Редакция

От Хачатуряна до музыки из интернета: почему армянское кино лишилось культуры саундтреков?

Редакция
От Хачатуряна до музыки из интернета: почему армянское кино лишилось культуры саундтреков?

Сейчас слабо можно представить себе хороший фильм без саундтреков. Музыка в кино и сериалах — неотъемлемая часть всей картины. Она сопровождает все, что показывают на экране, создает определенное настроение. Музыка в фильме помогает зрителям общаться с персонажами, позволяет чувствовать и лучше понимать их. Музыка создает атмосферу и вдыхает жизнь в мир, в котором разворачивается действие фильма.

Профессиональный саундтрек способен сделать все это для фильма. Однако плохо написанная или выбранная партитура может привести к противоположному результату, полностью изменив или нарушив намерения и эмоции фильма и создав дисбаланс, который оставит зрителя оторванным от персонажей, их чувств и фильма в целом. Весьма трагично, что большая часть музыки, которую мы слышим в современных армянских фильмах и сериалах, просто взята из интернета без особого внимания к вопросам авторского права и уместности к кинокартине.

Однако так было далеко не всегда. В советские времена партитуры в армянских фильмах считались ключевыми, а армянские режиссеры той эпохи относились к музыке с большим уважением и вниманием. Производство фильмов было очень серьезным делом для Советского Союза, возможно потому, что кино виделось лучшим способом навязать свою идеологию — это тонкая пропаганда, внедренная в различные формы энтертейнмента. В результате через три года после того, как Армения стала советским государством, в Республике открыли киностудию «Арменфильм» — огромное предприятие, в котором работали специалисты для создания профессиональных армянских фильмов, а также люди, которые дублировали фильмы из других советских республик.

Armenfilm.jpg

Таким образом, в 1935 году состоялась премьера фильма «Пепо», первого советского армянского звукового фильма, в котором рассказывалось о порочной системе в Тбилиси XIX века, когда жертва могла стать ответчиком в суде. Поскольку это был первый советско-армянский звуковой фильм, съемочная группа хотела, чтобы все было идеально, особенно музыка, поэтому для написания партитуры был выбран композитор Арам Хачатурян.

Однако в то время использование музыки в кино было иным, поскольку она была встроена в повествование, а не служила просто атмосферным «слоем». Фильм обычно начинался с музыки, но позже она была слышна только тогда, когда музыканты играли на экране или когда один из персонажей пел. Песни использовались не как инструмент повествования, а как часть самого сюжета.

Как и всегда, Хачатурян проделал блестящую работу, и фильм стал хитом не только в Советской Армении, но и в других республиках Союза. Песни в фильме, в частности «Песня Пепо», текст которой написал известный армянский поэт Егише Чаренц, стали очень популярными — настолько, что сегодня они считаются традиционной народной музыкой. Своим достижением Хачатурян установил очень высокую планку для советской армянской киноиндустрии.

В 1958 году «Арменфильм» снова поразил публику — на этот раз двумя шедеврами. Фильм Юрия Ерзинкяна и Лаэрта Вагаршяна «Песня о первой любви» («Առաջին սիրո երգը») рассказывает о талантливом певце, который был ослеплен своим успехом. Продюсеры кинокомпании обратились к двум великим музыкантам: Арно Бабаджаняну, который был мастером жанра советской эстрады, и Газаросу Сарьяну, великому классическому композитору и сыну известного художника Мартироса Сарьяна. Результатом сотрудничества стали культовые песни и партитуры фильмов, в том числе «Мой Ереван» («Իմ Երևան»), «Красивая девушка Еревана» («Երևանի սիրուն աղջիկ») и «Песня о первой любви» («Առաջին Սիրո Երգը»), которые популярны в Армении по сей день. Именно в те времена явление «саундтреков» начало развиваться, становясь не частью сюжета, а тем самым атмосферным «слоем».

Еще одна примечательная кинокартина 1958-го года «Почему шумит река» («Ինչու է աղմկում գետը») считается одним из величайших армянских фильмов. Он повествует об армянине, взятом в заложники во время Второй мировой войны, который после конфликта оказался на противоположной стороне реки, разделявшей Армению и Турцию. Чрезвычайно трогательная работа вызывает множество эмоций в основном благодаря прекрасной музыке, написанной Артемием Айвазяном. Помимо песен, которые с тех пор стали популярными, «Аракс» Айвазяна в фильме стала еще и «революционной» песней. Можно сказать, что небольшой мотив из произведения композитора стал символом армянских протестных движений, которые происходили в конце 1980-х и начале 1990-х годов, призывая к независимости Армении от СССР. Даже во время Бархатной революции 2018 года на разных улицах можно было услышать знаменитый мотив этой песни.

