Возникновение и становление жанра фильма-эссе в армянской документалистике

Возникновение и становление жанра фильма-эссе в армянской документалистике

Армянское документальное кино в жанре фильма-эссе с самого возникновения последовательно выполняло свою главную миссию. На протяжении десятилетий кинорежиссеры создавали летопись жизни нации, размышляли над важнейшими событиями и образами известных людей. Выдающиеся документалисты Михаил Вартанов, Артавазд Пелешян, Микаэл Довлатян, Арутюн Хачатрян и другие сыграли важную роль в развитии жанра размышления в кино, оказав значительное влияние на развитие отечественного кинематографа.

Артавазд Пелешян, Микаэл Довлатян, Михаил Вартанов. Фото из открытых источников

В документальном кино выражение авторской позиции является основной и главной составляющей фильма. Через призму мироощущения режиссера зрителю открывается национальный характер армянского народа. Лучше всего это демонстрируется в таком документальном жанре, как фильм-эссе. Фильм-эссе — экспериментальный жанр документального кино, в котором автор свободно рассуждает на разные темы и выражает свою позицию через изобразительные пластические и звуковые средства, а также композицию и монтаж.

Жанр оформился и начал развиваться в середине прошлого века, и армянские кинодокументалисты медленно, но верно начали открывать фильм-эссе и обращаться к жанру только в 60-х годах. Это связано с тем, что в послевоенное время было малокартинье и советские режиссеры пытались восстановить активное кинопроизводство. Чуть позже наступила хрущёвская оттепель, начала исчезать сталинская догматика и пафос, и если даже в художественном кино это проявилось, то в документалистике тем более. Армянские режиссеры начали обращаться к простым и вечным темам, выражая свои взгляды на жизнь и судьбу страны по-своему.

«Цвет армянской земли» (арм. «Հայկական հողի գույնը») — первая работа армянского кинорежиссера Михаила Мартиросовича Вартанова. Долгое время она была запрещена на территории СССР, и только спустя 43 года впервые фильм был показан на Пусанском международном кинофестивале.

Фильм начинается с цитаты великого армянского художника-мастера Мартироса Сарьяна «Как бы высоко ни поднялось искусство, оно не может забывать, что есть земля, его родившая» под напевы армянского поэта и ашуга Саят-Новы. Эту 16-минутную ленту Вартанов начинает с того, что глазами Сарьяна мы видим библейские пейзажи, руины храмов, выцветшие фрески и осыпающиеся хачкары в сельской местности, но по тонким выражениям его морщинистого лица мы также чувствуем его гордость за современную архитектуру столицы, где новое поколение художников-модернистов переносит армянскую культуру в будущее. На момент съемок Мартиросу Сарьяну было уже 90 лет, и с помощью такого начала Михаил Вартанов будто утверждает, что жизнь артиста хоть и не вечна, однако все, что создано им, останется в истории искусств навсегда. Моменты со съемками закулисных эпизодов Сергея Параджанова во время работы над фильмом «Цвет граната», а также упоминание Минаса Аветисяна и его работ на экране показывают, что у армянского искусства есть великое будущее и что Мартирос Сарьян оставляет его в надежных и талантливых руках нового поколения армянских артистов. Так, Михаил Вартанов мощно начинает свою трилогию фильмов об армянском искусстве и армянских артистах. Изображение художников-нонконформистов, Сергея Параджанова и Минаса Аветисяна, привело к тому, что «Цвет армянской земли» был отложен в долгий ящик, а Вартанов попал в черный список. Когда 20 лет спустя его художественная свобода была восстановлена, он продолжил трилогию фильмами «Минас. Реквием» (1989) и «Параджанов. Последняя весна» (1990), в которых режиссер уже не размышляет о национальном искусстве и достоянии, а подробно рассказывает о героях первой киноленты.

