Елена Серопова: «Свои корни не забываю никогда»

Елена Серопова: «Свои корни не забываю никогда»

Актриса театра и кино Елена Серопова родилась в 1964 году в Москве. В 1988 году окончила ГИТИС. На последнем курсе вместе с коллегами она участвовала в создании Молодежного театра миниатюр «Импульс», затем была зачислена в труппу Театра-школы музыкального искусства. В кино дебютировала в 1984 году («Легенда Серебряного озера»). Широкую известность ей принесла роль Джеммы в мелодраме Евгения Герасимова «Поездка в Висбаден». Снималась также в фильмах «Дачный сезон», «Откровение Ивана Ефремова», «Кумир», «Без улик», «Убийца», в венгерском телевизионном фильме «Золотое время», в британском сериале «Sharp II», в американских фильмах «СТАЛИН», «Тина и Лэнс», «Автобус в Квинс», в немецких фильмах и сериалах. В 1990-е вслед за мужем уехала в США. Работала диктором на русскоязычном телевизионном канале WMNB Russian-American Broadcasting Company. В начале 2000-х вместе с семьей переехала в Германию. С 2003 года занималась постановкой и исполнением собственных моноспектаклей, а также вечеров прозы и поэзии. В 2011-м году ею была основана Школа по мастерству актёра, сценической речи и сценическому движению, на базе которой позже появился театр-студия «St’ART». За эти годы Еленой в тандеме с супругом, режиссёром Ростиславом Крацбергом, было поставлено 23 спектакля, что с успехом показаны в немецких городах Лейпциге, Дрездене, Хемнице, Халле. Армянский музей публикует беседу с Еленой Сероповой об актерской карьере и армянском наследии.

 

Елена Серопова в венгерском телевизионном фильме «Золотое время»

 

Елена, если бы Вы знали как волнующе для меня вести эту беседу. Ваша красота, порой — среднеевропейская, порой — восточная, позволяет играть широкий круг героинь, но Вам, кажется, ближе романтическое амплуа?

Спасибо за Ваш интерес и добрые слова! Что же касается романтического амплуа, Вы правы, поначалу так и было. Правда, зависело целиком от выбора, который делает режиссер, ведь именно режиссерское видение определяет амплуа в том или ином фильме, спектакле. Уверена, нет актрисы, которая не мечтала бы сыграть тургеневскую девушку. Однако актерская натура так устроена, что хочется непременно попробовать себя в разных амплуа, включая характерные образы, резко отличающиеся от образов лирических героинь. Очень жаль, если все режиссёры «приговаривают» тебя пожизненно играть одноплановые образы. Потому я благодарна судьбе, которая дарила мне шансы, позволяющие пробовать себя в качестве совершенно разных персонажей.

Вы покинули Россию уже успешной актрисой. Не жаль ли было оставить свою карьеру?

Безмерно жаль. Правда, карьера моя тогда только-только начиналась, но я хорошо понимала, что уехав я невольно завершу ее, ведь таковы реалии нашей жизни. Прежде чем судьба распорядилась иначе, пришлось пережить много испытаний. Я не жалею об этом, без плохого не было бы хорошего, без грустного — веселого, а без обычных, иногда серых будней, мы не ценили бы так радость, которую дарят нам подарки судьбы. Все ведь познаётся в сравнении.

 

Елена Серопова в венгерском телевизионном фильме «Золотое время»

 

Известно, как нелегко для заграничных актеров сниматься в американском и европейском кино, тем не менее, в вашей фильмографии есть и такие фильмы. Расскажите, пожалуйста, о Ваших работах в западном кино.

