История семьи Лианозовых — от побережья Каспия до подмосковной усадьбы. Часть I

История семьи Лианозовых — от побережья Каспия до подмосковной усадьбы. Часть I

В районе Лианозово на северо-востоке Москвы расположена усадьба Алтуфьево. Мемориальная табличка, установленная на главном усадебном доме, гласит: «Усадьба Алтуфьево. С 1888 года по 1917 год принадлежала семье нефтяного промышленника Г.М. Лианозова. Название района связано с этой фамилией». Представители семьи Лианозовых (Лианосян) оставили о себе добрую память: они были успешными предпринимателями, помогали нуждавшимся, покровительствовали искусству. Лианозовы развивали рыбные промыслы персидского побережья Каспийского моря и владели предприятиями по добыче и переработке нефти в Бакинской губернии.

На рубеже XIX‒XX веков Георгий Мартынович Лианозов стал последним владельцем Алтуфьева, тогда ещё подмосковной усадьбы. По инициативе Георгия Мартыновича рядом с усадьбой был образован дачный посёлок. Название он получил в честь своего основателя — Лианозово. Спустя время, в 1960 году, посёлок вошёл в черту города и дал название московскому району, сохранив одну из страниц истории этого места.

 

Мемориальная табличка, установленная на главном доме усадьбы Алтуфьево. Фото: Рипсиме Галстян

 

Степан Лианозов

Лианозовы были одной из богатейших предпринимательских династий Российской империи, начало которой положили происходившие из армянской семьи братья Степан и Георгий (Геворг). Их отец — Мартын Лианосян — выходец из Персии, потомок армян, переселённых персидским шахом Аббасом I из Восточной Армении в Исфахан. Из Персии семья перебралась в Тифлис, а затем в Баку.

Купец 1-й гильдии Степан Мартынович Лианозов, старший из братьев, в 1862 году обосновался в Астрахани, где открыл Контору рыбопромышленной фирмы Лианозовых. В 1873-м он получил от персидского правительства концессию, дававшую монопольное право на ловлю рыбы в устьях рек, впадающих в южную часть Каспийского моря. В пяти прибрежных районах им были основаны фабрики по производству чёрной икры, каждая из которых перерабатывала определённую породу осетровых рыб. Деятельность Степана Лианозова удостоилась высокого признания: правительство Персии наградило его орденом Льва и Солнца — за гуманное отношение к рабочим-персам. Хозяин рыбных промыслов обустраивал рыбацкие городки с жильём для рабочих, школой для их детей и лечебницей.

 

Степан Мартынович Лианозов. Источник

 

В Астрахани Степан Лианозов активно занимался благотворительностью. По его заказу в 1870-х на Варвациевском канале была построена усадьба. Сейчас в этом здании по адресу Набережная 1 Мая, дом 47 располагается Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж, при котором действует музей «Усадьба С.М. Лионозова» (форма написания фамилии через букву «о» характерна для периода жизни семьи в Астрахани).

Во дворе астраханской усадьбы Степана Мартыновича работала Контора рыбопромышленной фирмы. Семья Лианозовых занимала несколько комнат главного дома, в котором также были сдаваемые в наём меблированные апартаменты. Здесь же бесплатно предоставлялись комнаты жителям рыболовецких деревень, приехавшим в город на молебен. В усадьбе работала гимназия на дому для девочек из обедневших мещанских семей. Работу учителей гимназии оплачивал Степан Лианозов.

 

Усадьба Степана Лианозова в Астрахани. Источник

 

В январе 1894 года Степан Лианозов, коммерции советник и потомственный почётный гражданин Астрахани, обратился в Астраханскую городскую Думу с заявлением. Лианозов писал: «Желая оставить по себе городу Астрахани, ставшему мне родным, доброе дело, мне бы хотелось осуществить заветную мечту каждого из астраханцев и в то же время обеспечить источник для материальной помощи бедному населению города. Эта общая мечта — конечно, углубление Варвациевского канала, реки Кутум и Адмиралтейского затона. Выгоды, связанные с этим сооружением, для каждого ясны, — они громадны. От этого сооружения зависит одно из наиболее важных условий оздоровления города. Эти три водовместилища, прорезывающие весь город, будут служить лучшим украшением города, они послужат наиболее лёгким и дешёвым путём сообщений, как в самом городе, так и с уездом, и, наконец, это сооружение откроет для города значительные оброчные статьи» [оброчная статья — доход от сдачи в наём какого-либо имущества. — Прим. ред.]. Так, указывал Лианозов, город приобретал бы «аренду с права пароходства по Кутуму, Каналу и Адмиралтейскому затону». На благоустройство водных артерий и их набережных Степан Мартынович безвозмездно передавал городу триста тысяч рублей. Ознакомившись с заявлением, Дума постановила с благодарностью принять изложенные в нём предложения.

