Рудольф Хачатрян и размышления об искусстве. Интервью с искусствоведом Рипсиме Варданян

Рудольф Хачатрян и размышления об искусстве. Интервью с искусствоведом Рипсиме Варданян

Рудольф Хачатрян (1937–2007) — армянский живописец и график, народный художник Армянской ССР. «Простая чёткая линия в рисунках Хачатряна превращается в универсальное средство, с помощью которого он способен выразить богатство окружающего мира, тончайшие оттенки человеческих чувств», — отмечал историк искусства Савва Ямщиков, обращаясь к творчеству «поэта линии». О Рудольфе Хачатряне и его творческом пути в интервью Армянскому музею Москвы рассказала Рипсиме Варданян — искусствовед, кандидат искусствоведения, лектор кафедры истории и теории армянского искусства Ереванского государственного университета. В нашей беседе мы коснулись и роли искусства в современном мире и его восприятии молодым поколением.

Рипсиме Варданян. Фото: facebook.com

Рипсиме Варданян. Фото: facebook.com

— Вы исследовали искусство и творческий путь Рудольфа Хачатряна, одного из лучших армянских художников ХХ века, мастера линии. Как бы вы описали его талант?

— Чтобы обратиться к творчеству Рудольфа Хачатряна, мы должны прежде всего отметить эпоху и среду, в которых он рос и творил. Это были военные и послевоенные годы, полуподвальное помещение, в котором прошло его детство. Именно там ему явилось Видение (позже, когда он рассказал об этом Ерванду Кочару, Мастер сказал, что его посетил Бог), которое, как впоследствии отмечал художник, предопределило его путь.

Хачатрян был одним из немногих людей, кто обречён был рисовать и стать талантливым художником. Профессионального образования он практически не получил, методы преподавания были для него устаревшими. Его вдохновляли, учили, воспитывали природа и музеи. Конечно, неоценимую роль в жизни Хачатряна сыграл его учитель, основатель нового пластико-художественного направления Penture dans l’espase («Пространственная живопись») Ерванд Кочар. В детстве, в юношеские годы (кстати, у него никогда не было детского почерка, он рисовал как зрелый художник) его привлекали идущие к закату люди, предметы, явления. Здесь, видимо, большую роль сыграл период, в котором он вырос, поскольку работа любого творца несёт на себе печать времени, даже если оно в ней просто не изображено. Интересно, что даже не зная автора, можно составить о нём представление, по-настоящему узнать его, поскольку именно в своём искусстве он, прежде всего, искренен с самим собой. А искусство, настоящее искусство — это, в первую очередь, диалог автора и произведения, и только потом — зрителя. Именно в момент созидания мысли, эмоции, переживания и, самое главное, душа автора передаются материалу. Независимо от того, как было заранее задумано произведение, оно в основном получается спонтанным (и из созвучия спонтанности и вдохновения рождается напряжённый союз новизны и идеала).

Рудольф Хачатрян в своей мастерской. Ереван, 1963 год. Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

Рудольф Хачатрян в своей мастерской. Ереван, 1963 год. Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

— Как в дальнейшем развивалось творчество Хачатряна?

— Надо сказать, что Рудольф Хачатрян — один из тех художников, чей талант развился на основе классического искусства и, естественно, благодаря его исключительной природной одарённости. Его отличает своеобразный образ мышления и манера речи, это человек, связанный корнями со своим прошлым и, в частности, с эпохой Возрождения, в то же время вполне современный. Хачатрян — своего рода мост между прошлым и современным. Отдавая в портретах предпочтение героям-личностям, он подчёркивает самодостаточность и исключительность человека. Он известен в основном как искусный портретист, но в его жизни были разные этапы, сильно отличающиеся от портретной живописи, без которых невозможно составить представление о Рудольфе Хачатряне. Примечательно, что каждый новый этап он начинал со своего автопортрета.

В творчестве Хачатряна интересны «молодёжные» попытки «Открытых форм», к которым, как говорил Ерванд Кочар, он должен был вернуться в более зрелом возрасте. Так оно и случилось. В дальнейшем его искусная графика с применением новой техники получила своеобразную интерпретацию. Возрожденная усилиями Хачатряна и получившая неповторимый блеск техника левкаса придала работам эффект живописи, в то же время создавая непривычную иллюзию пространства и перспективы. Портреты Хачатряна не только подтверждают внешнее сходство натурщика, но и раскрывают-проявляют «тайны» его души. Перед зрителем — психологический портрет человека-личности. У художника были также другие творческие этапы, к которым невозможно обратиться вскользь. А последним и, как он говорил, самым важным творческим этапом, который должен был быть понят позже, были «Метаморфозы». Это было выявлением «Формулы человека», что стало его основной целью того периода.