Вы абсолютно правы — нелегко. Именно поэтому расцениваю работу во всех интереснейших западных кинопроектах как настоящий подарок свыше и безмерно благодарна за это судьбе. Счастлива была работать в венгерском фильме «Золотое время» (киностудия «Мафильм») с уникальным режиссером из Венгрии, ученицей Ивана Пырьева, некогда окончившей ВГИК, Илоной Каткич. Выбирать актрису на главную роль она приехала в Москву. Сценарий был написан по произведению венгерского писателя-классика XIX века Дюла Круды. Много прекрасных воспоминаний связано с этой непростой работой, в содружестве с замечательными коллегами — звездами венгерского театра и кино. Мудрая Илона сделала все, чтобы еще до начала съемок и во время них обогатить душу студентки-третьекурсницы из тогда еще СССР тем культурным «багажом», которого мы были лишены за железным занавесом. Какое же вдохновение я получила тогда, и как помогло это в моей работе в картине. В американском фильме «СТАЛИН», снятом голливудской студией «Уорнер энтертейнмент» по заказу крупнейшего коммерческого канала HBO, довелось сыграть небольшую историческую роль, что налагало особую ответственность, роль Нино Берия, в звездном содружестве с Робертом Дювалом (Сталин), Джулией Ормонд (Надежда Аллилуева), Ровшаном Сет (Лаврентий Берия), Максимилиан Шеллом (Ленин) и другими талантливыми актерами. Этот фильм впоследствии получил приз «Эмми», а также почетную премию «Золотой глобус» в трех номинациях. Потом были еще два фильма американского производства, в которых сыграла заглавные женские роли… Все это потрясающий опыт и добрые воспоминания, которые храню в сердце.

 

Кадр из фильма «Поездка в Висбаден»

 

Вы родились в семье известного музыканта и филолога-поэта. Полагаю, Вы росли в бесподобной творческой атмосфере.

Папа, Георгий Гургенович Серопов, родился и вырос в Тбилиси. Окончив музыкальную школу по классу скрипки, «заболел» саксофоном, самостоятельно освоил его в совершенстве. Он увлекся джазом, преклоняясь перед великими американскими исполнителями, которые и явились его настоящими, хоть и заочными, «со слуха», учителями. Талантлив был не только в музыке, но и в рисовании, выдержал конкурс и поступил в Академию Художеств Грузии, что было практически невозможно для армянина в те времена. Однако пришло время, когда нужно было выбирать между изобразительным искусством и музыкой. Победила музыка. В Москве папа много лет работал в большом джазовом оркестре Москонцерта с прославленными музыкантами того времени, потом — в оркестре старого Московского цирка на Цветном бульваре, у Юрия Никулина. Дирижерами оркестра были Владимир Михайлов и Георгий Гаранян. Мама, Любовь Серопова (Жукова), тоже имела музыкальное образование по классу фортепиано, как и младшая моя сестра, окончившая музыкальное училище при Московской консерватории. И дух музыкальной культуры, творческая атмосфера действительно царили в нашем доме, где часто собирались музыканты, кое-кто из артистического мира — друзья моего отца, нашей семьи. Папа и сам был человек-праздник, и независимо от усталости и настроения он всегда этот праздник приносил с собой, вместе с неизменным юмором, шутками, необыкновенными историями и своим неповторимым добрым смехом.

 

Елена Серопова с отцом Георгием Гургеновичем Сероповым

 

Ваш отец был ярким представителем советской джазовой музыки. Откуда были его предки?

К огромному сожалению, я не так много знаю о папиных предках. Только то, что когда-то они жили на турецкой территории. Всем печально известный период гонений армян в Турции — Геноцид 1915-16 годов коснулся и бабушки с дедушкой моего папы, которые вынуждены были с пятью детьми бежать тогда из Турции и через Симферополь оказались в Тбилиси. Моя бабушка, Елена Амаяковна, была простой и необыкновенно доброй женщиной с врожденным чувством интеллигентности и порядочности. К сожалению, ее не стало, когда мне было всего восемь лет. Кто-то из наших родных по папиной линии и теперь живет в Грузии, а другая часть родственников — в Армении.

Кроме любви к искусству и красивых больших глаз, передал ли Вам отец кое-что из своего армянского наследства?