Степан Лианозов также предлагал получаемые в дальнейшем доходы от использования водотоков направить «на благотворительные учреждения города Астрахани» и просил образовать благотворительный фонд его имени. Фонд, учреждённый уже наследниками Степана Мартыновича, принимал участие в устройстве в Астрахани дома трудолюбия и ночлежного дома для женщин и детей, выделял средства на содержание больных в глазной больнице, поддерживал общину сестёр милосердия.

Георгий Лианозов

Вместе с рыбными промыслами ещё одним важным предприятием семьи Лианозовых стала нефть. Степан Лианозов в 1872 году приобрёл на аукционе, выставившем на продажу нефтяные поля в окрестностях Баку, шесть скважин. После смерти Степана Мартыновича в марте 1894-го управление всеми производствами перешло к его сыну Георгию Степановичу и младшему брату Георгию Мартыновичу.

В 1900 году умер Георгий Степанович Лианозов. Георгий Мартынович Лианозов продолжил развивать семейное дело. Ему удалось получить от Министерства земледелия и государственного имущества Российской империи право аренды прибрежных вод Каспийского моря сроком на 25 лет. Таким образом, Георгий Лианозов стал крупнейшим промышленником рыбы и морепродуктов в прибрежных водах всего Каспия и устьях впадающих в него рек. Сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и Париже открылись «Икорные дома Г.М. Лианозова и Ко». Особую известность приобрела «серая» зернистая икра осетровых рыб.

 

Георгий Мартынович Лианозов. Источник

 

В 1896 году Георгий Лианозов основал Русское нефтепромышленное общество (РУНО) с главной конторой в Санкт-Петербурге. Общество владело нефтяными промыслами в Бакинской губернии и керосиновым заводом в Баку. В 1903-м его основной капитал превышал три миллиона рублей. Председателем Общества был Георгий Мартынович, в состав членов правления вошёл его сын Степан. Постепенно Лианозовы стали успешно конкурировать с другими крупными нефтепромышленниками — Ротшильдами и братьями Нобель.

Георгий Мартынович Лианозов родился в 1835 году в городе Сигнах Грузинской губернии. Он был потомственным почётным гражданином, действительным статским советником, купцом 1-й гильдии, коммерции советником, одним из крупнейших деятелей московских финансово-предпринимательских кругов. Большое внимание Георгий Мартынович уделял благотворительности. Московское армянское общество выбрало его бессменным членом Совета Касперовского дома для приюта бедных армян. Лианозов помогал Александровской общине сестёр милосердия «Утоли моя печали» и, будучи директором Московского тюремного комитета, занимался оказанием помощи заключённым.

Театр в Камергерском

Всеми делами Георгий Мартынович Лианозов управлял, находясь в Москве. В 1880 году нефтепромышленник приобрёл в центре города усадьбу, расположенную на пересечении двух Гнездниковских переулков — Малого и Большого (дом 7, известный как городская усадьба Кондиковых — Орловых — Г.М. Лианозова; сейчас здесь находится Министерство культуры России). При Лианозове, обратившемся к архитектору Ивану Хородинову, усадьба была перестроена: изменён фасад, возведены левая и правая пристройки.

За несколько лет до этого, в 1872 году, Георгий Лианозов и купец М.А. Степанов купили дом в Камергерском переулке. Оставшись его единственным владельцем после смерти Степанова, Лианозов в 1882-м решил перестроить здание под театр. Работу поручил архитектору Михаилу Чичагову, которого Владимир Гиляровский назвал «общим другом артистов».

 

Дом Георгия Лианозова (первый справа) в Камергерском переулке, 1900‒1901. Источник

 

Вскоре на новой сцене труппой Фёдора Корша была дана комедия Николая Гоголя «Ревизор». Одно из самых знаменательных событий в театре Лианозова произошло 9 января 1885 года: зрители увидели «Русалку» Александра Даргомыжского в постановке Частной оперы Саввы Мамонтова. Доводилось выступать в стенах этого театра и итальянским оперным певцам Франческо Таманьо и Анджело Мазини. В январе 1891-го здесь выступал русский оперный певец Леонид Собинов.

В 1902 году текстильный фабрикант и меценат Савва Морозов арендовал здание Георгия Лианозова в Камергерском переулке для Московского Художественного театра (МХТ), основанного четырьмя годами ранее Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Согласно контракту, Морозову предоставлялось право произвести в доме целый ряд переделок и перестроек.