Рудольф Хачатрян с Ервандом Кочаром. Ереван, 1970 год. Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

Рудольф Хачатрян с Ервандом Кочаром. Ереван, 1970 год. Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

— Вы указали различные творческие этапы, поиски художника. Можете сказать, чем отличается искусство от «неискусства»?

— Я думаю, что сегодняшнее искусство, как и жизнь, кажется простым, всё доступно благодаря технологиям и другим прогрессивным методам, но на самом деле всё это приводит к поверхностности. То есть человечество сегодня испытывает большую нехватку духовного, которое восполняется современными достижениями. Отсутствие духовного приводит к примитивности искусства. Иными словами, уникальные образцы произведения искусства, которые были созданы тысячи, сотни лет назад, на которых зиждется история искусства, обладают такой большой духовной силой, что даже время не омрачает их блеска.

Сегодня кажется, что всё дается просто: одним прикосновением к клавиатуре ты можешь увидеть желаемую картину, что, безусловно, очень хорошо, но в то же время лишает удовольствия наслаждаться ею в музее. То есть нет прямого общения с искусством. Поскольку для глубокого понимания и оценки искусства важно всё — стиль рисования, реальный цвет, плотность холста, которую не передает ни одна копия, а также очень важна среда. И только стоя перед оригиналом, можно почувствовать переживания автора.

Герои портретов Хачатряна кажутся нам знакомыми, друзьями, родственниками, с их радостью и грустью. Перед образом молодого человека зритель, похоже, становится моложе, каждая морщинка пожилого героя делает зрителя немного мудрее. Нам не хватает этой непосредственности. Сегодня всё механизировано, упрощено. Ученик начальных классов решает самую простую математическую задачу с помощью калькулятора, не прилагая каких-либо усилий и не обдумывая. Ведь именно обдумывание и поиск решения сложной ситуации ведут к открытиям и инновациям. Возьмем, к примеру, письмо от руки или набор текста на пишущей машинке или компьютере. Во втором случае любая буква — это всего лишь касание к клавиатуре, независимо от того, что это за буква. А в случае письма от руки, выводя каждую частицу, ты чувствуешь ценность буквы и слова, посредством письма бумаге передаётся даже твоя душа, ситуация данного момента. Не случайно лучшие литературные произведения (отнюдь не недооценивая созданные сегодня интересные примеры) писались авторами в основном от руки. Это не только эстетика, но и средство выражения своей мысли красивее, гармоничнее и глубиннее. Для сравнения приведу пример: это то же самое, когда для достижения цели мы часто преодолеваем множество препятствий, и зачастую цели не достигаются, но на самом деле, когда смотришь на это по прошествии лет, понимаешь, что, может, на этом пути намного важнее приобретенная мудрость и жизненный опыт, нежели достижение самой цели.

Рудольф Хачатрян. Автопортрет, 1981 (фрагмент). Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

Рудольф Хачатрян. Автопортрет, 1981 (фрагмент). Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

— Какими словами вы описали бы искусство?

— Искусство можно описать по-разному. Когда первобытный человек в месте своего обитания выводил различные линии, знаки, затем — изображения, он отнюдь не думал, что создаёт произведение искусства или, предположим, его прототип, отнюдь нет. Он просто выражал то, что накопилось в его душе. Трактовать это иначе нельзя, может, это было примитивно, несовершенно, но, самое главное, это было искренне, это было в его мысли, в его душе. Думаю, это была попытка воплощения души в произведение искусства. Без духовного нет настоящего искусства. Настоящее искусство не может быть неискренним. Эмоциональные переживания связаны с самим произведением, а также с ситуацией, в которой находимся мы, когда лицезреем его. Сильна та работа, которая сама создаёт настроение, способна полностью погрузить вас в эту историю. Для этого произведение должно обладать большим духовным потенциалом, внутренним напряжением, подслоями истории, вокруг которых зритель начнёт строить свою собственную. То есть автор должен суметь вовлечь, втянуть в эту историю каждого зрителя, сделать его соучастником.

