Как поиски Земного Рая повлияли на картографию Армении

Как поиски Земного Рая повлияли на картографию Армении

Вопрос о местонахождении Земного Рая волновал учёных и теологов XVII века. Одним из ключевых исследователей этой темы был епископ Авранша, монсеньор Юэ. В 1652 году, будучи учеником историка и географа Бошара, он отправился в Швецию по приглашению королевы Кристины. Там они изучали древние рукописи, в том числе труды Оригена, и пришли к выводу, что Рай находился у слияния Тигра и Евфрата.

 

Изображение из атласа Затика Ханзадяна «Историческая картография Армении»

 

Вернувшись во Францию, Пьер Даниэль Юэ основал академию в Кане (1662), дискуссии в которой привлекли внимание королевского двора. В 1674 году Юэ стал помощником наставника Великого Дофина — Жак Бенинь Боссюэ, автора «Рассуждения о всемирной истории» и «Истории политической мысли в Священном Писании». Боссюэ окружил себя выдающимися умами того времени: аббатом де Ла Бру, Пелиссоном, аббатом Бенодо, ориенталистом Эрбело, аббатом Флёри и аббатом де Фенелоном. В этом кругу, как и во Французской академии, активно обсуждалось местоположение Рая. Под влиянием Боссюэ, Юэ и особенно Эрбело, французская церковь поместила его у истоков Евфрата, Тигра, Аракса и Фасиса — в Армении.

 

Изображение из атласа Затика Ханзадяна «Историческая картография Армении»

 

Это отразилось даже в живописи: на картине Жана-Леона Жерома «Век Августа. Рождение Христа» Великая и Малая Армения изображены рядом с колыбелью Иисуса.

 

Жан-Леон Жером «Век Августа. Рождение Христа» (1855)

 

Эти исследования легли в основу карты, составленной ориенталистом Старком, который был учеником Бернхарда Варена — известного географа и специалиста по библейской экзегезе, чья работа (1664) оказала огромное влияние на современников: Ньютон перевёл её на английский, Харцио создал на её основе карту Востока, а де Пюизьё — французский перевод. Две мировые карты — французская и армянская — стали результатом этих изысканий.

Армянская карта мира (Амстердам, 1695), известная как карта Воскана Ереванци, создана армянскими учёными-печатниками Матевосом, Товмасом и братьями Нуриджанян при поддержке Петра I.

В 1717 году Пётр I посетил Париж, где познакомился с братьями Делиль — географами и членами Французской академии. Результатом этой встречи стали первые французские и русские карты Армении. Позже, по просьбе императрицы Екатерины II, Жозеф-Никола Делиль основал в Москве первую российскую астрономическую школу (1725). Преемницей французской школы Делиля стала московская армянская школа Лазаревых, специализировавшаяся на языках и востоковедении. Она стала центром исследований для многих учёных, включая Бургиньона д’Анвиля, Александра Гумбольдта, Броссе, Клапрота, Рейхарда, Бонна и других. Стоит отметить и труд потомка Старка — Старк-Манна, автора «Географического справочника юриста» (1792), известного как «Вогезский» (1792). Он провел географическое исследование древних путей сообщения между Чёрным и Каспийским морями.


Материал подготовлен на основе текстов, включённых в атлас Затика Ханзадяна «Историческая картография Армении».

Как поиски Земного Рая повлияли на картографию Армении