхсот часов в воздухе и сделал уникальнейшие кадры сверху. Именно тогда за ним закрепилось прозвище «фотограф пустынь».
Одновременно работая в разных жанрах, он за короткий срок добился успеха во всех. Его почерк стал узнаваемым в Иране. Свободное время Никол посвящал путешествиям по стране, что не могло не сказаться на творчестве. Стержнем его работ остаётся Иран — с природой, историко-культурными памятниками, людьми. Главным объектом, на который был нацелен объектив, стали иранцы с их образом жизни, бытовым укладом, обычаями. Однако фотограф не оставался в стороне от создания фотолетописи соотечественников. Из десятков тысяч плёнок восемь — девять тысяч запечатлели армянские поселения Ирана, большинство из которых сегодня исчезли.



«Фотография всегда связана с природой, — говорил сам Никол. — Но я не только люблю снимать природу, я люблю саму природу. В съёмке природы от фотографа не ожидают, что он обязательно зафиксирует какие-то особые сцены. Фотограф должен просто получать удовольствие от своих снимков, какими бы необычными они ни были. Разница между фотографом природы и другими в том, что он не устаёт, он вынослив и смел, несколько кадров его не удовлетворяют. Это человек пытливый и любознательный, он исследует природу и проникает в её внутренние, скрытые слои, показывая то, что не видно обычному взгляду, в самой прекрасной форме».
Архив Никола Фаридани называют наиболее полным архивом природы Ирана. Это собрание изображений различных уголков страны, многие из которых сегодня, возможно, уже не существуют. Некоторые его фотографии — результат дней и часов поисков в девственных природных зонах, куда редко ступала нога человека.
Фотограф и архитектор Симон Ивазян, знавший Фаридани лично, вспоминает: «Пик его работ — в снимках природы, которые стали результатом острого ума, великолепной памяти и уникальных способностей в познании техники и искусства. Могу признаться, что никогда не встречал человека с такой памятью. Когда он определял точку съёмки, перед ним существовало множество маршрутов для достижения цели, и эта память всегда помогала ему в фотографии. Многие фотографы хотели идти по стопам Никола Фаридани, но не могли, потому что он превосходно понимал технические тонкости камеры. Я сопровождал его в некоторых поездках. Помимо того, что он был приятным спутником, он оказался художником с острым умом и памятью для познания просторов Ирана. Мы мечтали, чтобы пошёл дождь, а на следующий день появились большие облака, чтобы мы смогли сделать хороший чёрно-белый снимок».
Катрин Фаридани родилась в Иране, училась в местной армянской школе, но как фотограф сформировалась в Канаде, куда вместе с матерью и сестрой выехала в 1979 году, после Исламской революции. Здесь она получила профессию фотографа, а два года назад — степень магистра хронико-документальной и социальной фотографии. В этой сфере она развивает активную деятельность, реализуя цикл под названием «Взаимосвязь».
Катрин Фаридани. Источник
На выставке в «Текеяне» Катрин представила один из проектов цикла, рассказывающий на примере Торонто о том, как питьевая вода доходит до потребителя из озера Онтарио и возвращается обратно. Если отец сосредоточился на передаче красоты и величия природы, то дочь исследует социальные проблемы через призму экологии и городской инфраструктуры.
«Мы с сестрой Жаклин высоко ценим старания Анаит Корюн, инициировавшей сегодняшнюю выставку, а также благодарны центру «Текеян» за предоставление зала, — обратилась к собравшимся Катрин. — Это первая выставка, открывшаяся спустя семнадцать лет после смерти нашего отца, и мы безгранично рады, что она состоялась в Армении».
Катрин рассказала, что отец подарил ей фотоаппарат, когда ей было шестнадцать лет, и начал приобщать к своей профессии. Некоторые из выставленных в центре «Текеян» фотографий, сделанных ею, родились в те годы. Именно тогда она поняла, что пойдёт по стопам отца. И сегодня, в Ереване, ей было приятно видеть рядом с его работами свои.
На открытии выставки присутствовал советник Культурного центра посольства Ирана в Армении Мохаммад Асади Мохаведи. Он отметил, что рад участвовать в ярком событии, собравшем представителей культурной общественности Армении, и выразил благодарность организаторам за проделанную огромную работу.
«Никол Фаридани был не только прекрасным фотографом, запечатлевшим природные красоты и затаённые уголки Ирана, но и молчаливым рассказчиком, хранителем безмолвных иранских ландшафтов и создателем немых портретов неба и земли, — сказал дипломат. — Выставка меня вдохновила сразу, как только я вошёл в зал. Одно дело читать о творце в книгах и интернете, и совсём другое — видеть его работы собственными глазами, живьём. Глядя сегодня на работы Никола Фаридани, мы видим не просто ландшафты, а кусочек национального духа и самобытной природы, которые могли бы уйти в забытьё, но продолжают жить в его фотографиях и благодаря ему».
Фотографии авторства Фаридани. Источник
Мохаммад Асади Мохаведи призвал собравшихся посетить Иран и познакомиться со страной, которую запечатлел в своих неповторимых кадрах Никол Фаридани. «Мы — соседи, а творчество мастера, представленное сегодня в этом зале, одинаково относится как к иранскому, так и армянскому наследию. И это уже не просто соседство, а взаимосвязь», — подчеркнул он.
Судьба Никола Фаридани сложилась непросто. В 1975 году он оставил работу в консорциуме и открыл собственное дело, посвятив себя исключительно съёмке природы. Через несколько лет, в пятьдесят пять лет, он вместе с семьёй уехал в Канаду, но из-за любви к иранской природе не смог остаться там надолго. Спустя несколько месяцев он вернулся — к пустыням, степям и лесам Ирана.
В 1987 году Фаридани принял ислам, посетив святыню имама Резы. В 2003 году Министерство культуры и исламской ориентации присвоило ему почётную докторскую степень в области фотографии. Получение первой премии в области фотографии от Швеции стало одним из его значительных достижений.
Последние годы жизни художник провёл дома, в окружении своих фотографий и камер. Из-за болезни Паркинсона он оказался прикован к инвалидной коляске, руки его дрожали, и съёмка стала для него невозможной. Он страдал от осложнений, вызванных раком простаты и лёгочной инфекцией. В последние дни его голос не был слышен, и к горлу подключили специальный аппарат. Семнадцатого февраля 2008 года Никол Фаридани скончался во сне — мужчина, который, по словам его жены, либо находился в путешествии, либо думал о новом путешествии.
Его наследие огромно. Кроме фотоархива, Фаридани оставил несколько книг: «Книга Ирана» (два тома, чёрно-белая), «Книга Исфахана», «Книга Йезда», «Книга Гиляна», «Книга персидских ковров» (издана в Японии) и «Пейзажи Ирана глазами гостей». Его выставки проходили не только в Иране, но и в разных странах, включая Канаду.
Выставка «Взаимосвязь: отец и дочь Фаридани» продлилась до конца сентября. Культурный союз «Текеян» в очередной раз доказал, что возвращение из небытия забытых имён диаспоры — не просто благородная миссия, но необходимость. Никол Фаридани заслуживает того, чтобы его помнили не только в Иране, но и в Армении. Его фотографии — это мост между двумя культурами, свидетельство того, что искусство не знает границ и что талант армянина может обогатить любую страну, в которой он живёт и творит.
Источники:
«برای عکاسی که 20 سال دستهایش لرزید» [на перс.]. // ISNA — Iranian Students’ News Agency. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 01.10.2025).
Photographer of desert terrains Nikol Faridani dies. // Mehr News Agency. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL (дата обращения: 01.10.2025).