Георгий Яралян: смех сквозь линии

Георгий Яралян (1927 – 2011) — армянский художник-график, мастер дружеского шаржа, карикатурист, заслуженный деятель искусств Республики Армения (2009), почётный член «Ассоциации художников Армении». Его творчество, охватывающее более шести десятилетий, оставило заметный след в истории армянской сатирической графики. Яралян обладал уникальным даром видеть комизм в повседневной жизни, политике и общественных явлениях, отражая его в своих острых, но добрых работах.
Детство художника прошло в Гяндже, в 1929 году семья переехала в Тбилиси. С 1946 года Яралян обосновался в Ереване, где в 1947 году поступил на графический факультет Ереванского художественно-театрального института. Именно здесь началось формирование его художественного стиля, который впоследствии нашёл отражение в тысячах рисунков, шаржей, карикатур и иллюстраций.
Творческий путь Яраляна начался в 27 лет на страницах армянских газет. Особенно часто его работы появлялись в газете «Возни», а позднее, на протяжении 14 лет, — в газете «Азг». Сотрудничал он и с московским «Крокодилом» и лос-анджелесским журналом «Храбрый Назар».
Яралян был мастером психологического портрета. Несколькими точными штрихами при завидной экономии изобразительных средств он добивался удивительного сходства и внутренней выразительности. Его шаржи на писателей, деятелей театра и других известных личностей публиковались во многих изданиях. Художник не просто фиксировал внешность, но и передавал характер, настроение. Интересно, что порой во время работы он делал заметки о содержании бесед с моделями, что придавало его шаржам дополнительную глубину.
Георгий Яралян. Дружеские шаржи. Источник: Кино Армении. — М.: Крон-пресс. 1994
Георгий Яралян. Дружеские шаржи. Источник: Кино Армении. — М.: Крон-пресс. 1994
Георгий Яралян. Дружеские шаржи. Источник: Кино Армении. — М.: Крон-пресс. 1994
В конце 1960-х годов Яралян часто бывал в издательстве «Айастан», где создавал портреты и шаржи известных деятелей армянской культуры — Шираза, Карписа Суреняна, Амо Сагияна, Сильвы Капутикян, Геворга Эмина, Паруйра Севака и многих других. Сам художник признавался, что редакции охотнее публиковали шаржи, вызывающие улыбку у читателей, чем серьёзные портреты.
Георгий Яралян. Константин Сараджев. 1949. Изображение из открытых сетевых источников
Георгий Яралян. Константин Орбелян и его оркестр. 1975. Изображение из открытых сетевых источников
Выставки карикатур и шаржей Яраляна проходили в фойе театров, а позднее — в культурном центре «Текеян». Помимо сатирических работ, художник создавал и лирические пейзажи, натюрморты, иллюстрации к книгам. В этих произведениях он проявлял себя как тонкий наблюдатель, способный увидеть и передать красоту окружающего мира.
Георгий Яралян. Лусине Закарян. Изображение из открытых сетевых источников
Георгий Яралян. Арно Бабаджанян. Изображение из открытых сетевых источников
Георгий Яралян был автором плакатов, сатирических картин и альбомов, оформил и проиллюстрировал около 450 книг, среди которых «Народные сатиры» (1992), «Гюмрийские анекдоты» (1993), «Басни Эзопа» (1994), «Осенний караван», «Страна Наири» Егише Чаренца. В 1969 году художник был награждён медалью московской выставки «Песня-69» за сатирические картины «Марш из Вьетнама на место» и «Мир». Работы Яраляна экспонировались на выставках в Армении, России, Болгарии, Италии, Сирии, Иране, Дании, США. Персональные выставки художника прошли в Ереване (1978) и Дании (2004). Многие его произведения хранятся в Национальной галерее Армении и других музеях.
В последние годы жизни Яралян обратился к живописи маслом и акварелью, чувствуя потребность взглянуть на мир иначе — не сатирически:
«Мечтаю опубликовать альбом лучших моих работ, получить звание Народного художника, акварелью нарисовать Арарат. Я хотел бы очутиться в таком месте, откуда контуры Арарата были бы четкими, я всегда говорю — Арарат, каким его многие рисуют, — это не настоящий Арарат, не настоящие его контуры. Арарат имеет свое лицо — я мечтаю написать настоящее лицо горы Арарат».
Георгий Яралян. Мартирос Сарьян. Изображение из открытых сетевых источников
Георгий Яралян. Оган Дурян. 1973. Изображение из открытых сетевых источников
«Искусство — красивая ложь, но помогает человеку жить. Без лжи никак не обойтись, так: если человек тяжело болен, и врач скажет ему, что он умрет, — человек тут же останется на месте, но если врач солжет, то вылечит словом. И искусство — лечение именно такого рода», — считал Яралян.
Источники:
Нос Арно и другие шаржи на музыкантов (Канал карикатур);
Карикатура на великую Лусине и не только (Канал карикатур);