История семьи Маркарян, покинувшей свою родину — Трапезунд

История семьи Маркарян, покинувшей свою родину — Трапезунд

Вилайет Трапезунд, зажатый между Чёрным морем и Понтийским хребтом, находился на северо-востоке Османской империи. Население вилайета составляло один миллион пятьсот тысяч жителей. Накануне Первой мировой войны он был одним из самых густонаселённых регионов империи.

Трапезундский вилайет в 1890 году. Источник: wikipedia.org

Трапезундский вилайет в 1890 году. Источник: wikipedia.org

Трапезундский вилайет делился на четыре санджака — Трапезунд, Джаник, Лазистан и Гюмюшхане. Население вилайета состояло главным образом из греков, турок, лазов, аджарцев и абхазов, также в нём проживало процветающее армянское меньшинство численностью в 73 395 человек. Они жили в ста восьмидесяти городах и деревнях, в которых находилось сто шесть церквей, три монастыря и сто девяносто школ с общим количеством учащихся 9254 человека, а также несколько католических и протестантских школ.

В Трапезунде в XVI веке был основан патриарший приход Армянской апостольской церкви. В XV–XVI веках армяне возвели церкви Пресвятой Богородицы, Чархапан (или Святого Степаноса), Святого Ованеса. В монастыре Всеспасителя действовал армянский скрипторий. В Самсуне — центре епархии и санджака Джаник — действовали две церкви (апостольская и евангельская), а также два училища.

В Трапезунде находились ассоциация «Гаянян», отделения обществ «Айказян», «Сюняц», «Святой Степанос», «Усумнасирац» и национальные школы. Выпускались периодические издания «Парос», «Харисх», «Гехчук», «Понтос», «Бжишк», в Самсуне издавался исторический журнал «Дпроц».

Административным центром Трапезундского вилайета был город Трапезунд, где находилась резиденция вали (наместника вилайета). В Трапезунде насчитывалось 5539 армян, в том числе семьсот пятьдесят католиков и сто пятьдесят протестантов.

Трапезунд. Побережье Чёрного моря. Фотография 1890 года. Фото: pastvu.com

Трапезунд. Побережье Чёрного моря. Фотография 1890 года. Фото: pastvu.com

Трапезунд был важным транзитным портом, в котором размещалось большое количество ханов, действовали консульства всех ведущих держав того времени, конторы судовладельцев и дома богатейших греческих и армянских торговцев, расположенные рядом с портом вокруг центральной площади, известной как Гяур Мейдан.

По данным Константинопольского Армянского патриаршества (1922 год), до 1915 года в Трапезундском вилайете численность армян составляла 65 000 человек, после — 15 000 человек.

История одной семьи

Среди выживших в Геноциде армян и покинувших свой дом была семья Маркарян — Маркар, Азнив и их дочь Лусик. Об их истории редакции Армянского музея Москвы рассказала внучка Лусик — Людмила Пурпуриди-Ахобадзе.

У Людмилы хранится документ, свидетельствующий, что ее предки были беженцами из Трапезунда. «Дано сие гр. Маркару Маркаряну 57 л. [лет] в том, что он действительно беженец из Гумишхана, Трапезунд. вилайета, и что при нем жена Азнив 50 л. и дочь Лусик 17 л.», — сообщается в удостоверении, датированном июнем 1922 года.

© Людмила Пурпуриди-Ахобадзе

© Людмила Пурпуриди-Ахобадзе

Людмила с сожалением отмечает, что в семье не сохранилось фотографий прадедушки Маркара и прабабушки Азнив. Историю о них передала Людмиле её мама, которой известно о судьбе родных со слов бабушки Лусик.

Из Турции Маркара, Азнив и Лусик перевезли на пароходе в Крым. Жили они в Симферополе. В 1920-х многие из Симферополя переехали в Батуми, надеясь вернуться в свои покинутые дома. Однако в 1921 году границы закрылись, и Маркар со своей семьёй обосновался в Батуми.

Бабушка Лусик в армянском национальном костюме (таразе). Фото из архива Людмилы Пурпуриди-Ахобадзе

Бабушка Лусик в армянском национальном костюме (таразе). Фото из архива Людмилы Пурпуриди-Ахобадзе

В Батуми было очень много беженцев из Гюмюшхане, Артвина, Муша и Байбурта. До Геноцида армян семья прадедушки Маркара занималась на родине изготовлением бастурмы и суджука, жили они в горной местности и держали овец.

Бабушка Лусик вышла замуж за Акопа Баликяна. «Его настоящая фамилия была Тер-Баликянц», — уточняет Людмила, рассказывая о своём дедушке. Семья дедушки Акопа происходила из иранского города Хой, что на севере от озера Урмия. Его родители успели уехать на родину в Иран. Они оставили старую бабушку с двумя своими сыновьями в Батуми, обещая за ними вернуться, но этого не произошло (опять же из-за закрытых границ).

Дедушка Акоп. Фото из архива Людмилы Пурпуриди-Ахобадзе

Дедушка Акоп. Фото из архива Людмилы Пурпуриди-Ахобадзе

«По семье дедушки и бабушки можно проследить за историей нашей страны. Дедушка Акоп, работая заместителем директора Кожзавода, в декабре 1937 года был арестован на 10 лет как „враг народа“. Он сидел в Кировской области, но был реабилитирован. Бабушка Лусик жила в Батуми. Её сестра во время оккупации жила в Симферополе, после чего с семьёй была выслана из Крыма в Кемеровскую область в город Прокопьевск. В 1954 году они переехали в Батуми», — рассказывает Людмила о жизни своих родных, в которой отразились все тяготы и невзгоды прошлых эпох.

Если вы хотите рассказать историю своей семьи и принять участие в проекте «Семейный архив», пишите нам на почту info@armmuseum.ru

Историческая часть статьи подготовлена по книге Раймона Кеворкяна «Геноцид армян» (Москва, Яуза-каталог, 2015) и каталогу к выставке «Армения. Легенда бытия» (Москва, Редакционно-издательский отдел ГИМ, 2016).

История семьи Маркарян, покинувшей свою родину — Трапезунд