Жизнь и творчество Акопа Коджояна

13 декабря 1883 года родился график и живописец Акоп Коджоян. В день его рождения вспоминаем биографию художника, ключевые работы и размышляем о его вкладе в развитие национального искусства.

 

Акоп Коджоян. Источник: Р.Г. Дрампян. Акоп Коджоян. Москва: «Советский художник», 1960

 

Акоп Карапетович (Яков Карпович) Коджоян родился в Ахалцихе в семье ювелира. Его детство прошло во Владикавказе. Там он учился в городском училище и одновременно помогал отцу в мастерской, где старшие братья учили его ювелирному делу, гравировке и чеканке.

Профессиональное образование Коджоян получал уже в Москве: в шестнадцать лет он поступил в мастерскую гравёра Прусова. Затем отправился учиться в Мюнхен (с 1903 по 1907 годы): сначала он посещал студию Антона Ашбе, потом поступил в Мюнхенскую Академию художеств. После окончания Академии в 1907 году он уехал в Париж, а в Россию вернулся только в 1909 году.

Искусствовед Рубен Григорьевич Дрампян в своей монографии «Акоп Коджоян» пишет, что вскоре после возвращения из-за границы, художник отбывал воинскую повинность, затем в начале Первой мировой войны был мобилизован и демобилизовался лишь в 1917 году. Всё это время у Акопа Карапетовича не было возможности заниматься любимым делом. Это объясняет, почему так мало работ Коджояна начала XX века дошли до нас. Из ранних нам известен его этюд с двумя ювелирами 1902 года и две работы мюнхенского периода: этюдный портрет художника Дубаха (1903) и «Автопортрет» (1907).

В 1918 году Коджоян поехал в Ани вместе с археологической экспедицией Н.Я. Марра. Эта поездка стала важной вехой для его творчества. Разрушенная средневековая столица Армении, её величественные замки, церкви и остатки фресок безмерно впечатлили художника. На основе акварельных этюдов и зарисовок, которые он сделал там, в 1919 году появилась картина «Руины Ани». В последующие годы Коджоян часто возвращался к теме Ани в живописи и графике.

 

Акоп Коджоян. Руины Ани. 1919. Источник

 

В начале 1920-х годов Коджоян жил около двух лет в Иране, в Тавризе. Его впечатления того периода отразились в жанровых полотнах «Улица в Тавризе» и «Столовая в Тавризе». Также он написал несколько небольших картин: «Дети Тавриза», «Персидский базар», «Персиянка» и «Тавризские собаки».

 

Акоп Коджоян. Улица в Тавризе. 1922. Источник: В.Н. Арутюнян. Искусство Армянской ССР. Ленинград: «Аврора», 1972

 

В 1922 году Коджоян приехал в Ереван, где активно участвовал в создании культуры молодой республики. В двадцатые годы творчество Коджояна было очень разнообразным. Он продолжал заниматься станковой графикой, стал оформлять первые советские журналы и книги.

Графические работы Коджояна, созданные в двадцатые годы, показывают его высокий профессионализм. Одна из самых важных и сложных работ того периода — графическая композиция «Давид Сасунский». Армянский народный эпос с его богатым поэтическим содержанием всегда вдохновлял Коджояна. Язык эпоса, его образы и идея народной борьбы за свободу были очень близки художнику. В центре композиции — Давид на коне с мечом-молнией. Вокруг него — иллюстрации к эпосу.

 

Акоп Коджоян. Давид Сасунский, 1922. Источник

 

Красивый рисунок и гармоничные цветовые переходы мы видим и в другой работе Коджояна — «Ахалцихские женщины». На фоне, напоминающем ковровый орнамент, изображены женские фигуры в национальных костюмах. Цвета листа сочетаются: тёмная густая листва, белые кружева, мягкие оттенки коричневого и розового в женской одежде. Художник подробно прорисовал детали нарядов и украшения. Фон сделан со вкусом, каждая розетка в орнаменте уникальна.

 

Акоп Коджоян. Ахалцихские женщины. Изображение из открытых сетевых источников

 

В графических работах того времени — «Армянский герольд», «Спящая персиянка», «Армянская стилизация» — есть элементы сказочности. Это видно и в образах, и в сюжетах, и в том, как они изображены: много орнаментов и тонко выверенных деталей.