Артавазд Пелешян — один из самых значимых деятелей киноискусства СССР и всего мира. Он чаще остальных армянских кинорежиссеров обращался к жанру фильм-эссе в документалистике. Некоторые кинокритики считают Пелешяна родоначальником киноэссе в Советском Союзе.

Армянский народ в творчестве Артавазда Пелешяна будто зарождается бессловесным, чистым и героическим. Это способствует объединению и сплочению, чтобы жить и созидать. Фильм «Мы» — первая работа с экспериментированием дистанционного монтажа. Артавазд Пелешян развивает здесь данный монтажный принцип, отказывается от линейного повествования и хронологических ориентиров. Повторение планов будто усиливает эмоциональную силу образов и звуков. Не зря теория дистанционного монтажа впервые была применена в фильме «Мы»: дистанционные кадры образуются в одной ленте и создается единое произведение, более мощное, чем оно было бы без этого средства. Это прямое олицетворение: армяне, которые живут тысячелетиями, которых уничтожали, но они выжили, но жизнь заставила уехать из родины и бежать во все стороны, пусть и дистанционно, но объединены, они — одно целое. Хоть и разбросанные по всему миру. Здесь во многом одушевлена идея армянства — так многие называют армянскую диаспору, распространенную по всему миру. Однако Пелешян мыслит глубже: через кадры с гусями и овцами, а затем загорающимися свечами в храме, он показывает все страдание всего живого, что преодолевается и переживается с помощью веры.

Фильм «Обитатели» (арм. «Բնիկներ»), выпущенный в 1970 году, наполнен эмоциями братьев наших меньших. Автор размышляет о том, что каждое создание природы — отголосок божественного. Произведение будто требует человечество остановиться и одуматься: животные предназначены не для людских потребностей в пище или тепле. Люди кичатся своим превосходством, но не понимают, что бездумное истребление животных приведет нашу планету к экологической катастрофе. Каждый кадр — испуг, безысходность, паника. Это то, к чему движется Земля — опустошению, завершению, ведь планета без людей прекрасна и чиста, и человек этому только мешает.

Не менее важный и глубокий по смыслу фильм кинорежиссера — «Конец» (арм. «Վերջը»), выпущенный в 1992 году, повествует о жизни и ее быстротечности. Показанная на протяжении всей ленты дорога олицетворяет человеческую жизнь. Фильм начинается с детского лица, а дальше мы видим представителей различных национальностей. У каждого свои мысли, свои заботы, своя жизнь. Посредством этого приема Пелешян показывает, насколько мы все разные не только внутри, но и внешне, и что мы все способны уживаться и взаимодействовать в одном месте — на Земле. Как и этот стремительный поезд, жизнь летит с неимоверной скоростью. В итоге поезд въезжает в темный туннель. Этот туннель — начало конца человеческой жизни. И этот конец неизбежен. Рано или поздно мы все попадаем на одну и ту же станцию «Конец». Однако возникший в финале свет подает надежды на перерождение души человека, ведь никто не знает, куда пропадают в итоге людские души.

В XXI веке к фильму-эссе стали обращаться намного чаще. Режиссер легендарного художественного проекта «Наш двор» («Մեր բակը») Микаэл Довлатян также снимал многочисленные документальные фильмы. Самая его значимая документальная работа — «Пока я есть», посвященная любимому городу — Еревану. Она снята и выпущена в период с 1998-го по 2002 год. Здесь повествуется о человеческих взаимоотношениях, об искренних и знакомых каждому историях, которые не могут не найти своего отклика в душе каждого зрителя. В течение 55 минут в фильме затрагивается множество проблем: исторические потрясения, миграции, люди и их отношение друг к другу, к животным, архитектуре, искусству. Дикторский голос направляет мысли зрителя в определенное русло, но никак не играет большой роли в воплощении авторского замысла. Основная цель дикторского голоса — показать, что главный герой произведения — не человек, а целый образ города.

Условно фильм можно разделить на три части.