Реконструировать здание Савва Морозов пригласил известного архитектора Фёдора Шехтеля, взявшегося за дело абсолютно безвозмездно. Меценат оплачивал все работы и лично контролировал стройку. «Он [Морозов] выстроил нам на собственные средства новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководился при стройке, гласил: всё — для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре», — вспоминал Станиславский.

 

Московский Художественный театр в Камергерском переулке (бывший дом Георгия Лианозова), между 1905 и 1915 годами. Источник

 

За три летних месяца 1902 года здание преобразилось. Первый после переезда сезон МХТ открылся уже в октябре пьесой Максима Горького «Мещане». Театр Станиславского и Немировича-Данченко и по сей день встречает своих зрителей в том же доме в Камергерском переулке (с 1989-го театр носит имя Антона Павловича Чехова).

Фёдор Шехтель, выбрав для МХТ стиль модерн, полностью переделал интерьеры. «В отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы без нужды не утомлять глаз зрителей и приберечь эффект ярких красок исключительно для декораций и обстановки сцены», — замечал Станиславский. Фасад же здания практически не подвергся переделке, за исключением декоративных элементов, светильников, дверей, оконных переплётов. Над правым подъездом появился горельеф работы скульптора Анны Голубкиной «Море житейское».

Вместе с оформлением интерьеров Фёдор Шехтель выполнил эскиз занавеса со знаменитой эмблемой Художественного театра — летящей над волнами чайкой (в память об успехе чеховской «Чайки» в постановке МХТ 1898 года). «Новый театр очень хорош; просторно, свежо, нет дешёвой, бьющей в нос роскоши. <…> „Дядю Ваню“ играют чудесно», — писал Антон Чехов 5 ноября 1902 года театральному режиссёру Леопольду Сулержицкому.

17 (29) января 1904 года, в день рождения Антона Павловича, на сцене МХТ состоялась премьера его пьесы «Вишнёвый сад». «…на первом представлении „Вишнёвого сада“, 17 янв<аря>, меня чествовали, и так широко, радушно и в сущности так неожиданно, что я до сих пор никак не могу прийти в себя», — делился Чехов в письме литературному критику Фёдору Батюшкову. Поздравления были и от Саввы Морозова и Георгия Лианозова.

Текст подготовила
журналист, редактор
Рипсиме Галстян


Продолжение материала читайте во второй части:


ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Дадаян Х.З. Армяне и Баку (1850-е гг. – 1920 г.) / перевод с армянского языка Л. Меликсетян. — Ереван : Научно-образовательный фонд «НОРАВАНК», 2007.

2. История московских районов : энциклопедия / под редакцией К.А. Аверьянова. — Москва : Астрель ; АСТ, 2005.

3. Коробко М.Ю. Москва усадебная : путеводитель. — Москва : АНО ИЦ «Москвоведение» ; ОАО «Московские учебники», 2005.

4. Лианозово ушедшее, родное : историко-литературный сборник : в 3 т. / редактор-составитель Н.В. Каретникова. — Москва : Издательство «Порт приписки», 2021. — Т. 1.

5. Марисова Н.Д. Архитектурная история усадьбы С.М. Лионозова в Астрахани / Н.Д. Марисова, С.А. Березкин ‖ Львовские чтения : сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, г. Астрахань, 8‒9 ноября 2022 года / под общей редакцией С.А. Березкина. — Астрахань : Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, 2023. ― С. 60–67.

6. Марисова Н.Д. Культурно-художественное наследие семьи нефтяных королей Лионозовых (Лианозовых, Lianozoff, Саарбековых, Муромцевых) ‖ Музей и время : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 2 декабря 2016 года. ― Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2017. ― C. 77–83.

7. Марисова Н.Д. Музейное пространство: гений места усадьбы С.М. Лионозова / Н.Д. Марисова, Р.М. Айбулатова ‖ Музей и время : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 2 декабря 2016 года. ― Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2017. ― C. 84–88.

8. Мирзоян Г. Лианозовы. Короли серого и черного золота / Г. Мирзоян, М. Мирзоян ‖ Ноев ковчег. ― № 20 (203). ― 2012.

9. Мирзоян Г. Москва армянская [Лианозовы] / Г. Мирзоян, М. Мирзоян ‖ Ноев ковчег. ― № 21 (227). ― 2013.

10. Материалы сайта Астраханского музея-заповедника.

11. Материалы сайта Московского Художественного театра имени А.П. Чехова.

12. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — Москва : Вагриус, 2003.

Фото обложки: главный дом усадьбы Алтуфьево / wikimedia.org

История семьи Лианозовых — от побережья Каспия до подмосковной усадьбы. Часть I