 

Акоп Коджоян. Армянский герольд. 1921. Источник: В.Н. Арутюнян. Искусство Армянской ССР. Ленинград: «Аврора», 1972

 

«Как ни разносторонен Коджоян, и у него есть свои излюбленные сюжеты. Это эпические сказания, древние легенды и сказки. Именно в них полностью раскрываются лучшие стороны его дарования — богатейшая фантазия, способность к выдумке, чувство декоративности цвета», — пишет Рубен Григорьевич Дрампян.

 

Акоп Коджоян. Армянская стилизация. 1921. Изображение из открытых сетевых источников

 

«Обращение Коджояна к эпосу и сказкам по существу открыло в армянском искусстве почти нетронутую область. В армянском искусстве до Коджояна было немного работ на эпические и сказочные темы — всего лишь несколько произведений В. Суреняна и Е. Татевосяна.

В этом отношении значение Коджояна для армянского искусства равносильно той роли, которую в России в своё время имела деятельность В. Васнецова, М. Врубеля, Е. Поленовой и др.», — убеждён Дрампян.

 

Акоп Коджоян. Спящая персиянка. 1921. Изображение из открытых сетевых источников

 

Также в монографии Дрампяна: «В конце 1920-х годов Коджоян впервые пробует себя в Ксилографии. Исполненные им в 1928 и 1929 годах четыре гравюры на дереве — «Жатва», «Ленинакан после землетрясения», «Въезд Красной Армии в село Карчеван» и «Дзорагюх» — показывают, как блестяще владел художник этой трудной техникой гравирования».

 

Акоп Коджоян. Въезд Красной Армии в Карчеван. 1929. Источник: В.Н. Арутюнян. Искусство Армянской ССР. Ленинград: «Аврора», 1972

 

1930 году Коджоян пишет большую картину «Расстрел коммунистов в Татеве». Она считается одной из первых или даже самой первой картиной в армянской советской живописи на историко-революционную тему, отмечает искусствовед Р.Г. Дрампян.

 

Акоп Коджоян. Расстрел коммунистов в Татеве. 1930. Источник: В.Н. Арутюнян. Искусство Армянской ССР. Ленинград: «Аврора», 1972

 

Книжная графика — важная часть наследия Акопа Коджояна. Его работы тридцатых годов заложили основы художественного оформления книги и стали важной школой для следующих поколений армянских художников. Коджоян оформлял и иллюстрировал книги всю свою жизнь. Но именно в тридцатые годы он полностью и всесторонне раскрыл свой талант мастера книги. Он видел книгу как цельный художественный организм и старался передать её содержание в ярких, правдивых образах. Это объясняет, почему он так точно выбирал графические средства и использовал богатую фантазию в каждом своём решении. Сам художник говорил, что самыми удачными он считал оформления книг М. Горького, Е. Чаренца, Саят-Новы, Н. Зарьяна.

 
 

Эскизы и иллюстрации Акопа Коджояна разных лет. Источник

То, что Коджоян провёл детство в ювелирной мастерской отца и хорошо знал художественное ремесло, повлияло на его дальнейший интерес к прикладному искусству. В середине сороковых годов он делал эскизы серебряных изделий. А позже, в пятидесятых, — работал с керамикой. Его эскизы серебряных кувшинов, блюд и чаш показывают разнообразие форм и украшений. Художник придумывал рисунки с растительными и геометрическими орнаментами. Он также добавлял в свои изображения мотивы сказочной птицы сирин. Работы Коджояна в этой области сильно повлияли на развитие армянского прикладного искусства в последующие годы.

Акоп Коджоян работал всю свою жизнь и умер весной 1959 года. Его произведения хранятся в Русском музее в Ленинграде, в Музее искусств народов Востока в Москве и в Картинной галерее Армении. Мастера стали широко признавать уже в тридцатые годы. В то время его работы показывали на международных выставках советской графики в Лондоне, Филадельфии и Данциге. В 1973 году в Ереване открыли Дом-музей Коджояна.


Источники:

  1. Р.Г. Дрампян. Акоп Коджоян. Москва: «Советский художник», 1960;

  2. В.Н. Арутюнян. Искусство Армянской ССР. Ленинград: «Аврора», 1972;

  3. Н.С. Степанян. Искусство Армении. Черты историко-художественного развития. Москва: «Галарт», 2007;

  4. Мастер гармонии и цвета: Акоп Коджоян;

  5. Биография художника;

  6. Художник тонкого письма.

Восток и Запад в творчестве Акопа Коджояна
Как устроена армянская волшебная сказка
Жизнь и творчество Акопа Коджояна