И это лишь небольшая часть примеров советских армянских фильмов, во многом обязанных своим успехом саундтрекам, большинство из которых были написаны специально для кинокартин. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что советские армянские режиссеры и продюсеры не только придавали большое значение саундтреку, но и тесно сотрудничали с крупными композиторами, чтобы добиться точного настроения и атмосферы, которые фильм должен был иметь. Из-за общественного признания многие из этих картин теперь считаются классическими, и их показывают по сей день.

К сожалению, с распадом Советского Союза произошел крах «армянской саундтрековой культуры». Хотя конец 80-х и начало 90-х годов были чрезвычайно трудными для всех постсоветских стран, Армения пострадала особенно сильно: экономический кризис, война и блокада привели также к культурному кризису. Финансирование, которое культурные организации, такие как «Арменфильм», получали от правительства, было урезано, а деньги, которые когда-то шли производство фильмов и саундтреков, были перенаправлены в Министерство обороны.

Выход из Советского Союза также означал переход к приватизации. «Арменфильм», который отвечал почти за всё производство фильмов в Армении, был в числе тех организаций, которые были приватизированы в надежде перезапустить ее в качестве центра кинопроизводства новой независимой Армении. И если бы все шло по плану, киноиндустрия Армении, освобожденная от цензуры, продолжила бы свое развитие. К сожалению, план провалился: студия много раз перепродавалась. Тем не менее, начали формироваться небольшие армянские кинопроизводственные компании, такие как Sharm Holding, и армянское кинопроизводство возобновилось.

Хотя такой легендарный фильм, как «Наш двор» («Մեր բակը») 1997 года, повествующий истории о жизни людей в их любимом дворе, стал почти самым успешным в независимой Армении, качество саундтреков сильно уступало армянским фильмам советской эпохи. В то время как «Наш двор» считается классикой армянского кино конца 90-х и начала 2000-х и пользуется широкой популярностью, музыка в фильме, к сожалению, менее чем вдохновляющая. Хотя фильм является мюзиклом, вместо того, чтобы нанимать композитора для написания песен и партитуры, съемочная группа решила взять известные международные и местные песни – некоторые из советских армянских фильмов, таких как «Песня о первой любви», и изменить их тексты, чтобы они соответствовали сюжету и сценам фильма. Интеграция музыки была выполнена почти полностью в цифровом формате, что придало фильму гораздо более тусклый и непрофессиональный вид. Тем не менее, мы должны учитывать сложность создания кинокартины после серьезного экономического и культурного кризиса, тем более что его цель состояла в том, чтобы поднять настроение армянского народа после депрессии, которая длилась почти десять лет. И хотя «Наш двор» установил очень низкий стандарт для будущего армянской киномузыки, он также стал маяком надежды для кинопродюсеров в Армении.

Развитие интернета в Армении нанесло «культуре саундтреков» сокрушительный удар: продюсеры, вместо того чтобы нанимать композиторов, обычно прибегали к непрофессиональной практике простого нелегального скачивания и использования той музыки, которую они хотели. По мере того как дешевые и непрофессионально снятые телевизионные драмы становились все более популярными, продюсеры фильмов все меньше заботились о качестве используемой ими музыки. Однако, хотя по сей день большинство армянских фильмов и сериалов продолжают использовать музыку, загруженную из интернета, без учета вопросов авторского права, пригодности или общего достоинства музыки, в последнее десятилетие кинопродюсеры и режиссеры начали пересматривать важность саундтреков и постепенно начали нанимать композиторов для ее написания. Хорошим примером является фильм режиссера Мгера Мкртчяна «Линия», премьера которой состоялась в 2016 году и которая считается одним из лучших фильмов, снятых в независимой Армении. Над картиной работал не один, а три композитора, в том числе Армен Мартиросян и Андраник Берберян, которые отвечали за оркестровые партитуры, и Артур Григорян, который отвечал за песни. Три профессионала выполнили свою задачу в совершенстве, написав музыку и песни, которые великолепно соответствовали и выражали историю, атмосферу и эмоции фильма. На самом деле музыка, которую Мартиросян и Берберян написали для персонажей и конкретных сцен, сыграла ключевую роль в признании фильма публикой и кинокритиками.

Таким образом, несмотря на то что армянская индустрия киномузыки на некоторое время «увяла» после распада СССР, она, несомненно, возрождается, и армянские талантливые композиторы с удовольствием способствуют этому.

Перевод: EVN Report, статья Арега Галояна

От Хачатуряна до музыки из интернета: почему армянское кино лишилось культуры саундтреков?