В первой части город рассказывает о своем прошлом. Столице почти 2800 лет — она видала многое, ей есть о чем рассказать.

Во второй части город с помощью дикторского голоса рассказывает о настоящем, а именно акцентирует свое внимание на распаде СССР и обретении независимости и суверенитета. Много вопросов: «Что изменилось?», «Что стало лучше?», «Что стало хуже?», «Изменилось ли национальное сознание?», Затрагивается вопрос оттока населения: «Куда уезжают люди?», «Куда они себя отвозят? А куда отвозят своих детей? Что с ними станет? На каком языке они будут говорить? Что будет с ними в других, неродных местах?».

В последней части город плавно переходит в родильный дом, в прямом смысле слова смотрит в будущее — новые лица, от которых зависит дальнейшая судьба не только столицы, но и всей страны, всего народа. Заканчивается фильм видом на символ Армении — священную гору Арарат.

Фильм Довлатяна ориентирован на массы, поэтому в нем содержится столько слов, цель которых — направить своей эссеистикой на правильные мысли и призывать к действиям. Мы видим практически те же проблемы, к которым обращался Пелешян за 30 лет до выпуска «Пока я есть»: народное самосознание, открывающееся через единство социального и персонального, миграция, отношение к памятникам культуры, однако, как можно заметить, все эти вопросы рассматриваются немного с других планов и ракурсов.

Очевидно, что армянская кинодокументалистика развивается не только внутри территории Армении. Братья Гарри и Сезар Гананяны ­— бразильские режиссеры армянского происхождения, авторы документальной картины 2012 года «Армянская рапсодия», повествующей о судьбе армян, которым когда-то пришлось мигрировать из родной страны. В этом фильме армянский народ в лице мигрантов и граждан Армении размышляет о проблемах переезда, выражения национальной идентичности в разных частях света и восстановления психического здоровья после войн и конфликтов. Рассказы героев объединяются и создают общую историю Армении и армянского народа. Кроме того, не зря в фильме не раз появляются отсылки к Пелешяну и его документальному произведению «Мы», о котором упоминалось ранее в статье. Складывается ощущение, что «Армянская рапсодия» — некий апдейт творчества Пелешяна 60-х годов. Затрагиваются те же проблемы, делается акцент на те же детали, режиссеры игнорируют примитивные выражения «армянства», игнорируя кадры с игрой в нарды или традиционную национальную одежду. Как и в «Мы», в фильме делается акцент на воспоминания из прошлого, герои говорят о том, какие события повлияли на них и как это изменило их жизнь и мировосприятие.

63-минутная лента армяно-бразильских режиссеров в полной мере отражает то самое национальное киноискусство, к которому стремятся армянские документалисты с самого начала. Они заимствуют шедевры прошлого и добавляют свое, новое. Таким образом, через экранные выразительные средства, творческие приемы, а также через музыкальное сопровождение братья Гананяны проникают в души не только героев произведения, а также любого армянина, и неважно, в какой именно точке планеты они находятся.

Армянское документальное национальное искусство — это совокупность традиций, преломленных современной повесткой и реальностью, с внутренним восприятием действительности автора. У армянского документального киноэссе есть некоторые характерные черты, среди которых: обсуждение тем, связанных с миграцией, религией, войнами, национальными героями, судьбами людей. В плане изобразительных пластических средств выразительности армянской кинодокументалистике присущи яркие насыщенные цвета, а также частое применение крупных планов.

Рекомендуются к просмотру следующие фильмы: «Начало» (1967, реж. Артавазд Пелешян), «Минас. Реквием» (1989, реж. Михаил Вартанов), «Возвращение поэта» (2005), «Граница» (2009, реж. Арутюн Хачатрян).

Журналист Нарек Билян

Фото обложки: кадр из фильма «Армянская рапсодия»

Возникновение и становление жанра фильма-эссе в армянской документалистике