В творчестве Рудольфа Хачатряна, как я уже отметила, были разные этапы, последний, будучи стилистически взаимосвязанным продолжением предыдущих, объединён под одним общим названием «Метаморфозы». Изображая на протяжении всей жизни «живых, реальных» героев и персонажей, художник, наконец, попытался помимо прочего найти вечную формулу человека-существа, человека-таинства, загадки. Это и есть искусство, когда ты на пути к новым поискам можешь сбиться с пути, ставшем твоим образом жизни.

Рудольф Хачатрян. «У окна», 1982 (фрагмент). Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

Рудольф Хачатрян. «У окна», 1982 (фрагмент). Фонд наследия Рудольфа Хачатряна

— А современное искусство? Каковы роль и место искусства сегодня?

— Вы знаете, сегодня есть много работ, которые считаются современными, сверхсовременными, однако завтра уже становятся устаревшими, анахроничными. Настоящее произведение должно быть вне времени, должно создавать своё время. 

Очень важно ещё с раннего детства воспитывать человека искусством. Это отнюдь не означает знакомить его с биографией того или иного художника. Это реальная жизнь, пропитанная высокой духовной системой ценностей и величайшей внутренней культурой. Не нужно забывать, что всё это передаётся, в том числе, генетически, однако велика также роль воспитания.

Приятно замечать, когда, гуляя в парке со своими детьми, молодые мамы, помимо чудесной природы, приобщают их хотя бы к копиям выставленных там картин известных художников. Ещё раз повторю, что в данном случае не столь важно для ребёнка запомнить имя художника или название картины, сколько накопить построенную на красивой основе память, знание. Поэтому, очень важно с детского возраста водить ребёнка в музей, в зрелом возрасте он может даже не помнить, что был там, видел работы данного художника, однако неоспоримо, что он вырастет по другой системе ценностей. Это то же самое, когда ребёнка воспитывает литература, а не современные планшеты. Однако мне могут возразить, дескать, время движется вперёд, и современного ребенка невозможно привлечь высоким искусством. Я не разделяю такое мнение, но и считаю, что для привлечения молодёжи можно также внести инновации в учебный процесс, в музейное искусство. Вы же понимаете, что человек, который не чувствует красоту природы, силу гор и бездонность океана, не способен воспринять искусство.

Одно из произведений Хачатряна называется «Пилигрим». Как же изобразил его автор? Полуобнажённый герой прислонён к толстому стволу дерева — символу близости к земле, «глубоких корней» и стойкости. Дерево и путник сливаются, как навеки вместе человек и природа.

Рудольф Хачатрян. «Пилигрим», 1981. Источник: wikipedia.org

Рудольф Хачатрян. «Пилигрим», 1981. Источник: wikipedia.org

— Что можно сделать, чтобы привлечь внимание молодого поколения к искусству прошлого? Разве оно неинтересно или исчерпало себя?

— Отнюдь нет. Не исчерпало, более того, оно интересно. Однако другой вопрос, что сегодня более чем необходимы инновации, которые опять же будут зиждиться на богатых традициях прошлого. В любой сфере, где было сделано или делается что-то новое, безусловно, в основе лежит богатое наследие прошлого. Сегодня мировое искусство стоит перед кризисом, повсеместно. Не думаете ли вы, что это — начало открытия чего-то нового, поскольку открытия делаются всегда, когда ничего нового уже сказать не можешь.

Проблема заключается в том, что есть много талантливых художников разных эпох, периодов, которые, к сожалению, в большинстве своём известны только специалистам. В чём проблема? Думаю, нужно менять тактику, проводить много выставок. Не только в данной стране, но и за её пределами. «Культурные перекрёстки» могут стать хорошей площадкой не только для презентации творчества всех желающих, но и для обмена опытом. Есть много произведений, которые даже сегодня не выставлены в картинных галереях, они хранятся в фондах. Это богатство, и общественность должна ознакомиться с ним. Если мы думаем о завтрашнем дне, у нас должно быть образованное и развитое общество, общество, которое думает и анализирует, а не молодёжь, получающая образование посредством информационной войны.

Знание искусства и истории искусства — одно из важных составляющих этого, и не случайно, что руководители-специалисты ведущих мировых организаций — лучшие знатоки искусства и истории искусства. Поскольку история искусства — это прежде всего история человечества, история цивилизаций.

Армянский музей Москвы

Рудольф Хачатрян и размышления об искусстве. Интервью с искусствоведом Рипсиме Варданян