Безусловно, он передал мне любовь к своим корням, к истории Армении. Помню, с каким интересом, еще будучи ребенком, я читала о древнем государстве Урарту, потом — об эпохе эллинизма в Армении, обогатившей тогда национальную культуру. Для меня, например, было интересным фактом, что в театре Арташата ставились трагедии Еврипида с участием греческих и армянских актеров; это очень вдохновило меня, когда играла в кино эллинку-гречанку Таис Афинскую. Об Армении времен принятия христианства и средних веков, памятниках ее архитектуры и культуры, в том числе, о развитии фресковой живописи и искусства в целом в более поздние времена…Папа возил нас к родственникам в Ереван и Кировакан, на прекрасное озеро Севан… Красоты эти забыть просто невозможно! Я думаю, главное, что передал мне отец, — любовь и доброжелательное уважение к честным людям, независимо от национальности, гостеприимство, свойственное кавказскому народу, семейные ценности. Еще — особое чувство удовольствия от звучания армянского дудука. В моем моноспектакле «Вера, надежда, любовь…И мечта» звучал живой дудук как символ вечной мудрости этого чудесного края и его народа. В спектакле принимал участие замечательный музыкант, выпускник джазового отделения музыкальной и театральной школы лейпцигской Консерватории, участник Международных джазовых фестивалей, молодой и очень талантливый музыкант и композитор Артём Саргсян. В нашем вечере он играл на саксофон-теноре, флейте и дудуке. Также Артём написал замечательную музыку к нашему спектаклю «Маленький принц», а в другом спектакле, «Вид сверху», успешно проявил себя и в актерской ипостаси.

Интересно, что в «Поездке в Висбаден» роли детей итальянского семейства исполняли Вы и юный Артур Варданян, оба с армянскими корнями.

Итальянцы и армяне по внешности и темпераменту очень близки. Вероятно, еще и поэтому и я, и Артур оказались востребованы в этой картине — экранизации тургеневских «Вешних вод» режиссера Евгения Герасимова. Хотелось бы также сказать, что в 1993 году мне посчастливилось сниматься у талантливого армянского режиссера и сценариста, обладателя премии «Эмми», Бориса Айрапетяна, в его фильме «Убийца», где помимо других замечательных партнеров, я имела честь работать с Арменом Борисовичем Джигарханяном, потрясающим актером, уникальной личностью, мудрым и бесконечно добрым человеком, с которым меня и мою семью связывали потом годы дружбы, чем  очень дорожу до сих пор.

Чем сейчас вы занимаетесь в Германии и увидим ли мы Вас в один прекрасный день на родине предков отца?

Сейчас занимаюсь тем же, чем и всегда — своей профессией. Моя жизнь — это постоянное движение, недаром один из недавних моих творческих вечеров в Лейпциге был назван «В пути». И куда бы этот путь нас ни приводил, мы привносим туда то культурное наследие, которое оставили нам наши великие мастера, а мы делимся с нашими студийцами, зрителями, слушателями тем, что любим, ценим и умеем сами. Мое твердое убеждение: духовность, культура, искусство — вот что несет в себе мир и любовь, пробуждая человеческие души от каждодневной рутины и негатива. В данный момент мы находимся в Грузии, но жизнь непредсказуема. Знаете, во мне много разных кровей: армянская, русская, украинская, польская, я – человек мира. А по роду профессии играла в кино и театре цыганку, венгерку, итальянку, азербайджанку, таджичку, гречанку, испанку, грузинку, немку, украинку, русскую, американку и даже инопланетянку, а вот армянку, к сожалению, не довелось. Путешествовала, жила и работала в разных странах мира. Но свои корни не забываю никогда, именно это даёт силы и мотивацию в жизни и неизбывное тепло моей душе. Надеюсь, когда-нибудь еще раз побывать на родине предков моего отца.

Беседовал кандидат филологических наук, арменовед, киновед, историк и переводчик Арцви Бахчинян

Елена Серопова: «Свои корни не забываю никогда»